НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 11.01.2017 № 33А-23057/2016

Судья Пестерникова М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2017 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шумкова Е.С.,

судей Кормильцевой И.И., Шабалдиной Н.В., при секретаре Пархоменко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,

по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 30 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России № 16 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам за 2014 год и пени, в том числе: по транспортному налогу в сумме 987 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1 024 рубля 14 копеек; по налогу на имущество физических лиц в сумме 18 077 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 3 642 рубля 50 копеек (ОКТМО 65751000), пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 9 рублей 85 копеек (ОКТМО 65717000); по земельному налогу в сумме 531 рубль, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 226 рублей 31 копейка.

В обоснование указала, что административный ответчик в 2014 году являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога. Обязанность по уплате налогов в установленный законом срок административным ответчиком не была исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, 06 октября 2015 года и 07 ноября 2015 года административным истцом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налогов, пени, предоставлен срок для добровольной уплаты до 18 ноября 2015 года, а также до 17 декабря 2015 года соответственно. Требования добровольно исполнены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 30 августа 2016 года производство по делу в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 987 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 182 рубля 29 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 18 077 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 663 рубля 15 копеек; недоимки по земельному налогу в сумме 531 рубль, пени по земельному налогу в сумме 70 рублей прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала. Указала, что обязанность по уплате налогов административным ответчиком надлежащим образом не исполнялась, в связи с чем образовалась недоимка по налогам, которая была взыскана судебными приказами. Задолженность по налогам за предыдущие периоды не погашена, судебные приказы не исполнены, в связи с чем производятся начисления пени по налогам.

Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения требований в части взыскания пени на недоимку прошлых лет, заявил о пропуске срока исковой давности по требованиям о взыскании пени за период с 2008 по 2012 года.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 30 августа 2016 года административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Свердловской области к ФИО1 удовлетворено: с ФИО1 взысканы пени за период с 08 ноября 2014 года по 01 ноября 2015 года в общей сумме 2 986 рублей 48 копеек, в том числе: пени по транспортному налогу в доход бюджета Свердловской области в сумме 841 рубль 85 копеек, по налогу на имущество физических лиц в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» в сумме 1 979 рублей 35 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в доход муниципального образования «Горноуральский городской округ» в сумме 9 рублей 85 копеек, пени по земельному налогу в доход муниципального образования «Горноуральский городской округ» в сумме 155 рублей 43 копейки, а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, применить к требованиям о взыскании пени за период с 2008 года по 2012 год последствия пропуска срока исковой давности. В обоснование указывает на то, что суд необоснованно отклонил его доводы в части применения трехлетнего срока исковой давности; административным истцом доказательств надлежащего уведомления об уплате налогов за предыдущие периоды не представлено; также полагает, что судом при принятии решения неверно указан период, за который взыскиваются пени.

Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Свердловской области, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом факсимильной связью 06 декабря 2016 года, почтовой связью 06 декабря 2016 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. От представителя административного истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв административного истца на апелляционную жалобу, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дополнительно представленные представителем административного истца документы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как видно из материалов дела, налогоплательщик ФИО1 в спорные налоговые периоды являлся собственником: автомобиля марки ВАЗ-21102, государственный регистрационный знак мощность двигателя 72 л.с, дата постановки на регистрационный учет 25 ноября 1999 года; автомобиля марки Форд Скорпио, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 105 л.с., дата постановки на регистрационный учет 18 мая 2000 года; земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, поселок Черноисточинск, ул. ..., дата возникновения права собственности 07 марта 2008 года, дата прекращения права собственности 06 апреля 2015 года; земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, поселок Висим, ул. ..., дата возникновения права собственности 08 ноября 2007 года; земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, поселок Висим, ул. ..., дата возникновения права собственности 22 августа 2008 года; жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, Пригородный район, поселок Висимо- Уткинск, ул. ... дата возникновения права собственности 19 сентября 2007 года; квартиры, расположенной по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, пр-кт. ..., дата возникновения права собственности 19 марта 2003 года.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 16 по Свердловской области ФИО1 был начислен транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог за 2014 год, направлено налоговое уведомление заказным письмом со сроком уплаты налога до 01 октября 2015 года.

В установленный законом срок, указанный в уведомлении, ФИО1 обязанность по уплате налогов не исполнил.

06 октября и 07 ноября 2015 года в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 16 по Свердловской области в адрес ФИО1 направлены требования об уплате задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2014 год, пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе за предыдущие периоды, предоставлен срок для добровольного исполнения до 18 ноября 2015 года и 17 декабря 2015 года соответственно.

Требования в установленный срок исполнены не были, 11 августа 2016 года, после обращения административного истца в суд, административным ответчиком произведена уплата транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за 2014 год.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 16 по Свердловской области в части взыскания пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе за предыдущие периоды (учитывая погашения задолженности по налогам за 2014 год), проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков взыскания налогов и пени, сроки на обращение в суд, пришел к выводу об обоснованности начисления пени на недоимку по налогам за предыдущие периоды, установив, что административным ответчиком обязанность по уплате налогов надлежащим образом не исполнялась, взысканная задолженность по налогам за предыдущие периоды ФИО1 не уплачена.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основанными на материалах дела.

Административным ответчиком не оспаривалось, что в спорный период он являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, а также земельного налога. Доказательств надлежащего исполнения конституционной обязанности по уплате налогов, в том числе за предыдущие периоды, суду первой инстанции, а также суду апелляционной инстанции административным ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к несогласию с начислением налоговым органом пени по налогам за предыдущие периоды, а именно с 2008 года по 2012 год, пропуску трехлетнего срока исковой давности по требованию о взыскании пени по налогам за указанный период.

Судебная коллегия, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о их несостоятельности, поскольку данныедоводы административного ответчика основаны на неверном понимании норм действующего налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Как следует из материалов дела, административным истцом заявлены ко взысканию пени за период с 08 ноября 2014 года по 01 ноября 2015 года на недоимку по транспортному налогу за 2008 - 2014 года; пени за период с 01 ноября 2014 года по 03 октября 2015 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2008 год, а также за период с 08 ноября 2014 года по 03 октября 2015 года за 2008 - 2014 года; пени за период с 08 ноября 2014 года по 01 ноября 2015 года на недоимку по земельному налогу за 2010 - 2014 года.

Суд первой инстанции, проверив обоснованность взыскания пени на недоимку по налогам за предыдущие налоговые периоды, пришел к выводу о законности начисления административным истцом пени на недоимку по налогам за 2008 - 2013 года, установив, что у административного ответчика имеется непогашенная задолженность по налогам за указанный период, при этом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности.

Действительно, административный ответчик не оспаривал наличие у него задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2008 - 2013 года, по уплате земельного налога за 2010 - 2013 года, а также взыскания налоговым органом в установленном законом порядке задолженности по указанным налогам. Доказательств погашения задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за указанные периоды административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного истца оснований для начисления и взыскания пени по налогам за указанные периоды.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении административным истцом сроков взыскания пени. Как следует из материалов дела и не опровергнуто административным ответчиком, задолженность по налогам за предыдущие периоды административным ответчиком до настоящего времени не погашена, в связи с чем в силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, у административного истца право требования по взысканию пени не утрачено. Порядок и процедура взыскания пени, установленная статьями 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом не нарушены.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал законными действия налогового органа по начислению пени за период с 08 ноября 2014 года по 01 ноября 2015 года на недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2008 -2013 года, земельному налогу за 2010 - 2013 года.

Судом первой инстанции, представленный административным истцом расчет пени проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен. Доказательств уплаты пени административным ответчиком не представлено. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не находит.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является правильным, выводы суда о взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату налогов соответствуют материалам дела, оснований для изменения или отмены по существу правильного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.С. Шумков

Судьи И.И. Кормильцева

Н.В. Шабалдина