66RS0004-01-2020-004767-05
Судья Киприянова Н.В. дело № 33-2203/2021 (2-3914/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Екатеринбург 10.02.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В. и Зоновой А.Е. при ведении протокола помощником судьи Гусевой М.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ( / / )1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12.10.2020.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Кондовиной А.Н., истца Чичонкова А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чичонков А.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что 18.12.2019 он подал в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Екатеринбурга Свердловской области заявление о назначении пенсии по старости в соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от 31.03.2020 ему было отказано в назначении пенсии, так как, по мнению ответчика, он имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости только на дополнительную величину два года, а не на предельную три года. С таким решением истец не согласен, просит суд признать его незаконным, обязать пенсионный орган назначить ему досрочную пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 18.12.2019, с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины 300 руб. и составлению искового заявления 1500 руб.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12.10.2020 исковые требования Чичонкова А.А. удовлетворены частично: признано незаконным в части решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Екатеринбурга Свердловской области от 31.03.2020 № 1789573/19 об отказе в назначении пенсии; признан факт проживания Чичонкова А.А. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (<адрес>, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Черонбыльской АЭС») в период с 20.11.1987 по 01.02.1998, а также период работы с 01.01.1998 по 31.12.1998 в ОАО «Никольский леспромхоз»; на Управление возложена обязанность назначить Чичонкову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 17.06.2020; с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы 300 руб. на оплату государственной пошлины, 1500 руб. на оплату юридических услуг.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой был восстановлен определением суда от 11.12.2020, ответчик просит отменить решение суда в части признания незаконным решения от 31.03.2020 и возложении на Управление обязанности назначить Чичонкову А.А. досрочную пенсию с 17.06.2020, а также в части признания факта работы Чичонкова А.А. на территории зоны с льготно-экономическим статусом с 01.01.1998 по 31.12.1998 в ОАО «Никольских леспромхоз», принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований. Указывает на недоказанность факта проживания истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986) по 30.06.1986 и как следствие наличие у истца права выхода на пенсию с учетом снижения возраста на 2, а не на 3 года. Период работы истца с 01.01.1998 по 31.12.1998 в ОАО «Никольский леспромхоз» не может быть зачтен как период работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в связи с тем, что территория Никольского района Пензенской области была исключена Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 из перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Просит применить принцип пропорционального распределения судебных расходов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Кондовина А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что решением ответчика от 08.12.2020 № 0001 Чичонкову А.А. с 17.06.2020 назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пп.7 п.1 ст.10 Закона № 166-ФЗ. Данное решение было принято на основании оспариваемого решения суда по указанию Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области. В подтверждение изложенного ответчиком представлены решение о назначении пенсии от 08.12.2020, протокол начисления пенсии и протоколы разовой выплаты от 14.12.2020.
Истец Чичонков А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ответчика, подтвердил, что с декабря 2020 года ему производится выплата пенсии по старости.
Заслушав объяснение сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, 18.12.2019 Чичонков А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Екатеринбурга с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с применением норм Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от 31.03.2020 № 1789573/19 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия права на нее, поскольку ответчик пришел к выводу о возможности снижения возраста истца при назначении пенсии по старости досрочно только на два года.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п.7 ч.1, п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», п.8 ч.1 ст.13, ст.ст. 34, 35 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на три года, учитывая доказанным факт его проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с 26.04.1986 по 30.06.1986. Также суд счел установленным факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 20.11.1987 по 01.02.1998, а также факт работы истца на территории такой зоны с 01.01.1998 по 31.12.1998. Поскольку принадлежность истцу документов, подтверждающих факт проживания истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, была установлена решением суда от 30.04.2020, вступившим в законную силу 02.06.2020, учитывая, что такое решение было предъявлено истцом ответчику 17.06.2020, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, возложив на ответчика обязанность по назначению ему досрочной пенсии по старости с 17.06.2020.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о наличии у истца права на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗО государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Как указано в примечании к ст.35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за сам факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период (с 26.04.1986 по 30.06.1986), непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011).
Решением ответчика от 31.03.2020 установлено, что Чичонков А.А. имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости только на дополнительную величину 2 года, по 1 году за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготно-экономическим статусом; в качестве такого периода ответчиком учтен период проживания истца в г.Никольске Пензенской области с 02.12.1987 по 01.02.1998, продолжительностью 10 лет 2 месяца.
Признавая права истца на снижение возраста на первоначальную величину (1 год), суд исходил из доказанности факта проживания истца на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период с 26.04.1986 по 30.06.1986. В обоснование таких выводов суд сослался на представленный в материалы дела военный билет, архивную справку Администрации Никольского района Пензенской области от 02.10.2019.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что указанные документы не подтверждают факт проживания истца на загрязненной территории в юридически значимый период.
Как следует из материалов дела, дубликат военного билета АЕ 2935535 выдан истцу военным комиссариатом Никольского района Пензенской области 12.01.2008 взамен утерянного. В военный билет внесена запись от 20.05.1984 об убытии истца к месту прохождения службы из военного комиссариата Никольского района Пензенской области, а также запись от 03.05.1986 об увольнении с военной службы на основании приказа МО СССР № 68 от 25.03.1986 и направлении в военный комиссариат Никольского района. Согласно пояснений истца военную службу он проходил в Германии.
Согласно архивной справке Администрации Никольского района Пензенской области от 02.10.2019 в документах архивного фонда ЗАО «Никольская ДСФ» в книге приказов по личному составу имеется приказ от 30.06.1986 о приеме Чиченкова А.А. на работу с 02.07.1986.
Таким образом, ни военный билет, ни архивная справка не подтверждают факт проживания истца в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 на территории, подвергшейся радиоактивного загрязнению согласно Перечню населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РФ.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истцу была разъяснена обязанность по доказыванию обстоятельства, имеющего юридическое значение, а именно факта проживания на загрязненной территории с 26.04.1986 по 30.06.1986. Чичонков А.А. от предоставления дополнительных доказательств отказался, просил рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
С учетом того, что факт проживания истца в указанный период относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности решения ответчика от 31.03.2020 об отказе в установлении истцу досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия у него права на снижение возраста выхода на пенсию на три года. С учетом уменьшения возраста на два года, право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению у Чичонкова А.А. возникнет в возрасте 58 лет, то есть с 20.12.2020.
Решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Управления от 31.01.2020 подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении названого требования.
Вместе с этим, с учетом представленных стороной ответчика новых доказательств, принятых судебной коллегий в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной с 17.06.2020, учитывая, что решением ответчика от 08.12.2020 Чичонкову А.А. была назначена досрочная пенсия по старости с 17.06.2020, бессрочно. Приняв такое решение, ответчик признал за истцом право на получение пенсии с указанной даты. Данное решение ответчиком не отменено, незаконным в установленном законом порядке не признано. Судебная коллегия учитывает, что решение о назначении пенсии ответчиком было принято самостоятельно, безотносительно приведения в исполнение решения суда от 12.10.2020. В судебном заседании представитель ответчика указала, что исполнительный лист не выдавался, решение о назначении пенсии принято по указанию Отделения Пенсионного фонда в Свердловской области уже после подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Судебная коллегия находит обоснованными доводы жалобы ответчика о неправомерном установлении периода работы истца на территории зоны с льготно-экономическим статусом в период с 01.02.1998 по 31.12.1998, учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу с 01.02.1998, г.Никольск в числе населенных пунктов Никольского района Пензенской области не поименован.
Вместе с этим, отмена решения суда в указной части правового значения не имеет, поскольку спорный период не влияет на дополнительную величину снижения пенсионного возраста истца, равную двум годам.
Решение суда в части установления периода проживания на загрязненной территории, начиная с 20.11.1987 и по 01.02.1998 ответчиком не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы отсутствуют.
Учитывая частичное удовлетворение заявленных истцом требований, принимая во внимание положение ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения судебного акта в части распределения судебных расходов. Взысканная в пользу истца сумма на оплату юридических услуг 1500 руб. соответствует требованиям разумности, с учетом сложности дела, объема оказанной юридической услуги по составлению искового заявления, частичного удовлетворения требований истца.
Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит. Нарушений требований процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12.11.2020 отменить в части удовлетворения иска Чичонкова А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской в Ленинском районе г.Екатеринбурга Свердловской области о признании незаконным в части решения от 31.03.2020 № 1789573/19, признании факта работы Чичонкова А.А. в ОАО «Никольский леспромхоз» на территории зоны с льготно-экономическим статусом в период с 01.02.1998 по 31.12.1998, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 12.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: | Волкова Я.Ю. |
Судьи: | Сорокина С.В. |
Зонова А.Е. |