НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 09.08.2022 № 33-12195/2022

Дело № 33-12195/2022

УИД 66RS0006-01-2021-006999-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 09.08.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 к Косых Наталье Александровне о взыскании необоснованно использованных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта,

по апелляционной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 на решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 20.04.2022.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 - Батуевой Е.С., действующей на основании доверенности №13 от 10.01.2022, ответчика Косых Н.А., судебная коллегия

установила:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 (далее - Управление социальной политики, Управление, территориальный орган социальной политики) обратилось в суд с иском к Косых Н.А. о взыскании суммы необоснованно израсходованных денежных средств государственной социальной помощи в размере 63627 руб. 34 коп.

В обоснование иска указал, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 №814-ПП «О реализации статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» Косых Н.А. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта. 25.02.2021 на заседании экспертной комиссии по подготовке предложений о мероприятиях, включаемых в программу социальной адаптации, в присутствии Косых Н.А. определена цель реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта, а именно осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. На заседании экспертной комиссии ответчик предложила при заключении социального контракта включить в программу социальной адаптации малоимущей семьи мероприятия, направленные на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств, материально-производственных запасов, принятие имущественных обязательств на праве аренды в соответствии с согласованной сметой затрат. Решением экспертной комиссии от 25.02.2021 программа социальной адаптации малоимущей семьи утверждена, социальный контракт №3 по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности с Косых Н.А. заключен. По условиям социального контракта, стороны несут ответственность за нарушение обязательств в соответствии с действующим законодательством. В марте 2021 года Управление социальной политики оказало Косых Н.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной выплаты на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации в размере 250000 руб. Согласно плану мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (приложение 31 к социальному контракту), установлено приобретение ответчиком основных средств, материально-производственных запасов в срок с 01.03.2021 по 31.05.2021. В ходе проведенных контрольных мероприятий целевого расходования единовременной денежной выплаты Управлением социальной политики выявлены факты не исполнения ответчиком принятых на себя обязательств: нарушены сроки предоставления информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; программа социальной адаптации выполнена не в полном объеме; государственная социальная помощь, полученная на основании социального контракта, израсходована на мероприятия и цели, не предусмотренные программой социальной адаптации и сметой расходов. Денежные средства государственной социальной помощи, израсходованные Косых Н.А. на мероприятия и цели, не предусмотренные программой социальной адаптации и сметой расходов в размере 63627 руб. 34 коп. подлежат возврату в областной бюджет.

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 20.04.2022 иск Управления социальной политики удовлетворен частично.

Судом постановлено:

взыскать с Косых Н.А. в пользу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 необоснованно использованные денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 10 820 руб.;

в удовлетворении иска в остальной части отказать;

взыскать с Косых Н.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 358 руб. 61 коп.

Не согласившись с решением суда, Управлением социальной политики подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что смета затрат - раздел программы социальной адаптации семьи, финансовый документ, в котором рассчитаны затраты на проект, исходя из расходов на приобретение основных средств, материалов и др. Каждая статья расходов носит целевой характер и не может быть использована на другие (иные) цели, не предусмотренные сметой. Мероприятия, включенные в программу социальной адаптации семьи, сроки их осуществления, а также смета затрат согласовываются на заседании экспертной комиссии, исходя из необходимости, с учетом мнения членов экспертной комиссии и сторон социального контракта. Суд первой инстанции в мотивировочной части решения ссылается на Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденные 03.08.2021 приказом Минтруда России, которые не являются нормативным - правовым актом, носят организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон. Полагает, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказана ответчику в целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (реализации программы социальной адаптации семьи, включающей мероприятия, направленные на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности), а не в целях удовлетворения личных потребностей.

В суд апелляционной инстанции явились представитель истца, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, ответчик, указавший на законность и обоснованность решения суда, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.

Поскольку все лица, участвующие в деле явились в судебное заседание, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Свердловской области, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.01.2021 КосыхН.А. обратилась в Управление социальной политики с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п.2-2 ст.4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (л.д. 11-12).

Управлением социальной политики принято решение (протокол от 15.02.2021 №4/1-А/4) назначить Косых Н.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта (л.д. 10).

Протоколом заседания экспертной комиссии по подготовке предложений о мероприятиях, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи, которым назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта от 25.02.2021 №3 принято решение утвердить программу социальной адаптации малоимущей семьи Косых Н.А., заключить социальный контракт с 01.03.2021, сроком на 6 месяцев (до 31.08.2021), выплатить государственную социальную помощь на основании социального контракта единовременно в размере 250000 руб. (л.д. 15-16).

25.02.2021 между Управлением социальной политики и Косых Н.А. заключен социальный контракт №3, по условиям которого предметом настоящего социального контракта является сотрудничество между Управлением и заявителем по реализации программы социальной адаптации семьи (Приложение №1) на период действия социального контракта в целях максимальной социальной реабилитации, повышения уровня и качества жизни заявителя (и членов его семьи) (п. 1.1).

Управление приняло на себя обязательства:

оказать заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной или ежемесячной денежной выплаты на мероприятия, предусмотренные его программой социальной адаптации, в размере, установленном настоящим социальным контрактом (п.п. 1 п. 2.2);

при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно: осуществлять контроль за целевым расходованием единовременной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта; взыскать денежные средства, использованные заявителем, в случае неисполнения заявителем условий социального контракта (п.п. 6 п. 2.2).

Заявитель, в свою очередь, принял на себя обязательства:

выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, в установленные сроки, предпринимать активные действия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (п.п. 3 п. 3.2);

расходовать государственную социальную помощь, полученную на основании социального контракта, строго на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации (п.п. 4 п. 3.2);

в период действия социального контракта ежемесячно, до 10 числа, представлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов (п.п. 6 п. 3.2);

в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Управление; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (п.п. 10 п. 3.2).

Результат социального контракта по реализации программы социальной адаптации малоимущей семьи: в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно - осуществление заявителем индивидуальной предпринимательской деятельности в течение срока действия социального контракта (п. 3-1).

Государственная социальная помощь по настоящему социальному контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в месяце, следующем за месяцем заключения настоящего социального контракта (п. 4.1).

Настоящий социальный контракт вступает в силу 01.03.2021 и действует до 31.08.2021 (п. 5.1).

За нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с настоящим социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 6.1) (л.д. 17-19).

Приложением №1 к социальному контракту является Программа социальной адаптации семьи, которая предусматривает План мероприятий по социальной адаптации с 01.03.2021 по 31.08.2021: консультацию по налоговому законодательству, анализ рынка услуг, регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, со сроком исполнения с 01.03.2021 по 15.03.2021, поиск помещения и его аренду, со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.03.2021, приобретение основных средств, материально-производственных запасов со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.05.2021. Также данная программа предусматривает смету затрат на сумму 250000 руб. (л.д. 20).

Управлением принято решение (протокол №4/1А/4-А/4 от 01.03.2021) выплатить Косых Н.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 250000 руб. (л. д. 21).

Справкой Управления от 21.12.2021 подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в марте 2021 года Косых Н.А. перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта через почтовое отделение связи (ведомость 7794 от 18.03.2021) в размере 250000 руб. (л.д. 8).

По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Косых Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.03.2021, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекращена (л.д.28,31-33).

Ответчиком истцу представлена информация о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением платежных документов на сумму 250 988 руб. 66 коп. (л.д. 27-73).

Как следует из расчета истца, Управлением учтены расходы на сумму 186372 руб. 66 коп., в состав неучтенных затрат на сумму 63627 руб. 34 коп. входят указанные в смете затрат суммы по наименованиям, расходы на которые не понесены либо понесены в меньшем объеме, при этом Управлением не приняты расходы, понесенные ответчиком сверх сметы (л.д. 9, 132-135).

Исходя из системного толкования нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, а также условий социального контракта, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у гражданина обязанности по расходованию единовременной денежной выплаты на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации.

Из установленных судом обстоятельств следует, что территориальным органом социальной политики не приняты к учету документально подтвержденные расходы ответчика на сумму 64616 руб. (л.д. 132-135):

на установку операционной системы стоимостью 1400 руб., на приобретенный в рамках сметы затрат ноутбук (л.д. 36), поскольку установка операционной системы не относится к основным средствам или материально-производственным запасам, услуга не включена в смету затрат, из характеристик ноутбука операционная система имеется. Однако, представленными ответчиком документами подтверждается, что на приобретенном ноутбуке операционная система не установлена (в товарном чеке указано Free DOS) (л.д. 145-146). По мнению суда, данные объекты представляют собой комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, в связи с чем в целом относятся к основным средствам;

на оплату связи на сумму 2750 руб. (л. д. 61-64), поскольку понесены сверх сметы (1800 рублей). Однако данный вид расходов сметой затрат предусмотрен, расходы понесены в пределах срока действия социального контракта, в связи с чем данные расходы не могут быть признаны не соответствующими целям и плану мероприятий по социальной адаптации;

на приобретение мебели на сумму 13294 руб. (л. д. 58), поскольку понесены сверх сметы затрат (34000 руб.), однако вся мебель приобретена в офис одновременно и относится к основным средствам, что стороной истца не оспаривалось;

на приобретение монитора, многофункционального принтера, системного блока, компьютерной мыши, комплекта штор, картины (бывших в употреблении) на общую сумму 30694 руб. (л.д.37,148-152), картриджа стоимостью 420 руб. (л.д.57), доставку и заправку картриджа стоимостью 390 руб. (л.д.72), стекла на телефон и его установки стоимостью 600 руб. (л.д.72), визиток стоимостью 500 руб. (л.д.72), компьютерного провода стоимостью 200 руб. (л.д.71), модема стоимостью 2999 руб. (л.д.60), доставки мебели стоимостью 699 руб. (л.д.65), заправки картриджа стоимостью 350 руб. (л.д.68), оплаты за размещение на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 руб. (л.д.69), поскольку не утверждены сметой затрат.

Как верно указал суд первой инстанции монитор, многофункциональный принтер, системный блок, компьютерная мышь, комплект штор, картина, картридж, доставка и заправка картриджа, стекло на телефон и его установка, компьютерный провод, модем, доставка мебели входят в стоимость объектов основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления ответчиком индивидуальной предпринимательской деятельности.

Услуги по размещению рекламы на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 руб. и изготовлению визиток стоимостью 500 руб. не относятся ни к приобретению основных средств, ни материально-производственных запасов, следовательно, не предусмотрены сторонами в составе мероприятий по социальной адаптации, предусмотренных социальным контрактом, о чем ответчику было достоверно известно, поскольку это прямо следует из описания мероприятия - приобретение основных средств и материально-производственных запасов, услуги по рекламе на приобретение таких объектов не направлены.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части взыскания с ответчика необоснованно использованных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 10 820 руб., суд первой инстанции, исходя из того, что в социальном контракте прямо указана обязанность Косых Н.А. расходовать государственную социальную помощь строго на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации, к которым отнесено именно приобретение основных средств и материально-производственных запасов в целях осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а услуги по размещению рекламы на электронных табло «бегущая строка» стоимостью 10320 руб. и изготовлению визиток стоимостью 500 руб. к таким мероприятиям не относятся, ответчик истцом поставлен в известность о конкретных мероприятиях для расходования предоставленных средств, пришел к выводу о том, что данные денежные средства не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем к спорным правоотношениям в указанной части не подлежат применению ограничения для взыскания неосновательного обогащения, установленные п.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для взыскания с Косых Н.А. необоснованно израсходованных денежных средств государственной социальной помощи в истребуемом в размере (63627 руб. 34 коп.), судебная коллегия признаёт их несостоятельными.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 №814-ПП «О реализации статьи 7-2 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» утверждена форма социального контракта. Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации семьи, которая включает: план мероприятий по социальной адаптации, а также отдельно смету затрат, в которой подлежат указанию наименования приобретенной техники, оборудования, материалов и иного, и заключение об эффективности проведенных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), Приложением №8(6) к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Данными Правилами предусмотрено, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.5 Правил).

Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены приказом Минтруда России от 03.08.2021 №536, то есть после заключения сторонами социального контракта.

Между тем, в соответствии с п.25, п.п. «б» п. 37, п. 55 данных Методических рекомендаций, в программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:

по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» - не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.

При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% - на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.

К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31.12.2016 №257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15.11.2019 №180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта, в том числе в случае не превышения среднедушевого дохода гражданина (семьи) над величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

На основании п. п. 7, 10, 15 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №257н, основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые включают:

цену приобретения;

любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, в том числе: затраты на доставку и разгрузку; затраты на установку и монтаж.

В силу п. п. 3, 9-11 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 №180н, для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Запасами, в частности, являются:

сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами.

Запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено настоящим Стандартом.

В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Для целей настоящего Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов.

В фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются:

затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);

затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов;

иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.

Из материалов дела усматривается, что приложением №1 к социальному контракту является Программа социальной адаптации семьи, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации с 01.03.2021 по 31.08.2021: консультацию по налоговому законодательству, анализ рынка услуг, регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, со сроком исполнения с 01.03.2021 по 15.03.2021, поиск помещения и его аренду, со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.03.2021, приобретение основных средств, материально-производственных запасов, со сроком исполнения с 01.03.2021 по 31.05.2021. Также данная программа предусматривает смету затрат на сумму 250000 руб.

Поскольку указанные ответчиком в отчете от 28.06.2021 расходы подтверждены документально, направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации семьи ответчика, то суд, исходя из приведенных выше нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств, правомерно отказал Управлению в удовлетворении оставшейся части требований.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для взыскания с Косых Н.А. необоснованно израсходованных денежных средств государственной социальной помощи в истребуемом в размере (63627 руб. 34 коп.) не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется,

Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 20.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: С.В. Сорокина