<данные изъяты>
89RS0001-01-2023-001596-32
1 инстанция № 2-1400/2023
Апелл. дело № 33-3076/2023
Судья Лисиенков К.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рощупкиной И.А.,
судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.,
при ведении протокола помощником ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июля 2023 года по иску ФИО2 в интересах Зарипова Вадима Шайхулловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения, которым постановлено:
Исковые требования Зарипова Вадима Шайхулловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10.02.2023 года №131518/22 об отказе в установлении пенсии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в стаж работы Зарипова Вадима Шайхулловича следующие периоды его работы и службы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- с 24.06.1992 по 01.01.1995 (2 года 6 месяцев 8 дней) - служба в органах внутренних дел в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард);
- с 20.12.1995 по 25.02.1996 (2 месяца 6 дней) - работа в должности командира отделения 69-Пожарной части УГПС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард);
- с 24.10.1999 по 01.07.2008 (8 лет 8 месяцев 9 дней) - работа в должности пожарного (командира отделения) в 69-Пожарной части государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу;
- с 24.07.2008 по 31.12.2019 (11 лет 5 месяцев 26 дней) - работа в должности пожарного в Федеральном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;
- с 01.01.2020 по 31.05.2023 (3 года 5 месяцев) - работа в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу принять решение о досрочном назначении Зарипову Вадиму Шайхулловичу страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях» и произвести ее выплату со дня обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии с 29.12.2022.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Представитель истца ФИО2 в интересах Зарипова В.Ш. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, назначить досрочную страховую пенсию по старости и произвести ее выплату со дня обращения с заявлением с 29 декабря 2022 года. В обоснование требований иска указал, что 29 декабря 2022 года истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО с заявлением №2368151783 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон №400-ФЗ). Решением от 10 февраля 2023 года №131518/22 Зарипову В.Ш. было отказано в установлении пенсии, поскольку льготный стаж истца на соответствующих видах работ составляет менее требуемых 25 лет, учтенный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 16 лет 05 месяцев 18 дней, в который были зачтены следующие периоды: с 20 декабря 1995 года по 25 февраля 1996 года - в должности командира отделения отдельного поста 69-ПЧ Управления государственной противопожарной службы УВД ЯНАО, с 24 октября 1999 года по 30 апреля 2005 года - в должности командира отделения отдельного поста 69-ПЧ Управления государственной противопожарной службы ГУ МЧС РФ по ЯНАО, с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2017 года - в должности пожарного (командира отделения) в Федеральном государственном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Вместе с тем, в льготный стаж истца ответчиком не был включен период работы с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года (2 года 6 месяцев 7 дней) - служба в органах внутренних дел в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард), без объяснения причины. Периоды работы с 03 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года (28 дней), с 13 ноября 2004 года по 10 декабря 2004 года (28 дней) - в должности командира отделения 69 пожарной части УГПС МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, исключены ответчиком в связи с отсутствием параметра льготного стажа в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, однако, какой именно параметр отсутствует не указано, при том, что условия труда истца в указанные периоды никак не изменялись, что подтверждается записями в трудовой книжке. В качестве обоснования для исключения из льготного стажа Зарипова В.Ш. периодов работы с 01 мая 2005 года по 04 июля 2008 года (3 года 2 месяца 3 дня), с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года (5 месяцев 7 дней) - в должности пожарного (командира отделения) в 69 пожарной части государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу ответчик ссылается на внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» изменения и указывает, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также считал, что ответчиком необоснованно исключены из льготного стажа периоды работы с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года (6 месяцев), с 01 января 2011 года по 28 ноября 2011 года (28 дней), с 15 февраля 2011 года по 31 марта 2011 года (1 месяц 15 дней) - в должности пожарного (командира отделения) в Федеральном государственном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» по основанию работы на 0,5 ставки, что следует из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а в период с 29 января 2011 года по 14 февраля 2011 года (1 месяц 14 дней), в вышеуказанной должности из-за отсутствия параметра льготного стажа в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В обоснование отказа включить периоды работы с 01 января 2018 года по 11 марта 2021 года (3 года 11 дней) - в должности пожарного в ФГКУ «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (до 31 декабря 2019 года) и в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО (с 01 января 2020 года), ответчик указал, что страхователь в представленных сведениях об индивидуальном (персонифицированном) учете льготный стаж не подтверждает. Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение, просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО от 10 февраля 2023 года №131518/22 об отказе в установлении пенсии, обязать включить в льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости следующие периоды работы:
- с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года (2 года 6 месяцев 8 дней) - служба в органах внутренних дел в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард);
- с 20 декабря 1995 года по 25 февраля 1996 года (2 месяца 6 дней) - работа в должности командира отделения 69-Пожарной части УГПС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард);
- с 24 октября 1999 года по 01 июля 2008 года (8 лет 8 месяцев 9 дней) - работа в должности пожарного (командира отделения) в 69-Пожарной части государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу;
- с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2019 года (11 лет 5 месяцев 26 дней) - работа в должности пожарного в Федеральном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;
- с 01 января 2020 года по 31 мая 2023 года (3 года 5 месяцев) - работа в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО.
Также просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу принять решение о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях» и произвести ее выплату со дня обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии с 29.12.2022.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Зарипов В.Ш., представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований иска по изложенным в письменных возражениях доводам (т. 1 л.д. 246-248). Указала, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По результатам правовой оценки льготного стажа в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, нормами Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, льготный стаж работы истца на 31 декабря 2022 года составляет 20 лет 02 месяца 02 дня. Права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ на момент подачи заявления 29 декабря 2022 года у Зарипова В.Ш. не имеется, так как отсутствует требуемый льготный стаж 25 лет.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО ФИО4, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных требований, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не соглашаясь с постановленным решением, в апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО ФИО5, действующая на основании приказа, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что спорный период с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года - нахождение на службе в органах внутренних дел МВД РФ в самостоятельной военизированной пожарной части №69 СПАСС УВД по Тюменской области, не включен в льготный стаж, поскольку пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ направлен на реализацию права граждан по выходу на пенсию работавшим, не проходившим службу на должностях Государственной противопожарной службы, а также согласно п. 1 ст. 12 указанного закона спорный период засчитывается в страховой стаж, а не в специальный. При рассмотрении документов в льготный стаж учтен период с 20 декабря 1995 года по 25 февраля 1996 года - в должности командира отделения отдельного поста 69-ПЧ Управления государственной пожарной службы УВД. Обращает внимание, что согласно представленным сведениям об индивидуальном (персонифицированном) учете работодатель не подтверждает льготный стаж по следующим периодам: с 03 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года, с 13 ноября 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года - в должности пожарного, командира отделения в 69-пожарной части Государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по ЯНАО. Полагает, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам МЧС России, поскольку деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряжёнными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения, а аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. Указывает, что после произведенной работодателем корректировки индивидуальных сведений, в льготный стаж были учтены следующие периоды: с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года, с 01 января 2011 года по 28 января 2011 года, с 29 января 2011 года по 14 февраля 2011 года, с 15 февраля 2011 года по 31 марта 2011 года, с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года. Между тем, период с 01 января 2021 года по 11 марта 2021 года работодатель в представленных сведениях об индивидуальном (персонифицированном) учете льготный стаж не подтверждает. По результатам правовой оценки льготного стажа в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, нормами Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, льготный стаж работы истца на 31 декабря 2022 года составляет 23 года 01 месяц 29 дней. При таких обстоятельствах, права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ на момент подачи заявления 29 декабря 2022 года у Зарипова В.Ш. не имеется, так как отсутствует требуемый льготный стаж 25 лет.
В возражениях представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, на требованиях апелляционной жалобы с учетом уточнений настаивали по изложенным в ней основаниям.
Истец Зарипов В.Ш. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поддержав в полном объеме доводы письменных возражений.
Представитель третьего лица, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, информация о слушании по настоящему делу также размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом,29 декабря 2022 года Зарипов В.Ш. обратился в ГУ УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе с заявлением № 2368151783 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по результатам рассмотрения которого ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии № 131518/22 от 10 февраля 2023 года ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.
Согласно произведенному в решении ответчиком расчету учтенный специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 16 лет 05 месяцев 18 дней.
При этом, из специального стажа Зарипова В.Ш. ответчиком были исключены (не включены) следующие периоды его работы (службы): с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года (2 года 6 месяцев 7 дней) - служба в органах внутренних дел в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард); с 03 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года (28 дней) и с 13 ноября 2004 года по 10 декабря 2004 года (28 дней) - в должности командира отделения 69 пожарной части УГПС МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, с 01 мая 2005 года по 04 июля 2008 года (3 года 2 месяца 3 дня) и с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года (5 месяцев 7 дней) - в должности пожарного (командира отделения) в 69 пожарной части государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу; с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года (6 месяцев); с 01 января 2011 года по 28 ноября 2011 года (28 дней); с 29 января 2011 года по 14 февраля 2011 года (1 месяц 14 дней); с 15 февраля 2011 года по 31 марта 2011 года (1 месяц 15 дней) - в должности пожарного (командира отделения) в Федеральном государственном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу», с 01 января 2018 года по 11 марта 2021 года (3 года 11 дней) - в должности пожарного в ФГКУ «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало- Ненецкому автономному округу» (до 31 декабря 2019 года) и в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО (с 01 января 2020 года) (т.1 л.д.89-90).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69 «О пожарной безопасности», пункта 1 части 1 статьи 12, пунктов 1 и 4 статьи 14, пункта 18 части 1 статьи 30, частей 2 и 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Список №665), пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 (далее - Список №437), постановления Правительства от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, пункта 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснениями и правовыми позициями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлении от 10 июля 2007 года №9-П и Определении от 20 ноября 2007 года №798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П», исходил из установленного на основании трудовой книжки, приказов по личному составу и соответствующих справок работодателя факта занятия Зариповым В.Ш. во все периоды службы и работы предусмотренные Списком №437 и финансируемые за счет средств федерального бюджета должности пожарного и командира отделения Федеральной противопожарной службы, и осуществления им предусмотренных должностными инструкциями обязанностей, связанных с участием в проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в зоне чрезвычайных ситуаций, а также в данной связи пришел к выводу о необходимости включения в льготный стаж истца следующих периодов работы (службы): с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года (2 года 6 месяцев 8 дней) - служба в органах внутренних дел в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард); с 20 декабря 1995 года по 25 февраля 1996 года (2 месяца 6 дней) - работа в должности командира отделения 69 - Пожарной части УГПС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард); с 24 октября 1999 года по 01 июля 2008 года (8 лет 8 месяцев 09 дней) - работа в должности пожарного (командира отделения) в 69 Пожарной части государственной противопожарной службы главного управления МЧС России по Ямало- Ненецкому автономному округу; с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2019 года (11 лет 5 месяца 26 дней) - работа в должности пожарного в ФГКУ«1ПЧ ФПС по ЯНАО»; с 01 января 2020 года по 31 мая 2023 года (3 года 5 месяцев) - работа в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПСТУ МЧС РФ по ЯНАО.
Признавая необоснованным исключение пенсионным органом из льготного стажа Зарипова В.Ш. периодов работы с 03 апреля 2004 года по 30 апреля 2004 года (28 дней) и с 13 ноября 2004 года по 10 декабря 2004 года (28 дней) - в должности командира отделения 69 пожарной части УГПС МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по основанию отсутствия конкретного параметра льготного стажа в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица, суд первой инстанции указал, что условия труда истца в указанные периоды с учетом записей в трудовой книжке никак не изменялись, все периоды своей службы и работы, дающие последнему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до 01 января 2020 года истец осуществлял в одной и той же организации (юридическом лице) - ФГКУ «1 ФПС по ЯНАО» (ИНН <***>; дата постановки на учет в налоговом органе 23 апреля 1992 года; дата регистрации в качестве страхователя в территориальном органе ПФР России 15 ноября 1991), вплоть до ликвидации учреждения, а ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО», исходя из выписки из ЕГРЮЛ от 15 февраля 2023 года № ЮЭ9965-23-20770815, никогда не реорганизовывалось, изменяя лишь свое название и тип учреждения (ст. 17.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Отклоняя доводы ответчика о работе истца в периоды с 01 мая 2005 года по 04 июля 2008 года и с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года на должности противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданной органами государственной власти субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции признал их не соответствующими действительности ввиду полного опровержения материалами дела, свидетельствующими об осуществлении Зариповым В.Ш. всех периодов своей службы и работы в ФГКУ ««1ПЧ ФПС по ЯНАО», созданном в соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Устава в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечивающим на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета основные виды деятельности (функции) в виде осуществления профилактики пожаров и их тушения в населенных пунктах, а также проведения аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проанализировав трудовой договор от 03 октября 2007 года, заключенный между 69-Пожарной частью ГПС Главного управления МЧС России по ЯНАО (работодатель) и Зариповым В.Ш. (работник), и должностной регламент (инструкции) пожарного ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО», суд первой инстанции пришел к выводу, что в указанные спорные периоды истец работал на должности пожарного Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, суд первой инстанции указал, что данная деятельность обусловлена особыми условиями осуществления возложенных на Зарипова В.Ш. профессиональных обязанностей, сопряженных с высокой степенью загруженности, а также сложностью и интенсивностью труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно - спасательных работ, и не ограничивалась подобными работами исключительно на объектах регионального значения, и в указанный спорный период работодатель (страхователь) истца применял предусмотренные законодательством дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующие опасным условиям труда на его рабочем месте, при осуществлении указанных взносов в ПФР.
Условия труда Зарипова В.Ш. в периоды с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года; с 01января 2011 года по 28 ноября 2011 года; с 29 января 2011 года по 14 февраля 2011 года; с 15 февраля 2011 года по 31 марта 2011 года - в должности пожарного (командира отделения) в Федеральном государственном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» судом первой инстанции также признаны неизменными, а факт работы в указанные периоды на ставке 0,5 недоказанным.
Период работы Зарипова В.Ш. с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 годав должности пожарного признан судом первой инстанции подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», на основании вступившего 28 марта 2023 года в законную силу решения Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 октября 2022 года, которым на Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность по предоставлению в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу сведений о работе истца в должности пожарного за указанный период, с указанием особого характера и условий труда (опасный класс (4) условий труда), необходимых для досрочного назначения страховой пенсии и для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования возложена обязанность произвести в полном объеме начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации для опасного класса (4) условий труда.
Исчислив с учетом спорных периодов общий стаж работы (службы) Зарипова В.Ш. на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») на момент подачи заявления (29 декабря 2022 года) о досрочном назначении страховой пенсии по старости в календарном исчислении в количестве 25 лет 10 месяцев 19 дней, а на момент подачи настоящего искового заявления - 26 лет 3 месяца 19 дней, суд первой инстанции с учетом величины индивидуального пенсионного коэффициента - 141.863 (по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 15 февраля 2023 года) пришел к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», для назначения Зарипову В.Ш. с 29 декабря 2022 года страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона.
Данные выводы суда первой инстанции постановлены на правильном анализе и толковании норм законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела, которым в оспариваемом решении дана надлежащая оценка.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, а также правовое обоснование и фактические обстоятельства подробно приведены в оспариваемом судебном акте, и оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: пожарного и командира отделения.
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции по делу установлено, что Зарипов В.Ш. проходил службу в должности пожарного в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 (СВПЧ- 69) СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, район Крайнего Севера) в период с 24 июня 1992 года (приказ от 25 июня 1992 года № 234) по 01 января 1995 года (приказ от 06 января 1995 года № 4) и был уволен по пункту А статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по собственному желанию).
В дальнейшем работал в должности пожарного (командира отделения) отдельного поста 69-ПЧ Государственной противопожарной службы ГУ МЧС РФ по ЯНАО (ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО») в периоды: с 20 декабря 1995 года (приказ от 20 декабря 1995 года № 59 л/с) по 25 февраля 1996 года (приказ от 14 марта 1996 года № 14); с 24 октября 1999 года (приказ от 29 октября 1999 года № 67) по 04 июля 2008 года (приказ № 137- ОК от 02 июля 2008 года); с 24 июля 2008 года (приказ 156-ОК от 24 июля 2008 года) по 31 декабря 2019 года (приказ от 20 декабря 2019 года №123-л) (СВПЧ-69 УПО УВД Тюменского облисполкома переименована в 69 - пожарную часть ПАСС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа по охране г. Салехард (приказ УВД Тюменской области от 30 июня 1993 года № 732; 69-пожарная часть ПАСС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа по охране г. Салехард переименована в пожарную часть № 69 УГПС УВД Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области (приказ УГПС УВД от 24 июня 1997 года № 259);
С 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ Президента РФ от 09 ноября 2001 года №1309);
69 пожарная часть УГПС МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу переименована в «69 пожарную часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу» (приказ Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 февраля 2005года № 17);
С 01 января 2009 года 69 пожарная Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу переименована в государственное учреждение «1 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (приказ МЧС России от 28 августа 2008 № 507);
С 07 декабря 2011 года государственное учреждение «1 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» переименовано в федеральное государственное казенное учреждение «1 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (приказ МЧС России от 05 сентября 2011 года № 488);
С 01 января 2020 года Федеральное государственное казённое учреждение «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-ненецкому автономному округу (ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО») ликвидировано с 01 января 2020 года, правопреемником установлено Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (приказ МЧС России от 26 сентября 2019 года №522).
С 01 января 2020 года Зарипов В.III. принят на работу в порядке перевода из ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» в 1 пожарную-спасательную часть 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО (далее - 1 ПСЧ 5ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО) пожарным 1 класса отдельного поста (приказ от 31 декабря 2019 года № 143-к), где и работает по настоящее время.
Все периоды своей службы и работы в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» и в настоящее время в 1 пожарно-спасательной части 5|-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО Зарипов В.Ш. занимал должности пожарного и командира отделения.
Периоды работы Зарипова В.Ш. с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 (2 года 6 месяцев 8 дней) в трудовой книжке указаны как: ««Район Крайнего Севера». Служба в органах внутренних дел 02 года 06 месяцев 07 дней», подпись: «Начальник 69 - ПЧ ФИО8» и печать: «МВД РФ УВД Ямало-Ненецкого автономного округа 69 часть пожарной охраны»».
Согласно справки ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» от 23 сентября 2019 года № 140 (ранее предоставлялась в ОПФР по ЯНАО) и справки ГУ МЧС РФ по ЯНАО от 02 марта 2023 года № 55 Зарипов Вадим Шайхуллович проходил службу в должности пожарного в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 (СВПЧ-69) СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, район Крайнего Севера) в период с 24 июня 1992 года (приказ от 25 июня 1992 года № 234) по 01 января 1995 года (приказ от 06 января 1995 года № 4 и был уволен по пункту А статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по собственному желанию).
Основанием для выдачи данной справки явились архивное личное дело № 4 Зарипова В.Ш., архивный журнал регистрации приказов по личному составу инв. № 9 и карточка Т-2.
Зарипов В.Ш. все периоды своей службы и работы до 01 января 2020 года осуществлял в одной и той же организации (юридическом лице) - ФГКУ «1 ФПС по ЯНАО» (ИНН <***>; дата постановки на учет в налоговом органе 23 апреля 1992 года; дата регистрации в качестве страхователя в территориальном органе ПФР России 15 ноября 1991), вплоть до ликвидации учреждения.
ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО» никогда не реорганизовывалось, а только изменяло свое название и тип учреждения (ст. 17.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях»), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15 февраля 2023 года № ЮЭ9965-23-20770815.
Учредителем пожарной части - 69 (ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО») всегда выступала Российская Федерация в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия учредителя осуществлялись Министерством внутренних дел Российской Федерации, а затем Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (после перехода Государственной противопожарной службы из подчинения МВД в подчинение МЧС России), что подтверждается, в частности, пунктами 1.2. и 1.3. Устава ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО», утвержденного приказом МЧС России от 05 сентября 2011 года №488.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных, бедствий» определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Зарипов В.Ш. имеет статус спасателя и в соответствии со сведениями, указанными в пункте 5 книжки спасателя (серия 506 номер 01068), владеет специальностями пожарный - спасатель, газодымозащитник и выполняет поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. Устава ФГКУ ««1ПЧ ФПС по ЯНАО» учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ЯНАО, и осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета основные виды деятельности (функции) в виде осуществления профилактики пожаров и их тушения в населенных пунктах, а также проведения аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктами 7 и 8 раздела «II. Квалификационные требования» должностной инструкции пожарного ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» установлено, что он должен обладать профессиональными навыками в сфере деятельности, позволяющими выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на МЧС России, его территориальные органы, подразделения и организации. Требования к уровню физической подготовки установлены приказом МЧС России от 01 декабря 2016 года № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» (категория «должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ»).
Согласно пунктов 26 и 27 раздела «VI. Ответственность» должностного регламента, пожарный несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных на ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» основных задач и функции. Ответственность пожарного ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО», как сотрудника федеральной противопожарной службы, определена статьей 15 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в указанные спорные периоды истец работал на должности пожарного Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный факт, как обосновано отмечено в оспариваемом судебном акте, также подтверждается трудовой книжкой и протоколом заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение процентной надбавки за выслугу лет ГУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО» от 20 января 2010 года.
Более того, в указанный спорный период работодатель (страхователь) Зарипова В.Ш. применял предусмотренные законодательством дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующие опасным условиям труда на его рабочем месте, при осуществлении указанных взносов в ПФР, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 15 февраля 2023 года.
Так, в соответствии пунктом 2.5 указанных сведений расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002 - 2014 годы (с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала), составляет в сумме 803 670 рублей 92 копейки, в которую входят в том числе, сумма страховых взносов страхователя в размере 163 229 рублей 49 копеек за период работы Зарипова В.Ш. в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» с 01 января 2002 года по 01 июля 2008 года с указанием кода льготы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Вступившим 28 марта 2023 года в законную силу решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 октября 2022 года на Главное управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность по предоставлению в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу сведений о работе истца в должности пожарного за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года, с указанием особого характера и условий труда (опасный класс (4) условий труда), необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования возложена обязанность произвести в полном объеме начисление и уплату за указанный период страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации для опасного класса (4) условий труда.
Исходя из приобщенных судом апелляционной инстанции на основании ст.327.1 ГПК РФ в качестве дополнительных доказательств письменных пояснений начальника управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 ноября и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения пенсии) в отношении Зарипова В.Ш., работодателемГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу во исполнение вступившего в законную силу решения суда откорректированы сведения персонифицированного учета за период работы истца с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года и учтенный пенсионным органом в данной связи стаж на соответствующих видах работ на момент подачи заявления 29 декабря 2022 года составил 20 лет 01 месяц 29 дней, стаж в районах Крайнего Севера - 24 года 07 месяцев 22 дня, страховой (общий) стаж работы - 36 лет 02 месяца 04 дня (т.2 л.д.160-178).
Исходя из выданной начальником ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу за исх. №19 от 26 января 2023 года справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», работодатель подтверждает, что все периоды работы Зарипова В.Ш. с 20 декабря 1995 года по настоящее время в должностях командира отделения и пожарного за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 22 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 06 сентября 2017 года по 12 сентября 2017 года и с31 июля 2021 года по 03 августа 2021 года подлежат зачету в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости (т.2 л.д.18-19).
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения иска о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом, доводы жалобы в части необоснованного включения судом первой инстанции в специальный стаж периодов работы истца с 01 января 2005 года по 04 июля 2008 года в должности командира отделения в 69-й пожарной части Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу и с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года в должности пожарного 69-й пожарной части Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу судебная коллегия признает несостоятельными в силу следующего.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определяя ведомственную принадлежность учреждения, в котором проходил служба истец, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что как до 01 января 2005 года, так и после указанной даты учредителем данного учреждения являлось Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следовательно, довод пенсионного органа о том, что 69-я пожарная часть Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу не входила в структуру федеральной противопожарной службы (как территориальное подразделение), а относилось государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации соответствующими доказательствами не подтвержден.
В то время как, истец, независимо от ведомственной принадлежности противопожарной службы в спорные периоды продолжал исполнять функции командира отделения и пожарного пожарной части, характер его работы, должностные обязанности не изменились, в связи с чем, проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение пенсионных прав истца.
Не заслуживают внимания судебной коллегии также доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях" периода службы в органах внутренних дел МВД РФ в самостоятельной военизированной пожарной части №69 СПАСС УВД Тюменской области с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года, в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет.
Для решения спора по данным исковым требованиям юридически значимыми с учетом правоотношений сторон и основания заявленного иска являлось выяснение того обстоятельства, занимал ли Зарипов В.Ш. в период с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года должность, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 года № 241, Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года№ 437; относился ли при этом к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел.
Исходя из истребованной судом апелляционной инстанции и приобщенной к материалам дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в качестве дополнительного доказательства справки №889 от 29 ноября 2023 года (т.2 л.д.191), Зарипову В.Ш. в отделении пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу пенсия по линии МВД России не назначалась и не выплачивалась.
Поскольку спорный период службы истца в органах внутренних дел с 24 июня 1992 года по 01 января 1995 года в должности пожарного (старшего пожарного) в самостоятельной военизированной пожарной части № 69 СПАСС УВД Тюменской области (г. Салехард) проходил до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации и последний не приобрел права на пенсию по выслуге лет, то за Зариповым В.Ш. обоснованно сохранено судом первой инстанции право на досрочное назначение пенсии путем включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях).
Учитывая, что с учетом спорных периодов работы Зарипова В.Ш. на момент обращения в пенсионный орган 29 декабря 2022 года специальный стаж составлял согласно представленным по указанию судебной коллегии предварительным расчетам ответчика 26 лет 07 месяцев 19 дней (т.2 л.д.162,179-180), суд первой инстанции обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу с даты обращения 29 декабря 2022 года досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части включения Зарипову В.Ш. в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 06 сентября 2017 года по 12 сентября 2017 года и с 31 июля 2021 года по 03 августа 2021 года ввиду допущенных нарушений норм материального права.
Так, в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение периодов нахождения в отпуске без сохранения содержания в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, данными правилами не предусмотрено.
Поскольку факты нахождения истца в указанные периоды в отпусках без сохранения заработной платы подтверждаются материалами дела и не оспорены сторонами, то Зарипову В.Ш. в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», судом первой инстанции необоснованно включены периоды с 22 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года, с 06 сентября 2017 года по 12 сентября 2017 года и с 31 июля 2021 года по 03 августа 2021 года.
Также судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения истцу в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода с 29 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При этом бремя доказывания нарушения прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Учитывая установленные обстоятельства, недопустимость судебной защиты от предполагаемых и возможных нарушений в будущем, чьих - либо прав путем ограничения прав других лиц, судебная коллегия, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, приходит к выводу о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком его прав и законных интересов при отсутствии отказа пенсионного органа во включении периода работы с 29 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО в специальный стаж, поскольку ответчиком при вынесении 10 февраля 2023 года решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости оценка пенсионных прав Зарипова В.Ш. осуществлялась лишь по состоянию на 28 декабря 2022 года.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального права в части подлежит изменению и отмене с изложением абзацев первого, седьмого и восьмого резолютивной части в следующей редакции: «Исковые требования Зарипова Вадима Шайхулловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, удовлетворить частично.
«Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить Зарипову Вадиму Шайхулловичу в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2019 года - работа в должности пожарного в Федеральном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу», за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года и с 06 сентября 2017 года по 12 сентября 2017 года;
- период с 01 января 2020 года по 28 декабря 2022 года - работа в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 31 июля 2021 года по 03 августа 2021 года».
В связи с отменой решения суда в части включения истцу в специальный стаж работы по п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 29 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года резолютивная часть подлежит дополнению десятым абзацем следующего содержания: «В удовлетворении исковых требований Зарипова Вадима Шайхулловича о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 29 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года - отказать».
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июля 2023 года изменить и отменить в части, изложив абзацы первый, седьмой и восьмой резолютивной части в следующей редакции:
«Исковые требования Зарипова Вадима Шайхулловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, удовлетворить частично.
«Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить Зарипову Вадиму Шайхулловичу в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с 24 июля 2008 года по 31 декабря 2019 года - работа в должности пожарного в Федеральном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу», за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22 ноября 2011 года по 25 ноября 2011 года и с 06 сентября 2017 года по 12 сентября 2017 года;
- период с 01 января 2020 года по 28 декабря 2022 года - работа в должности пожарного в 1 пожарно-спасательной части 5-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 31 июля 2021 года по 03 августа 2021 года».
Дополнить резолютивную часть десятым абзацем следующего содержания: «В удовлетворении исковых требований Зарипова Вадима Шайхулловича о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 29 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года - отказать».
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья /подпись/ И.А. Рощупкина