НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 30.10.2023 № 2А-572/2023

К О П И Я

Апелл.дело №33а-1917/2023

Первая инстанция №2а-572/2023

УИД 89RS0002-01-2022-002123-31

Судья Михайлова О.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 октября 2023 года город Салехард

Судебная коллегия по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Зотиной Е.Г.,

судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,

при секретаре Рудяевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Шашутова Сергея Викторовича на решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 24 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

МИФНС № 1 по ЯНАО обратилась с административным иском к Шашутову С.В. о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 798 720.85 руб., из них:

- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере 29 791 руб. 98 коп.;

- пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ в размере 378 505 руб. 43 коп.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 1 929 руб. 52 коп., пеня в размере 116 руб. 08 коп.;

- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 385 561 руб. 50 коп.

- пени по единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп.;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 41 руб. 15 коп.

Решением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 09.12.2022 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Апелляционным определением суда ЯНАО от 27.03.2023 года решение от 09.12.2022 года было отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании суда первой инстанции административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель административного истца МИФНС №1 по ЯНАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Обжалуемым решением суда полностью удовлетворены требования административного искового заявления.

С решением суда не согласен административный ответчик ФИО1, в апелляционной жалобе просил его отменить, указал, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника МИФНС России № 1 по ЯНАО ФИО2 просила решение оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положениям ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из административного искового заявления следует, что у налогоплательщика ФИО1 имеется недоимка:

- по пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ в размере 29 791 руб. 98 коп. (срок уплаты налога до 06.04.2017);

- по пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ в размере 378 505 руб. 43 коп. (срок уплаты налога до 18.06.2018);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 1 929 руб. 52 коп., пеня в размере 116 руб. 08 коп.;

- по пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 385 561 руб. 50 коп. (срок уплаты налога до 18.06.2018);

- по пени по Единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп. (срок уплаты налога до 01.04.2019);

- по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 41 руб. 15 коп. (срок уплаты налога до 02.12.2019).

Установлено, что в адрес налогоплательщика ФИО1 направлялись требования:

- требование № 4641 по состоянию на 31.01.2020 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 630 руб. и пени 7 руб. 81 коп., в котором предлагалось в срок до 18.03.2020 погасить задолженность по недоимкам и пени (т. 1 л.д. 9-11);

- требование № 6721 по состоянию на 18.05.2021 года об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 68 коп., об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в сумме 1 205 руб. 95 коп. (т. 1 л.д. 12-13);

- требование № 19361 по состоянию на 30.06.2021 года об уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 241 руб. 19 коп. и пени в размере 1 руб. 22 коп., предлагалось в срок до 03.08.2021 погасить задолженность (т.1 л.д. 14-15);

- требование № 20858 по состоянию на 03.08.2021 года об уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 241 руб. 19 коп. и пени в размере 1 руб. 53 коп., предлагалось в срок до 06.09.2021 погасить задолженность по недоимке и пени (т. 1 л.д. 16-17);

- требование № 20943 по состоянию на 04.08.2021 года об уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 241 руб. 19 коп. и пени в размере 16 коп,. предлагалось в срок до 07.09.2021 погасить задолженность по недоимке и пени т.1 (т. 1 л.д. 18-19);

- требование № 21884 об уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 1 992 480 руб. и пени в сумме 385 561 руб. 50 коп.; налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 268 034 руб. и пени в размере 29 791 руб. 98 коп.; налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 1 673 255 руб. и пени в размере 322 869 руб. 70 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 55 635 руб. 73 коп.; единого налога на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 4 370 руб. и пени в размере 2 775 руб. 19 коп.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 630 руб. и пени в размере 22 руб. 96 коп.; страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 241 руб. 19 коп. и пени в размере 113 руб. 17 коп.; пени по страховому взносу на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 159 руб. 91 коп., предлагалось в срок до 21.09.2021 погасить задолженность по недоимкам и пени (т.1 л.д. 20-22).

27.09.2021 года МИФНС №1 по ЯНАО обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 (т.1 л.д. 5-7).

07.12.2021 года мировым судьей судебного участка №2 судебного района Лабытнангского городского суда ЯНАО вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и сборам в общей сумме 798 880.76 руб. (т.1 л.д. 144).

Определением мирового судьи судебного участка №2 судебного района Лабытнангского городского суда ЯНАО от 08.04.2022 года судебный приказ отменен (т.1 л.д. 32, 145)

МИФНС № 1 по ЯНАО обратилась в Лабытнангский городской суд ЯНАО с настоящим иском согласно оттиску почтового конверта 07.10.2022 года, то есть в шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются законные основания для взыскания налогов и пени, налоговый орган обратился в суд с административным иском в установленный шестимесячный срок.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Федеральный законодатель по делам данной категории, рассматриваемым в порядке главы 32 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, в том числе факта направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке и соблюдение срока подачи заявления в суд, возложил на административного истца (часть 2 статьи 286, часть 2 статьи 287, часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день рассмотрения дела) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В отзыве налоговый орган указал, что предусмотренные абзацем 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ условия для принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по налогам и пени возникли по истечении предоставленного налогоплательщику срока для добровольного исполнения требования от 18.08.2021 года№ 21884, то есть с 22.09.2021 года.

Так сумма задолженности превысила 10 000 рублей после формирования требования № 21884 от 18.08.2021 года со сроком оплаты до 21.09.2021 года (т. 1 л.д. 20-22).

27.09.2021 года налоговый орган с соблюдением шестимесячного срока обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога, страховых взносов и пени. По данному заявлению был вынесен судебный приказ, который определением от 08.04.2022 года был отменен, в суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 07.10.2022 года, то есть с соблюдением шестимесячного срока вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» положения Налогового кодекса РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (не начисление) правового значения не имеет.

Судом не принято во внимание, что пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ, в размере 29 791 руб. 98 коп., включенные в требование № 21884 от 18.08.2021, не могут быть взысканы, поскольку налог в размере 268 034 руб. со сроком уплаты 06.04.2017 года списан налоговым органом 11 марта 2021 года, что подтверждается расчетом сумм пени, предоставленным налоговым органом в материалы дела (т. 1 л.д. 23). На данное обстоятельство также указано налоговым органом в возражениях на апелляционную жалобу (лист 3 возражений) (т.1 л.д. 218).

Соответственно, в данной части надлежало отказать в удовлетворении административного иска, поскольку задолженность по налогу на момент подачи административного иска отсутствовала.

Как следует из возражений на апелляционную жалобу административного истца от 11.07.2023 года № 02-09/, представленных по запросу судебной коллегии (т.1 л.д.217-220), административный иск о взыскании земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 630 руб. подавался налоговым органом в суд, но был возвращен. Сведения о взыскании данного налога отсутствуют.

Представлено определение судьи Лабытнангского городского суда ЯНАО от 29.12.2022 года, вынесенное по заявлению налогового органа от 27.12.2022 года, в которой налоговый орган просил взыскать недоимку по земельному налогу в размере 630 руб. и пени в размере 7.81 руб.(т.1 л.д. 232-233). Возврат обоснован тем, что из материалов заявления невозможно сделать вывод об обращении налогового органа к мировому судье вопреки требованиям п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ.

С теми же требованиями о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 630 руб. налоговый орган обращался к мировому судье, определением мирового судьи судебного участка № 1 судебного района Лабытнангского городского суда ЯНАО от 18.06.2021 года отказано в принятии в связи с истечением срока обращения к мировому судье, предусмотренного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (т. 1 л.д. 238-239).

Судебная коллегия приходит к выводу, что, поскольку срок взыскания основного требования истек, возможность взыскания недоимки по земельному налогу утрачена, во взыскании пени по данному налогу необходимо отказать.

Также решением Лабытнангского городского суда ЯНАО от 23.06.2023 года по административному делу 2а-904/2023 отказано в удовлетворении административного иска МИФНС России №1 по ЯНАО о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени в общей сумме 4 853 646 руб. 73 коп.. Судом установлено, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд по требованию № 18840 от 22.10.2018 года (т.1 л.д. 230-231).

Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Суда ЯНАО от 25.09.2023 года административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 1 по ЯНАО на решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 23.06.2023 года рассмотрено, решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.

Таким образом, решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 23.06.2023 года вступило в законную силу.

Из материалов административного дела 2а-904/2023 следует, что в требование № 18840 от 22.10.2018 года (приобщенное к материалам настоящего дела) вошла недоимка по налогу на добавленную стоимость в размере 1 992 480 руб., срок уплаты до 06.11.2018 года, т.к. данная сумма не была уплачена административным ответчиком. После обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании данной основной суммы долга решением суда от 23.06.2023 года отказано во взыскании в связи с истечением срока обращения в суд. Соответственно, возможность взыскания основного долга по недоимке по налогу на добавленную стоимость в размере 1 992 480 руб. утрачена в связи с истечением срока взыскания, что подтверждено судебным решением.

Пеня по указанному выше налогу на добавленную стоимость в размере 385 561.50 руб., включенная в требование 218884 от 18.08.2021 года со сроком уплаты до 21.09.2021 года, взыскиваемая на настоящему делу (т. 1 л.д. 20-23), является производной от суммы основного налога (1 992 480 руб.), поэтому законных оснований для взыскания пени не имеется, поскольку основное требование не исполнено и взыскано в судебном порядке быть не может.

Задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ в сумме 1 673 255 руб. также была включена в требование № 18840 от 22.10.2018 года, по которому вынесено решение от 23.06.2023 года об отказе в удовлетворении иска по сроку, соответственно пени, включенные в требование № 21884 от 18.08.2021 года, в размере 378 505 руб. 43 коп., начисленные на сумму 1 673 255 руб., также взысканию не подлежат.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции суммы налогов - земельный, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц не были взысканы с административного ответчика и возможность их взыскания утрачена в связи с пропуском срока на обращение, что подтверждено судебным решением. При таком положении пени, начисленные на эти налоги, при отсутствии обязанности по уплате налога, равно как и при истечении сроков на их принудительное взыскание, взысканы также быть не могут.

В определении от 30.03.2022 N 4-КАД21-65-К1 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации разъяснила, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможности взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (не начисление) правового значения не имеет.

Положения Налогового кодекса, предполагающие необходимость уплаты пени с сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможности начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию налога. Это соответствует положениям Кодекса.

Поскольку пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств принятия таких мер в соответствии с действующим законодательством налоговым органом при рассмотрении данного административного дела не представлено, указанное исключает возможность взыскания пени в общей сумме 793 899.64 руб., из них:

пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ, в размере 29 791 руб. 98 коп.;

пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в размере 378 505 руб. 43 коп.;

пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в размере 385 561 руб. 50 коп.;

пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений 41 руб. 15 коп. за спорный период времени,

поскольку они производны от основного долга.

Выводы суда в решении о взыскании недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 1 929 руб. 52 коп., пеня в размере 116 руб. 08 коп.; по пени по Единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп. (срок уплаты налога до 01.04.2019), являются обоснованными в силу следующего.

По единому налогу для отдельных видов деятельности пени в размере 2 775.19 руб. была начислены за несвоевременную уплату налогов. Так из расчета сумм пени, включенной в требование об уплате № 21884 от 18.08.2021 года следует, что 04.05.2019 года начислен налог по страховым выплатам по 4 370 руб. со сроком уплаты 25.10.2017 года, а также начислен налог в размере 88 416 руб. со сроком уплаты 25.04.2019, налоги уплачены административным ответчиком соответственно: 20.04.2021 года и 05.08.2019 года (т. 1 л.д. 25).

Также данный налог был начислен в сумме 86246 руб. (декларация за 4 квартал 2018 года) со сроком уплаты 25.01.2019 года, замет уменьшен и составил 62 829 руб. уплачен 01.04.2019 года. (т.1 л.д. 25).

Необходимость взыскания пени по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп. подтверждена в ходе рассмотрения дела. Так суммы налога по 214.19 руб. в месяц вошли в требование № 6721 от 18.05.2021 года, в требование № 19361 от 30.06.2021 со сроком уплаты 03.08.2021, в требование № 20858 от 03.08.2021 года со сроком уплаты 06.09.2021, в требование № 20 943 от 04.08.20021 года со сроком уплаты 07.09.2021 года (т. 1 л.д. 12-19). Указанная недоимка и пени не уплачены, срок обращения в суд не истек.

Соответственно, обоснованно взысканы с административного ответчика оставшиеся недоимки по налогу и пени в общей сумме 4 820.79 руб., из них:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), налог в размере 1 929 руб. 52 коп., пеня в размере 116 руб. 08 коп.;

- по пени по Единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп. (срок уплаты налога до 01.04.2019).

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в указанной выше части с вынесением нового решения, которым во взыскании пени в общей сумме 793 900.06 руб. следует отказать; решение суда в части взыскания недоимки по налогу и пени в общей сумме 4 820 руб. 79 коп. подлежит оставлению без изменения.

Размер госпошлины также подлежит изменению, поскольку взысканию подлежит госпошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 24 апреля 2023 года отменить частично, принять в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного иска о взыскании с ФИО1 пени по налогам в общей сумме 793 900.06 руб., а именно:

- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 29 791 руб. 98 коп.;

- пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 378 505 руб. 43 коп.;

- пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в размере 385 561 руб. 50 коп.;

- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 41 руб. 15 коп..

Взыскать с ФИО1 госпошлину в размере 400 рублей.

Оставить без изменения решение суда в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в общей сумме 4 820 руб. 79 коп.:

- налог в размере 1 929 руб. 52 коп., пеня в размере 116 руб. 08 коп.;

- по пени по Единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности в размере 2 775 руб. 19 коп..

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья (подпись) Н.В.Мочалова