НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 30.01.2020 № 2-1863/19

Гр. дело № 2-1863/2019

Судья К.В. Лисиенков

Апелл. дело № 33-57/2020А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 января 2020 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.

судей коллегии Рощупкиной И.А. и Кравцовой Е.А.

при секретаре Булатовой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Челак Т.И. - Галко С.Н. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований иска Челак Т.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения о выплате страховой пенсии и возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа, размера страховой пенсии с даты назначения, отказать.

Заслушав доклад судьи Кравцовой Е.А., пояснения представителя истца Галко С.Н., представителей ответчика УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе Юнусов А.Р. и Ламажапова Б.О., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Челак Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе) о признании незаконным решения о выплате страховой пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа, размера страховой пенсии с даты назначения.

В обоснование иска указала, что решением ответчика № 170000065794/148556/17 с 13 ноября 2017 года ей назначена пенсия по старости в размере 12 708 рублей 51 копейка. Впоследствии, решением ответчика размер пенсии установлен в сумме 13 593 рубля 32 копейки. С указанным решением истец не согласна, поскольку ответчиком при назначении пенсии не были учтены периоды работы Челак Т.И. в УССР медицинской сестрой в Васильевской участковой больнице с 7 августа 1986 года по 11 сентября 1986 года, с 12 сентября 1986 года по 18 апреля 1988 года, с 1 февраля 1989 года по 1 августа 1992 года, с 6 апреля 1998 года по 8 августа 2000 года. При этом, сведения об указанных периодах работы внесены в трудовую книжку истца. Также, не была применена валоризация (разовое увеличение) пенсии. Истец полагала, что при назначении пенсии ответчиком не учитывались справки о заработной плате истца за приведенные периоды работы. Также, по мнению Челак Т.И., такое решение ответчика является незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем, просила признать решение о назначении пенсии в размере 13 593 рубля 32 копейки незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет страхового стажа, размера страховой пенсии с даты назначения, с учетом изменения общего страхового стажа, и выплатить разницу в начисленной пенсии с 1 августа 2018 года.

В судебном заседании суда первой инстанции истец участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Представитель истца Галко С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по приведенным в иске основаниям.

Представители ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе Юнусов А.Р. и Аксенова Е.И., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласились. Указали, что периоды работы, которые истец просит включить в страховой стаж были включены ответчиком, однако, за данный период не учтен заработок, поскольку согласно ответу Измайловского объединенного управления Пенсионного фонда Одесской области Украины, заработок истца указан в гривнах за период ее работы в СССР, в то время, как заработная плата в тот период выплачивалась в советских рублях. На повторный запрос из управления Пенсионного фонда Одесской области Украины поступил аналогичный ответ.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен представитель истца Галко С.Н. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в представленных в пенсионное дело справках и актах проверки указано, что заработная плата истца указана в рублях, поскольку имеется ссылка на первичные документы бухгалтерского учета. Так как спорный период времени приходится на период СССР, соответственно, заработная плата в справках указана в советских рублях, а не в гривнах, как полагает ответчик.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления ПФР Аврамчик В.В. полагает решение суда законным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Галко С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, с учетом представленных стороной ответчика документов, не оспаривал факт учета при исчислении размера пенсии истца заработной платы за спорные периоды работы Челак Т.И., вместе с тем, выразил несогласие с позицией стороны ответчика относительно того, что наиболее выгодным для истца при назначении пенсии являются периоды работы, учтенные стороной ответчика, а именно, с июня 1995 года.

Представители ответчика ГУ-УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе Юнусов А.Р. и Ламажапова Б.О., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании на доводах возражений на апелляционную жалобу настаивали. Указали, что в связи с наличием перерывов в стаже, истцу как наиболее выгодный для подсчета страхового стажа для назначения пенсии по старости был выбран период с июня 1995 года по август 2000 года.

Истец в судебном заседании не присутствовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из дела, 10 ноября 2017 года Челак Т.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика № 170000065794/148556/17 истцу с 13 ноября 2017 года назначена страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщины, родившие двух и более детей, достигшие возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Далее, к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Как усматривается из дела, в связи с обращением Челак Т.И. за назначением страховой пенсии по старости, 12 апреля 2017 года ответчиком в адрес Главного управления Пенсионного фонда в Одесской области направлен запрос об оказании содействия в истребовании справки о стаже работы истца и заработной плате (с указанием валюты) за период работы в Болградской центральной районной больнице в 1986, 1989-2000 г.г., Васильевской средней школе в 1986-1988 г.г., с указанием сведений об уплате страховых взносов.16 июня 2017 года в адрес ГУ - УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО направлены справки № 1044 от 13 июня 2017 года, № 14 от 9 июня 2017 года, № 124 от 8 июня 2017 года. 20 декабря 2017 года ответчиком повторно в адрес Главного управления Пенсионного фонда в Одесской области направлен запрос со ссылкой на ненадлежащее оформление ранее направленных документов, а именно, указание в справках за период с 1986 года по 1987 год, с 1989 года по 1992 год заработной платы в гривнах, отсутствие указания в какой Пенсионный фонд производилась уплата страховых взносов, отсутствие в справках о заработной плате даты рождения получателя справки, указание фактической суммы заработка с наложением сумм из одной справки на другую. Также, указано, что данные справки вызывают сомнения, в связи с чем, возникла необходимость проведения проверки обоснованности выдачи справок, а также достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии с актом № 2728 от 27 февраля 2018 года, Главным управлением Пенсионного фонда в Одесской области указано, что справка № 1044 не соответствует первичным документам, представлена справка № 479 от 27 февраля 2018 года о заработной плате истца за период 1986-1987 годы. Согласно акту № 2727 от 27 февраля 2018 года Главного управления Пенсионного фонда в Одесской области, в ходе проверки установлено, что данные, указанные в справке № 124 от 8 июня 2017 года соответствуют первичным документам. Указанный акт содержит сведения о периоде и размере заработной платы истца за периоды 1986, 1989, 1990, 1992-2000 г.г.

Как приведено выше, частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 6 названного Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Согласно статье 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Таким образом, трудовой стаж, приобретенный гражданами РФ на территории государства - участника вышеназванного Соглашения, а также на территории бывшего СССР, будет учитываться при начислении пенсии работнику на основании документов, выданных работодателями на территории соответствующего государства. Указанный трудовой стаж может подтверждаться записями в трудовой книжке, а также справками о доходах работника за соответствующие периоды работы.

Как приведено выше, согласно ч. 2 ст. 10 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 Закона РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». А согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом, согласно пунктам 2-4 статьи 30 названного Закона, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», право выбора наиболее выгодного расчета пенсии предоставлено застрахованному лицу, и одним из показателей, влияющих на расчетный размер пенсии, является среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо органами государственной (муниципальной) власти.

Как установлено судом, Челак Т.И. обратилась в ГУ УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе с заявлением о принятии к расчету при назначении пенсии по старости справки о заработной плате, предоставив также трудовую книжку, в которой отражены сведения о периодах работы.

Решением ГУ УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе 170000065794/148556/17, Челак Т.И. назначена страховая пенсия по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 ФЗ №400-ФЗ с 13 ноября 2017 года бессрочно в размере 5 500 рублей 84 копейки, установлена фиксированная выплата к страховой пенсии на основании статьи 16 ФЗ № 400-ФЗ бессрочно с 13 ноября 2017 года в сумме 4 805 рублей 11 копеек, в соответствии с частью 9 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ в сумме 2 402 рубля 56 копеек, в соответствии с частями 1,2 статьи 16 ФЗ № 400-ФЗ в сумме 4 805 рублей 11 копеек, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения (ий) фиксированной выплаты к страховой пенсии с 13 ноября 2017 года составляет 12 708 рублей 51 копейка.

При этом, ответчиком при принятии решения о назначении истцу пенсии по старости в указанном размере, вопреки позиции истца, учтено следующее.

В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994г. №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан данной категории, согласно которому пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина), производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств - участников названного Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99-104 Закона РСФСР от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР». В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992г. введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком РФ на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии). Курс валют публикуется в «Российской газете».

Согласно пункту 1 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996г. №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.

Пунктами 9 и 10 названного Указания, обязательного для ответчика в силу ведомственной подчиненности, определено, что при исчислении пенсии лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством РФ. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

Как следует из пункта 11 названного Указания, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке. Пунктом 15 Указания определено, что документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством РФ. При этом, форма таких документов может быть произвольной.

Согласно информации о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР (приложение 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996г. №1-1-У), в Республике Украина существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец - гривна.

Так, в декабре 1991 года в обороте на территории Украины использовались рубли СССР, с 1 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования, при этом, одновременно в качестве платежного средства действовали рубли СССР. Однако, курс купона не установлен Центральным Банком РФ, поскольку являлся переходной денежной единицей.

С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал украинский карбованец, что следует из Соглашения между Центральным Банком России и Национальным Банком Украины «Об организации межбанковских расчетов в связи с введением украинского карбованца», и этим же соглашением установлен плавающий курс карбованца.

Как следует из Совместного заявления Банка России, Национального банка Украины от 29.08.1996г., с 25.08.1996г. в соответствии с Указом Президента Украины от 25.08.1996г. №762/96 «О денежной реформе», на территории Украины введена новая национальная валюта - гривна, и обменный курс к украинскому карбованцу установлен из расчета 100 000 карбованцев за 1 гривну.

Для использования в работе Пенсионным Фондом РФ в нижестоящие подразделения направлено письмо от 31.03.2005г. №ЛЧ-25-26/3195 «Об изменении наименования и нарицательной стоимости денежных единиц государств - бывших республик СССР», приложением к которому указано письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций ЦБ РФ от 14.03.2005г. №29-5-1-3/756, из которого также следует, что со 2 сентября 1996 года в обращение на территории Украины введена денежная единица - украинская гривна, с обменным курсом по отношению к карбованцу в 1/100 000.

Как приведено выше, актом проверки № 2727 от 27 февраля 2018 года установлено, что сведения, указанные в справке № 124 от 6 июня 2017 года соответствуют первичным документам, а справка № 476 от 27 февраля 2018 года выдана взамен признанной актом № 2728 от 27 февраля 2018 года справки № 1044 от 13 июня 217 года, содержащей сведения, не соответствующие первичной документации. Указанные справки были получены УПФР в г. Салехард и Приуральском районе в соответствии с письмами ПФР № ЛЧ-25-26/18835 от 28 декабря 2016 года и № ЛЧ-25-26/360 от 17 января 2017 года, а также Указанием № 1-1-У от 18 января 1996 года.

Судом апелляционной инстанции установлено, что представленные Главным управлением Пенсионного фонда в Одесской области справки были приняты ответчиком при исчислении страхового стажа для назначения страховой пенсии Челак Т.И. В частности, из представленных стороной ответчика по запросу судебной коллегии сведений из программного обеспечения ПТК НВП следует, что при расчете трудовой пенсии, в соответствии с положениями статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принимались во внимание 60 месяцев работы истца подряд, а именно, с июня 1995 года по август 2000 года, в том числе, с учетом переноса в 1996 году месяцев апреля и мая на июль и июнь 1995 года, соответственно, ввиду отсутствия у истца заработка за данные месяцы, а также с учетом конвертации суммы заработка в валюте за 1998-2000 годы.

При этом, вопреки доводам представителя истца о возможности учесть при исчислении размера пенсии заработной платы за иные периоды работы Челак Т.И. как более выгодные, нежели учтенные ответчиком, обозначенные стороной истца периоды не являются непрерывными, что следует из сведений, содержащихся в акте проверки от 27 февраля 2018 года.

В указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер пенсии истцу исчислен ответчиком в соответствии с приведенными выше положениями закона, с учетом требований Соглашения от 13 марта 1992 года, и, вопреки доводам стороны истца, с применением валоризации, что подтверждается результатами расчета валоризации в отношении Челак Т.И., представленными ответчиком.

Вывод же суда о необоснованности требований истца по мотиву не подтверждения компетентными органами государства участника соглашения и обоснованности действий ответчика по не включению при исчислении размера страховой пенсии заработной платы истца в периоды работы с 1986 по 1987 годы, с 1989 года по 1990 годы, с 1992 года по 2000 годы, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Вместе с тем, поскольку из установленных в судебном заседании суда апелляционной инстанции обстоятельств в системе действующего правового регулирования спорных правоотношений следует, что ответчиком УПФР по г. Салехард и Приуральскому району при исчислении страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости истцу были приняты сведения о размере заработной платы, указанные в представленных Управлением пенсионного фонда по Одесской области Украины справках и акте проверки, а расчет размера пенсии произведен верно, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

С учетом приведенного, решение суда не подлежит отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)