НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 28.04.2022 № 2-1201/2021

КОПИЯ

Гражд. дело № 2-1201/2021

89RS0001-01-2021-001817-16

Судья Архипова Е.В.

Апел. дело № 33-301/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28.04.2022 г.Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кравцвовой Е.А.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Рощупкиной И.А.,

при секретаре Ишметовой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО и апелляционному представлению прокурора г. Надыма на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2021 и дополнительное решение того же суда от 21.03.2022 по иску и.о. прокурора г. Надыма в интересах ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат, произвести социальную выплату.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения прокурора Рукавишникова П.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора г. Надыма в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат с учетом даты постановки. В обоснование исковых требований указано, что на основании обращения ФИО1 прокуратурой г. Надыма проведена проверка соблюдения ответчиком требований федерального законодательства, в ходе которой установлено, что на 25.12.2019 ФИО1 состояла в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации программы «Сотрудничество», с 26.01.2006. Для предоставления социальной выплаты в 2020 году ФИО1 было необходимо в срок до 15.01.2020 предоставить в орган местного самоуправления заявление и необходимые документы, в том числе справку из территориального органа Пенсионного Фонда России, о продолжительности трудового стажа в Районах Крайнего Севера. Справка была предоставлена истцу 24.01.2020, позже требуемого срока. В связи с отсутствием требуемой справки на момент подачи документов истец была вынуждена написать заявление об исключении ее из списка на получение социальной выплаты в текущем году. Кроме того, одним из оснований для исключения из Окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», явился факт предоставления истцом недостоверных сведений на дату включения в Окружной список граждан (26.01.2006) об отсутствии жилых помещений на территории Российской Федерации. На дату включения в список истцу принадлежала 1/2 доля жилого помещения, общей площадью 32,2 кв.м. в <адрес>. Таким образом, на дату включения в Окружной список граждан у ФИО1 и ее сына ФИО2 в собственности находилось 16,1 кв.м., по 8,05 кв.м. на каждого, что значительно меньше установленной на момент включения семьи В-вых в Окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда социального использования составляла (18 квадратных метров общей площади жилого помещения). При этом учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляла 14 квадратных метров общей площади жилого помещения. Таким образом, на момент включения семьи В-вых в список учетная норма площади жилого помещения не достигала установленных нормативов, исходя из этого при постановке на учет 26.01.2006 Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО было принято законное решение о включении истца в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Решением Шербакульского районного суда Омской области от 25.08.2015 установлен факт разрушения вышеуказанного дома с 06.04.2008. Решение суда вступило в законную силу. Таким образом, при принятии решения Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО не учтен тот факт, что в пользовании у ФИО1 жилого помещения не имелось, дом был разрушен. Поэтому исключение истца из числа граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», является незаконным, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение указанной социальной выплаты исходя из даты постановки на учет - с 26.01.2006, в составе один человек, в 2021 году.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 в суд представлены заявления, в которых она просила суд восстановить ее в Окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» исходя из даты постановки на учет 26.01.2006 в составе одного человека и предоставить социальную выплату в текущем (2021) году в г. Тюмени.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и прокурор Садчикова М.В. на иске настаивали на основаниям, изложенным в исковом заявлении. ФИО1 пояснила, что извещение о необходимости предоставления в Администрацию МО г. Надым заявления и документов на предоставление социальной выплаты было ею получено поздно, она сразу обратилась в управление Пенсионного фонда России за справкой, но оставшегося времени было явно недостаточно для сбора документов, справка о стаже была выдана ей только 24.01.2020, за пределами срока подачи документов. Подача заявления об исключении ее из списка на получение социальной выплаты в 2020 году была вызвана объективными причинами, отсутствием необходимых документов для подачи в требуемый срок.

Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменные возражения на иск, в которых полагал требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что исключение ФИО1 из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», осуществлено на основании ее личного заявления и, кроме того, связано с нарушением ФИО1 требований о предоставлении информации о наличии жилого помещения за пределами ЯНАО.

Представитель третьего лица Администрации МО Надымского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела третье лицо извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указало о необоснованности требований иска, просило в его удовлетворении отказать, отметив, что право собственности ФИО1 на жилой дом в Омской области прекращено в 2014 году, следовательно, на момент постановки ее на учет в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, ФИО1 не имела права на получение такой выплаты и подлежала исключению из окружного списка.

Третье лицо ФИО2, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, заявлений и ходатайств не представил.

Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2021 на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» с даты подачи заявления - 26.01.2006.

21.03.2022 Салехардским городским судом постановлено дополнительное решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности восстановить в сводном списке граждан на получение социальной выплаты в 2021 году и предоставить социальную выплату в текущем 2021 году в г. Тюмени отказано.

С такими решением и дополнительным решением не согласились прокурор и ответчик.

В апелляционном представлении прокурор Садчикова М.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым возложить на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанность восстановить ФИО1 в Окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», исходя из даты постановки на учет - 26.01.2006, возложить на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанность восстановить ФИО1 в Сводном списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в 2021 году. В обоснование указывает, что судом не рассмотрено ходатайство истца ФИО1 об увеличении заявленных требований о включении в список получателей социальной выплаты в рамках указанной программы на текущий (2021) год.

В дополнении к апелляционному представлению прокурор Садчикова М.В. просит отменить дополнительное решение от 21.03.2022, и принять новое решение о возложении на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанность восстановить истца в Сводном списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в 2022 году. Указывает, что истцом было подано заявление об отказе в получении социальной выплаты только в 2020 году, и поскольку в судебном заседании достоверно установлен вынужденный характер подачи истцом заявления об отказе от социальной выплаты в 2020 году, оно направлено на исключение из сводного списка граждан - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, ФИО1 исключена из Окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», незаконно, в связи с чем обоснованным является требование ФИО1 о возложении на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанности по восстановлению истца в Сводном списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в 2021 году. При вынесении решения судом не учтено, что в настоящее время 2021 год истек, а истцом заявлено ходатайство о восстановлении ее в Сводном списке граждан - претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году.

В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО3 просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Указывает, что Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на который сослался суд, к спорным правоотношениям применению не подлежит. Истец была исключена из списка в связи с наличием у нее в собственности жилого помещения за пределами округа на момент внесения ее в список для участия в программе «Сотрудничество». Вторым основанием снятия истца с учета послужило поступление от нее письменного отказа от получения социальной выплаты, в связи с невозможностью своевременного предоставления справки о стаже истца в районах Крайнего Севера в учреждении Пенсионного фонда России по причине наличия спора о стаже.

ФИО1 направила в суд Ямало-Ненецкого автономного округа заявление, в котором просит возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность восстановить ее в сводном списке граждан на получение социальной выплаты в программе «Сотрудничество» и предоставить социальную выплату по указанной программе в 2022 году, указывая, что суд первой инстанции не разрешил ее ходатайство об увеличении исковых требований.

Также истец в заявлении просит приобщить к делу документы: письмо муниципального учреждения «Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район» от 02.06.2015, письмо Администрации муниципального образования Надымский район от 28.04.2020, письмо Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2020, письма Надымской прокуратуры от 26.06.2020, от 27.07.2021.

Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания, к материалам дела приобщены: поступившие по запросу судебной коллегии из Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО документы: копия заявления ФИО1 от 17.12.2019, выписка из списка граждан, в отношении которых принято решение об исключении из списка, отчет об отслеживании отправления, копия ответа Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО на обращения ФИО1; документы, представленные ФИО1 и поступившие из Надымской городской прокуратуры заявления, полученные от ФИО1, и ответы на указанные заявления (за исключением тех, которые уже были ранее приобщены к материалам дела).

18.04.2022 ФИО2 в судебную коллегию представлено заявление, в котором она указала, что с дополнительным решением не согласна. Просит изменить это решение суда, принять новое, возложить на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанность восстановить истца согласно заявлению от 26.01.2006 в Окружном Списке граждан в программе «Сотрудничество» и восстановить истца в Сводном списке граждан, представить субсидию по программе «Сотрудничество» в текущем 2022 году.

В отзыве на апелляционное представление и апелляционную жалобу представитель Администрации Надымского района ФИО4 просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Надым, поданного в интересах ФИО1, отказать.

В отзыве на заявление ФИО1 от 18.04.2022 и на дополнительное апелляционное представление прокурора Администрация Надымского района в лице представителя ФИО5 просит отказать в удовлетворении дополнительного представления прокурора и заявления ФИО1, дополнительное решение суда от 21.03.2022 оставить без изменения. Указывает, что требования ФИО1, изложенные в заявлении о вынесении дополнительного решения, о восстановлении истца в списках на получение социальной выплаты в программе «Сотрудничество» в 2022 году не могли быть рассмотрены судом, поскольку являются увеличением размера исковых требований, заявленным за пределами рассмотрения по существу судом первой инстанции. В этой связи не подлежит удовлетворению заявление ФИО1 о восстановлении срока для подачи заявления на участие в программе «Сотрудничество» и предоставления субсидии в текущем 2022 году. Основания для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции отсутствуют. Кроме того, в соответствии с п. 2.12 ранее действовавшего Положения о реализации программы «Сотрудничество» граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление о включении их в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в планируемом году. Аналогичная норма содержится в п. 3.1 действующего в настоящий момент Порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2022 №91-П. С заявлением о включении ее в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в 2022 году не обращалась, в связи с чем в силу принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе рассматривать вопрос о восстановлении срока для подачи заявления на участие в программе «Сотрудничество» и предоставления субсидии в текущем 2022 году.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рукавишников П.А. доводы апелляционного представления и дополнений к апелляционному представлению поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом: ФИО1 - телефонограммой, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, Администрация Надымского района - по электронной почте, ФИО2 - телеграммой. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В целях обеспечения участия истца в судебном заседании была организована видеоконференц-связь с Надымским городским судом ЯНАО, куда истец не явилась. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, возражений на жалобу, представление, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в его первой редакции, действовавшей до 31.12.2011, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

В рамках выполнения федерального законодательства и в целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 №150 «Сотрудничество», утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 25.10.2004 №136-пк, в соответствии с Соглашением от 30.12.2004 №167/45-ГУ о механизме реализации мероприятий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, а также гражданам, самостоятельно выехавшим из Ямало-Ненецкого автономного округа на юг Тюменской области, Постановлением Губернатора ЯНАО от 24.06.2005 №248 утверждено Положение о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 №150 «Сотрудничество» по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее - Положение №248).

Указанное Положение признано утратившим силу постановлением Губернатора ЯНАО от 25.07.2011 № 121-ПГ.

С 17.07.2011 действовало Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное Постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 №437-П также в целях реализации мероприятий в рамках Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 №150 «Сотрудничество» (далее - Положение №437-П).

Это Положение признано утратившим силу Постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2022 №91-П, вступившим в силу с 01.01.2022.

С 01.01.2022 действует Порядок реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2022 №91-П, принятый в целях обеспечения реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №705-П, в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденным постановлением Администрации Тюменской области от 24.01.205 №3-пк, статьей 36-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период действия Положения №248 ФИО1 вместе с сыном ФИО2 на основании ее заявления и со дня его подачи - 26.01.2006 - была включена в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Тюмени в рамках программы «Сотрудничество».

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2020 №15-од/ж ФИО1 вместе с ФИО2 была исключена из окружного списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на основании подп. «и» и «г» п. 2.10 Положения №437-П.

В соответствии с указанными нормами Положения №437-П (в редакции, действовавшей на момент издания приказа от 12.02.2020) граждане подлежат исключению из окружного списка в случаях:

- выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений (подп. «г»);

- письменного отказа гражданина от получения социальной выплаты в текущем году (подп. «и»);

Принимая решение об удовлетворении требования прокурора о восстановлении ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», суд первой инстанции исходил из того, что заявление истца об отказе от получения социальной выплаты являлось вынужденным, а непредставление истцом при подаче заявления от 26.01.2006 сведений о наличии у нее в собственности жилого помещения не могло повлиять на принятие решения о включении ее в указанные списки. Указанные выводы суда им подробно мотивированы, соответствуют закону и установленным судом обстоятельствам дела, поданная же Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО апелляционная жалоба не позволяет признать их ошибочными.

Согласно материалам дела по состоянию на 26.01.2006 ФИО1 принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м. Соответственно, на долю ФИО1 приходилось 16,1 кв.м, а с учетом того, что истец была включена в списки совместно с членом своей семьи - с сыном ФИО2, на каждого из членов семьи истца приходилось таким образом по 8,05 кв.м общей площади жилого помещения, что менее установленной постановлением Мэра г. Надыма и Надымского района от 18.03.2005 №183 учетной нормы, составляющей 14 кв.м общей площади жилого помещения.

Положением №248, действовавшим на дату подачи ФИО1 заявления от 26.01.2006, было предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья имеют граждане, проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, выезжающие из Ямало-Ненецкого автономного округа на юг Тюменской области, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет (а инвалиды I и II групп не менее 10 лет), не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшие жилищные субсидии на эти цели (п. 2.1).

Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действовавшей на 26.01.2006) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, федеральным законодательством на момент включения истца в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, предусматривалось, что право на получение жилищной субсидии имеют не только граждане, не имеющие жилья в других регионах России, но и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия полагает, что региональное законодательство не может ухудшать положение граждан по сравнению с федеральным, в связи с чем истец, несмотря на наличие у нее жилого помещения за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, имела право на включение в списки граждан для получения жилищной субсидии, поскольку была вместе с сыном обеспечена жилым помещением за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа менее учетной нормы и таким образом являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При этом следует отметить, что Положение №437-П в редакции, действовавшей в период с 01.05.2012 по 05.08.2012, предусматривало, что право на получение социальных выплат для приобретения жилья имеют также и граждане, не только не имеющие жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, но и нуждающиеся в его улучшении (п. 1.2).

Кроме того, решением Шербакульского районного суда Омской области от 25.08.2015 установлен факт разрушения дома в <адрес> с кадастровым номером с 06.04.2008.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности ФИО1 на указанный дом прекращено 06.10.2014. При этом, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на указанный жилой дом, он был снят с кадастрового учета с 18.09.2014.

Таким образом, на момент принятия Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО решения об исключении ФИО1 из окружного списка со дня разрушения находящегося в собственности истца жилого дома прошло почти 12 лет, а со дня прекращения регистрации за истцом права собственности на данный объект недвижимости - более 6 лет.

Следует отметить, что по смыслу подп. «г» п. 2.4 Положения №437-П гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (в список граждан по муниципальному образованию), если он совершил гражданско-правовую сделку с жилым помещением за пределами автономного округа и с момента совершения этой сделки на момент подачи заявления о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилого помещения в Тюменской области, прошло пять лет.

Более того, ранее, ФИО1 уже исключалась Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (приказ от 13.02.2014 №35-ОД), по мотиву непредставления ею заявления в период заявочной компании 2013 года, и решением Надымского городского суда от 30.03.2015 с учетом дополнительного решения от 28.04.2015, постановленного по иску Надымского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, на Департамент была возложена обязанность восстановить ФИО1 и ФИО2 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» исходя из даты постановки на учет. При этом при рассмотрении данного дела Администрацией Надымского района был представлен отзыв на исковое заявление прокурора от 24.03.2015, в котором Администрация ссылалась, в том числе, на факт наличия в собственности ФИО1 1/2 доли в праве собственности на жилой дом в <адрес>, и в этой связи указывала на отсутствие оснований у Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО для включения ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество». К отзыву была приложена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 30.09.2013 в отношении ФИО1

Из этого следует, что уже в 2013 году Администрация Надымского района располагала информацией о регистрации за истцом права собственности на жилой дом. Поскольку отзыв на исковое заявление, содержащий информацию о наличии у ФИО1 в собственности жилого помещения, был представлен в рамках гражданского дела, участие в котором принимал и Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, об указанном обстоятельстве Департамент также мог и должен был знать, по крайней мере, с 2015 года. Однако, несмотря на это, ФИО1 в связи с выявлением названного факта из окружного списка исключена не была, притом, что в соответствии с п.п. 2.1, 2.6, 2.8, 2.9 Положения №437-П, уже действующего в тот период времени, органы местного самоуправления на основании заявлений граждан, формировали списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, направляли их в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, который включал граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список. Основаниями для исключения граждан из окружного списка согласно п. 2.10 Положения являлись наличие за пределами автономного округа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи и выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Из этого следует, что на протяжении длительного периода времени Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и Администрация Надымского района, обладая сведениями о регистрации за ФИО1 права собственности на жилой дом за пределами автономного округа, признавали за нею право состоять в списках на для получения социальной выплаты. В связи с этим указание Департаментом на данное обстоятельство как на основание исключения ФИО1 из окружного списка только в 2020 году нельзя признать правомерным.

Более того, как указывалось выше, решением суда установлен факт разрушения указанного жилого дома в 2008 году.

Также судом установлено, что письмом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 25.12.2019 №40.1-18-121/2025 истцу разъяснено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении ей социальной выплаты в 2020 году ей необходимо в срок до 15.01.2020 предоставить в органы местного самоуправления ряд документов, в том числе, копию пенсионного удостоверения или справки о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионного обеспечение. Этим же письмом истцу, ввиду отсутствия справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рекомендовано обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации для уточнения стажа работы.

Данное письмо было получено истцом 06.01.2020.

По утверждению истца, в связи с тем, что к указанному в письме Департамента дню она не успевала получить соответствующую справку из ГУ - ОПФ РФ по ЯНАО, она подала заявление об исключении ее из списка граждан - получателей социальной выплаты в 2020 году. При этом истцом представлена справка ГУ - ОПФ РФ по ЯНАО от 24.01.2020 №642-15 с указанием стажа работы истца в районах Крайнего Севера - 20 лет 18 дней.

Как видно из пояснений Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО и Администрации Надымского района ими не оспаривался тот факт, что заявление об исключении из списка граждан-получателей социальной выплаты было подано истцом в связи с отсутствием возможности представить справку из пенсионного органа в установленный срок. Ответчик и третье лицо настаивали только на том, что подача истцом заявления об отказе от получения социальной выплаты в 2020 году наряду с наличием у нее в собственности жилого помещения на дату подачи заявления о включении в список сами по себе влекли исключение истца из окружного списка.

Между тем, как верно указано судом первой инстанции, заявление об отказе от получения социальной выплаты истцом подано вынужденно, ввиду наличия исключительных обстоятельств, связанных с невозможностью представления в указанный Департаментом срок необходимых документов из Пенсионного фонда России, а данные обстоятельства не должны лишать истца возможности реализации права на получение социальной выплаты.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 имела ранее и имеет в настоящее время право состоять в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках реализации программы «Сотрудничество» и подлежит восстановлению в соответствующем списке.

Вместе с тем, согласно резолютивной части, суд обязал ответчика восстановить в списке только ФИО1 Между тем, как указывалось выше, на момент исключения из списка ФИО1 состояла в нем вместе с ФИО2 При таких обстоятельствах истец должна быть восстановлена в списках вместе с ФИО2 В этой части решение суда подлежит изменению.

Кроме того, в резолютивной части указано о восстановлении ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

Как следует из п.п. 2.3, 2.4 2.6, 2.8 Положения №437-П органы местного самоуправления принимают решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (список граждан по муниципальному образованию). На основании принятых решений органы местного самоуправления формируют списки граждан по муниципальному образованию по состоянию на 01 января года, следующего за текущим, утверждают их и направляют в департамент строительства и жилищной политики автономного округа не позднее 30 января года, следующего за текущим. На основании списков граждан по муниципальным образованиям департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (окружной список), по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.

Приказом ответчика от 12.02.2020 истец и ФИО2 были исключены из окружного списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения и в части указания списка, в котором истец и ФИО2 должны быть восстановлены, указав, что истец с сыном подлежат восстановлению в окружном списке список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Оснований не согласиться с дополнительным решением судебная коллегия также не находит.

При рассмотрении дела судом первой инстанции прокурор и ФИО1 просили восстановить истца в списках граждан на получение социальной выплаты в 2021 году. В апелляционном представлении и в дополнении к нему прокурор просит восстановить ФИО1 как в окружном списке, так и в Сводном списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в текущем году.

В соответствии с п. 2.12 Положения №437-П граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению №6 к настоящему Положению. Органы местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, утверждают их и направляют в департамент. Списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, формируются в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Положения. При наличии в органах местного самоуправления согласия гражданина на обработку его персональных данных заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, может быть направлено на электронный адрес органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.12-1 Положения №437-П списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, формируются органами местного самоуправления по форме согласно приложению N 11 к настоящему Положению.

В силу п. 2.13 Положения №437-П на основании списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, поступивших из органов местного самоуправления, департамент до 01 октября формирует и утверждает приказом сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году (далее - сводный список претендентов). Сводный список претендентов формируется в хронологической последовательности, в какой данные граждане состоят в окружном списке.

В соответствии с п. 3.1 Порядка №91-П, действующего с 01.01.2022, в целях организации работы по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений в Тюменской области в планируемом году формируются списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году. Для включения в такой список граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля, представляют в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете, заявление по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку. При наличии в органах местного самоуправления согласия гражданина на обработку его персональных данных заявление, указанное в абзаце втором настоящего пункта, может быть направлено на электронный адрес органов местного самоуправления. При наличии технической возможности заявление, указанное в абзаце втором настоящего пункта, представляется в органы местного самоуправления в электронном виде посредством Единого портала. Органы местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году по муниципальному образованию (далее - списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году), утверждают их и направляют в департамент.

Согласно п. 3.3 Порядка №91-П на основании списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, поступивших из органов местного самоуправления, департамент до 01 октября формирует и утверждает приказом сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году (далее - сводный список претендентов), в порядке, установленном абзацами седьмым - одиннадцатым пункта 3.1 настоящего Порядка. Сводный список претендентов формируется в хронологической последовательности, в какой данные граждане состоят в окружном списке. Департамент вносит изменения в сводный список претендентов в случае внесения изменений органами местного самоуправления в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, по муниципальному образованию на основании обращения органов местного самоуправления о внесении соответствующих изменений в сводный список претендентов.

Из изложенного следует, что для включения в Сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в текущем году состоящий в окружном списке гражданин как в соответствии с ранее действовавшим Положением, так и в соответствии с действующим в настоящее время Порядком в срок с 01 января по 01 июля должен предоставить в орган местного управления заявление по установленной форме.

Между тем, из материалов дела не усматривается, что ФИО1 обращалась в орган местного самоуправления с таким заявлением как в 2021 году, так и в 2022 году. От получения социальной выплаты в текущем (на тот момент) 2020 году истец отказалась.

В связи с этим оснований для удовлетворения требования прокурора о включении ФИО1 в Сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2021 или 2022 году у суда не имелось.

Вместе с тем, с учетом того, что согласно Порядку №91-П заявление о включении истца в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в 2022 году может быть подано в срок до 01.07.2022, ФИО1 и в настоящее время не лишена возможности обратиться с указанным заявлением в орган местного самоуправления для последующего ее включения в Сводный список.

Обоснованно суд не нашел оснований и для удовлетворения требования, заявленного самой ФИО1, о предоставлении ей социальной выплаты в г. Тюмени в 2021 году.

В соответствии с п.п. 2.13-1, 2.15, 2.16, 2.17, 2.18 Положения №473-П департамент в течение 10 рабочих дней со дня утверждения сводного списка претендентов доводит до органов местного самоуправления информацию о гражданах, включенных в сводный список претендентов, а также о гражданах, которым отказано во включении в данный список. В пределах средств, распределенных в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения, департамент запрашивает из органов местного самоуправления документы граждан, состоящих в сводном списке претендентов. Органы местного самоуправления не позднее 5 рабочих дней с момента запроса департамента о предоставлении документов граждан, состоящих в сводном списке претендентов, письменно уведомляют граждан о перечне предоставляемых документов, указанных в пункте 2.17 настоящего Положения, сроке их предоставления и последствиях непредставления документов в указанный срок. В целях рассмотрения вопроса о возможности предоставления социальных выплат и включения в список получателей социальных выплат граждане, состоящие в сводном списке претендентов, не позднее 15 календарных дней с момента получения уведомления от органов местного самоуправления представляют в департамент через органы местного самоуправления ряд документов, в том числе, заявление о включении в список получателей социальной выплаты. Не позднее 5 рабочих дней с даты предоставления гражданами-претендентами на получение социальных выплат документов, установленных пунктом 2.17 настоящего Положения, органы местного самоуправления проверяют их достоверность и полноту, формируют учетные дела граждан и направляют их в департамент.

Согласно п. 2.20 Положения №437-П департамент в течение 30 рабочих дней с даты поступления документов из органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 2.18 настоящего Положения приобщает к ним документы (сведения), полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.17-1 настоящего Положения, принимает решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список получателей социальных выплат в форме приказа.

В силу п. 2.22 Положения №437-П департамент не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения списка получателей социальных выплат направляет данный список в организацию, уполномоченную на реализацию постановления №3-ПК, - государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки».

Пунктом 2.23 Положения №437-П установлено, что получатель социальной выплаты обязан прибыть в г. Тюмень для заключения договора на приобретение жилья и получения социальной выплаты в течение 3 месяцев с даты утверждения списка получателей социальных выплат. В случае утверждения списка получателей социальных выплат после 01 октября текущего года, гражданин, состоящий в таком списке, обязан прибыть в г. Тюмень для заключения договора на приобретение жилья и получения социальной выплаты до 01 декабря текущего года.

Таким образом, для того, чтобы получить социальную выплату в 2021 году, гражданин должен был подать в орган местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления органа местного самоуправления заявление о включении в список получателей социальной выплаты и иные установленные Положением документы, также гражданин должен быть включен в список получателей социальных выплат в 2021 году, прибыть в г. Тюмень для заключения договора на приобретение жилья и получения социальной выплаты в течение 3 месяцев с даты утверждения списка получателей социальных выплат.

В соответствии с п.п. 3.4, 3.5, 3.7, 3.8, 3.9 Порядка №91-П департамент в течение 10 рабочих дней со дня утверждения сводного списка претендентов доводит до органов местного самоуправления информацию о гражданах, включенных в сводный список претендентов, а также о гражданах, которым отказано во включении в данный список. Органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения информации от департамента доводят соответствующую информацию до граждан способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления такого уведомления. В пределах средств, распределенных в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Порядка, департамент запрашивает у органов местного самоуправления документы граждан, состоящих в сводном списке претендентов. Органы местного самоуправления не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса департамента о представлении документов граждан, состоящих в сводном списке претендентов, письменно уведомляют граждан о перечне представляемых документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, сроке их представления и последствиях непредставления либо неполного представления документов в указанный срок. В целях рассмотрения вопроса о включении в список получателей социальных выплат граждане, состоящие в сводном списке претендентов, не позднее 15 календарных дней со дня получения уведомления от органов местного самоуправления представляют в департамент через органы местного самоуправления ряд документов, в том числе, заявление о включении в список получателей социальных выплат (в произвольной форме).

Согласно п. 3.10 Порядка №91-П органы местного самоуправления не позднее 5 рабочих дней со дня представления гражданами документов, установленных пунктом 3.9 настоящего Порядка, направляют учетные дела в департамент.

В соответствии с п. 3.12 Порядка №91-П департамент в течение 30 рабочих дней со дня поступления из органов местного самоуправления документов в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка приобщает к ним документы (сведения), полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 3.11 настоящего Порядка, принимает решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список получателей социальных выплат в форме приказа.

Пунктом 3.15 Порядка №91-П установлено, что департамент не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения списка получателей социальных выплат направляет данный список в организацию, уполномоченную на реализацию постановления №3-пк, - государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления данного списка.

Согласно п. 3.16 Порядка №91-П получатель социальной выплаты в течение 3 месяцев со дня утверждения списка получателей социальных выплат обязан прибыть в государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, заключения договора на приобретение жилого помещения и получения социальной выплаты. В случае утверждения списка получателей социальных выплат после 01 октября текущего года гражданин, состоящий в таком списке, обязан прибыть в г. Тюмень для заключения договора на приобретение жилого помещения и получения социальной выплаты до 01 декабря текущего года.

Таким образом, действующим в настоящее время нормативным правовым актом также предусмотрено, что для получения социальной выплаты в текущем году гражданин должен быть включен в список получателей социальных выплат, при этом гражданин должен явиться в ГАУ Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, заключения договора на приобретение жилого помещения и получения социальной выплаты.

Поскольку ФИО1 не подлежит включению в Сводный список претендентов на получение социальной выплаты как в 2021 году, так и в 2022 году, она не может быть включена и в список получателей социальной выплаты в 2021, 2022 годах, учитывая, что она не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в последний из указанных списков, не представляла предусмотренные упомянутыми Положением и Порядком документы, не была включена Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО в список получателей социальной выплаты как в 2021 году, так и в 2022 году. По этой причине оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истцу выплату у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены дополнительного решения суда по доводам дополнительного апелляционного представления.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2021 изменить в части, изложить абзац первый его резолютивной части в следующей редакции:

«Обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить ФИО1 в составе семьи из двух человек, включая ФИО2, в Окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» с даты подачи заявления - 26.01.2006».

В остальной части это решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дополнительное решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.03.2022 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи