НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 28.03.2019 № 33-543/19

Дело № 33-543/2019

Судья Паршуков А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Салехард 28 марта 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии Бреевой С.С., Акбашевой Л.Ю.,

при секретаре Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Аврамчик В.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 года, которым постановлено:

Решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО от 2 апреля 2018 года об отказе в назначении пенсии Шайдуллиной О.П. признать незаконным.

Обязать государственное учреждение Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО назначить Шайдуллиной О.П. пенсию с момента первоначального обращения - с 14 ноября 2017 года.

Взыскать с государственного учреждения Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО в пользу Шайдуллиной О.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Бреевой С.С., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Шайдуллина О.П. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что истец 14 ноября 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе от 2 апреля 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия 20-летнего стажа. Учтенный пенсионным органом стаж составил 13 лет 9 месяцев 29 дней. Периоды работы с 4 августа 1986 года по 13 июня 1994 года в должности товароведа тарной базы Производственного объединения Навоийский машиностроительный завод и с 10 ноября 1999 года по 9 сентября 2003 года в должности калькулятора комбината общественного питания столовой № 7 ОРСа (Навоиазот) не учтены в страховой стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости по причине не поступления справок из компетентных органов Республики Узбекистан об уплате взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность в указанные периоды времени.

Полагает решение ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе от 2 апреля 2018 года незаконным, поскольку при ее обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости она представила все необходимые для назначения пенсии документы: трудовую книжку, справки с мест работы.

При рассмотрении дела истец Шайдуллина О.П. и ее представитель Поднозова Е.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе в судебном заседании участие не принимал.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с данным решением не согласна заместитель начальника ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе Аврамчик В.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на ненадлежащее извещение судом первой инстанции о рассмотрении дела, что лишило ответчика представить доказательства по делу, а именно, ответы на запросы пенсионного органа, поступившие из Управления по архивным делам Новоийской области Республики Узбекистан и Государственного предприятия ордена «Дустлик» Новоийский горно-металлургический комбинат» Производственное объединение Новоийский машиностроительный завод Республики Узбекистан, в которых сообщено об отсутствии возможности подтвердить спорный стаж работы истца.

В отзыве на апелляционную жалобу истец Шайдуллина О.П. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представители ответчика Желобаев А.А., Артанзеев В.В. на доводах жалобы настаивали.

Истец Шайдуллина О.П. и ее представитель Поднозова Е.А. просили включить спорные периоды в трудовой стаж истца, признав за ней право на назначение пенсии с 8 декабря 2017 года, то есть с момент достижения возраста 50 лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Как видно из дела, судом первой инстанции 30 ноября 2018 года рассмотрено гражданское дело по иску Шайдуллиной О.П. к ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

При рассмотрении указанного дела представитель ответчика участия не принимал и в деле не содержится доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Учреждения о дате и времени его рассмотрения.

Так, согласно определению суда от 6 ноября 2018 года (л.д. 33), дело было назначено к слушанию на 30 ноября 2018 года на 15.00 часов. Сторонам направлены извещения (л.д. 34-36), между тем, усматривается, что ответчиком было получено извещение на 30 ноября 2018 года на 15.30 часов (л.д. 57), тогда как имеющееся в деле извещение содержит исправление с указанием на время 15.00 часов 30.11.2018 года (л.д. 35).

Из протокола судебного заседания видно, что слушание по делу было начато 30 ноября 2018 года в 15.00 часов, закончено в 15.20 часов. В судебном заседании принимали участие только истец Шайдуллина О.П. и ее представитель.

Представители ГУ-УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе настаивают на нарушении процессуальных прав ответчика на участие в судебном заседании суда первой инстанции и представление доказательств, возражений, поскольку прибыв к времени, указанном в полученном ими извещении, они узнали о рассмотрении дела по существу и принятии решения.

Оценив обстоятельства по делу, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела судом первой инстанции в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика, в связи с чем, определением от 7 марта 2019 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Установление вышеуказанных обстоятельств в силу требований п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда.

Установлено, что истец Шайдуллина О.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе от 2 апреля 2018 года Шайдуллиной О.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, и непоступлением подтверждающих справок из компетентных органов Республики Узбекистан об уплате взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истца в период с 4 августа 1986 года по 13 июня 1994 года в должности товароведа тарной базы Производственного объединения Навоийский машиностроительный завод и с 10 ноября 1999 года по 9 сентября 2003 года в должности калькулятора комбината общественного питания столовой № 7 ОРСа (Навоиазот).

По подсчетам пенсионного органа, общий стаж Шайдуллиной О.П. на день подачи заявления составил 13 лет 9 месяцев 29 дней, стаж в районах Крайнего Севера - 12 лет 3 месяца 29 дней.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государств, на территории которого они проживают. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе РФ и Республикой Узбекистан.

В силу статьи 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в определении от 24.09.2018 N 81-КГ18-18 периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Истец оспаривает не включение ответчиком периодов её трудовой деятельности в Республике Узбекистан с 4 августа 1986 года по 13 июня 1994 года в должности товароведа тарной базы Производственного объединения Навоийский машиностроительный завод и с 10 ноября 1999 года по 9 сентября 2003 года в должности калькулятора комбината общественного питания столовой № 7 ОРСа (Навоиазот).

Между тем сомнений не вызывает и представленными в дело доказательствами подтверждено, что Шайдуллина (ранее Гончар) О.П. 4 августа 1986 года была принята в Производственное объединение Навоийский машиностроительный завод на должность товароведа товарной базы; уволена приказом от 15.06.1994 года № 177 в порядке перевода в Военторг №10 г. Навои (л.д. 124-125); Шайдуллина О.П. получала заработную плату в данном объединении в период с августа 1986 года по июль 1991 года, с августа 1991 года по июнь 1994 года находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком. В примечаниях справок о заработке истца указано, что со всех сумм, включенных в справки, отчисления в Пенсионный Фонд производились по установленным тарифам (л.д. 23-24).

В письме от 27.03.2019 года, и.о. директора объединения ГПО «Дустлик» «Новоийский горно-металлургический комбинат» ПО Новоийский машиностроительный завод сообщает, что база Управление рабочего снабжения с 1974 по 1992 год находилась на балансе Новоийского горно-металлургического комбината как структурное подразделение. Документы базы УРСа о трудовом стаже с 1974 по 1992 г. находились в организации УРСа и при передаче на баланс ПО "НМЗ" были переданы частично. В архивных документах ПО «Новоийский машиностроительный завод» находящихся на хранении на Шайдуллину О.П., 1967 года рождения имеются лицевые счета. Карточки Т-2, личные дела, приказы по личному составу на хранении не значатся (л.д. 131).

В указанных обстоятельствах видятся ошибочными доводы ответчика о не включении в страховой стаж рассматриваемого периода по причине того, что поступившие в ответ на запрос пенсионного органа ответы ПО Новоийский машиностроительный завод не подтверждают трудовой деятельности истца, поскольку достоверно установлен факт того, что документы базы УРСа НГМК за указанный период не были сданы в Производственное Объединение, что вместе с тем не опровергает представленных в дело сведений, подтверждающих трудовую деятельность истца в данном объединении.

Далее, согласно справке акционерного общества Навоиазот Шайдуллина О.П. (л.д. 21) действительно 10 ноября 1999 года была принята на работу в столовую № 7 отдела рабочего снабжения производственного объединения «Новоиазот» калькулятором комбината общественного питания, 9 сентября 2003 года трудовой договор с истцом прекращен согласно приказу № 1701к от 16.09.2003 года. В указанный период истец получала заработную плату, что подтверждается представленной в дело справкой Общества (л.д. 22), в примечании которой указано, что со всех сумм, включенных в справку, производились отчисления по установленным тарифам до 1 января 1991 года в бюджет Государственного социального страхования и в Пенсионный фонд СССР; с 1 января 1994 года - в Узбекское республиканское отделение Пенсионного Фонда СССР; с 1 января 1997 года - в Пенсионный Фонд при Министерстве Социального Обеспечения Республики Узбекистан; с 1 января 2001 года - во внебюджетный Пенсионный Фонд Республики Узбекистан. В справку включены все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, кроме выплат единовременного характера.

Информация, содержащаяся в вышеуказанных справках, подтверждающая факт трудовой деятельности Шайдуллиной О.П. на территории Республики Узбекистан подтверждена их оригиналами, находящимися в пенсионном деле истца, исследованном судебной коллегией, а также соответствует сведениям, содержащимся в трудовой книжке работника.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в определении от 24.09.2018 N 81-КГ18-18 к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г., в связи с чем видятся ошибочными доводы апеллятора о недопустимости и недостаточности представленных в дело доказательств подтверждающих доводы истца.

При таком положении оспариваемое истцом решение пенсионного органа нельзя признать законным, следовательно, оно подлежит отмене с возложением на ответчика обязанности включить в страховой стаж Шайдуллиной О.П. периоды её работы в Республике Узбекистан с 4 августа 1986 года по 13 июня 1994 года в должности товароведа тарной базы Производственного объединения Навоийский машиностроительный завод и с 10 ноября 1999 года по 9 сентября 2003 года в должности калькулятора комбината общественного питания столовой № 7 ОРСа (Навоиазот).

Учитывая дату обращения истца в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии - 14.11.2017 года, принимая во внимание достижение истцом возраста 50 лет 08.12.2017 года, учитывая мнения сторон спора, судебная коллегия полагает необходимым обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию с даты возникновения у истца права, то есть с 8 декабря 2017 года.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, принимая во внимание факт удовлетворения заявленных Шайдуллиной О.П. исковых требований, взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска в суд в размере 300 рублей (л.д. 4).

Таким образом, в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, являющимися безусловным основанием для отмены решения суда, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Шайдуллиной О.П. требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 года отменить и постановить новое.

Решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО от 2 апреля 2018 года об отказе в назначении пенсии Шайдуллиной О.П. признать незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа включить в страховой стаж для назначения пенсии Шайдуллиной О.П. периоды работы:

- с 4 августа 1986 года по 13 июня 1994 года в должности товароведа тарной базы Производственного объединения Навоийский машиностроительный завод в Республике Узбекистан;

- с 10 ноября 1999 года по 9 сентября 2003 года в должности калькулятора комбината общественного питания столовой № 7 ОРСа ПО «Навоиазот» в Республике Узбекистан.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа назначить Шайдуллиной О.П. пенсию с 8 декабря 2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Шайдуллиной О.П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Председательствующий:

Судьи: