89RS0005-01-2023-002085-02
1 инстанция №2-2015/2023
Апелл. дело №33-2696/2023
Судья Мизинова Л.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 октября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Курманова Э.Р.,
при секретаре Валеевой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда от 24.07.2023 по иску Александрова Евгения Александровича к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть заявление, которым постановлено:
Исковые требования Александрова Евгения Александровича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления Александрова Евгения Александровича от 28.01.2014 года о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество».
Обязать департамент имущественных отношений рассмотреть заявление Александрова Евгения Александровича от 28.01.2014 года о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество».
Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
У С Т А Н О В И Л А:
Александров Е.А. обратился в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее ДИО Администрации г. Ноябрьска) о признании незаконным бездействия по оставлению без рассмотрения заявления о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество», возложении обязанности рассмотреть заявление.
В обоснование исковых требований указал, что 28.01.2014 обратился в ДИО Администрации г. Ноябрьска с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество». Решения об отказе во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты не получал. Вместе с тем в рамках рассмотрения судом гражданского дела по иску ДИО Администрации г. Ноябрьска об освобождении нежилого помещения, ему стало известно о том, что заявление о постановке на учет от 28.01.2014 ответчиком не рассмотрено. 07.11.2022 истец обратился в ДИО Администрации г. Ноябрьска с заявлением о разъяснении причины отказа в постановке на учет. В ответ на обращение 16.11.2022 ответчик указал, что заявление истца от 28.01.2014 не было рассмотрено в связи с приостановлением в 2014 году действия программы «Сотрудничество». Ссылаясь на бездействие ответчика в части не рассмотрения заявления о постановке на учет в 2016 году, после возобновления программы, просил разрешить сложившиеся правоотношения заявленным в иске способом.
Истец Александров Е.А., его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика ДИО Администрации г. Ноябрьска, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска. Указал, что прием документов, для включения в списки граждан по программе «Сотрудничество» был приостановлен в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Тюменской области до 31.12.2014 (л.д.29). Полагал о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по заявленному иску.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска Бойко А.В.
В апелляционной жалобе податель жалобы просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает об отсутствии бездействия со стороны ответчика в связи с не рассмотрением заявления Александрова Е.А. от 28.01.2014. Настаивает на пропуске истцом срока исковой давности и немотивированном отказе судом в применении последствий его пропуска.
В дополнениях на апелляционную жалобу от 12.10.2023 года ДИО Администрации г. Ноябрьска указывает, что поскольку данное дело рассмотрено по правилам ГПК РФ, а не КАС РФ, особенностей распределения бремени доказывания, как по КАС РФ не имеется, в связи с чем, срок исковой давности по требованию истца истек в 2017 году - по истечении 30 дней на рассмотрение его обращения плюс 3 года. Кроме того, ненаправление ответа истцу не нарушает его прав, не восстановит какие-либо его права или обязанности. Кроме того, в 2014 году истец находился в браке, при обращении в департамент для переселения за пределы Крайнего Севера он действовал в интересах и членов своей семьи, соответственно они должны были быть привлечены к участию в деле, однако суд первой инстанции не привлек их к участию в деле.
Согласно дополнений к апелляционной жалобе от 26.10.2023 года, повторяя доводы изложенные ранее, указывает на ненадлежащий способ защиты права, избранный истцом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Чемиренко С.К. полагает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В письменных пояснениях на дополнение к апелляционной жалобе представитель истца Чемиренко С.К. указывает, что о не рассмотрении его заявления от 28.01.2014 года истец узнал при рассмотрении гражданского дела №2-172/2023 в ноябре 2022 года в Ноябрьском городском суде, ранее никакого ответа по его заявлению не получал. В 2014 году при написании заявления в качестве членов его семьи были указаны супруга - Александрова Ирина Михайловна и сын - ФИО2. Семейные отношения с супругой прекращены 02.08.2022 года вследствие расторжения брака, кроме того с 16.09.2019 года по 12.09.2029 года она зарегистрирована в городе Кемерово, с этого времени постоянно проживает за пределами ЯНАО; с сыном семейные отношения прекращены с 2008 года, поскольку с этого времени он постоянно проживает за пределами ЯНАО, с 07.11.2008 года состоит в браке, членом семьи истца не является. В связи с этим при обращении с иском в июне 2023 года супруга и сын не были указаны в качестве соистцов или третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела участия не принимали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом 28.01.2014 Александров Е.А. обратился в ДИО Администрации г. Ноябрьска с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество» (л.д.14).
07.11.2022 Александров Е.А. обратился к ответчику за разъяснением причины отказа в постановке на учет с даты обращения с 28.01.2014 (л.д.13).
16.11.2022 письмом Администрации города Ноябрьска Александрову Е.А. разъяснено, что его заявление от 28.01.2014 не рассмотрено в связи с приостановлением до 31.12.2014 приема документов для включения в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты Постановлением Правительства ЯНАО от 05.02.2014 года № 73-П «О внесении изменений в Постановление Правительства ЯНАО от 27.01.2012 №43-П» (л.д.14).
24.03.2023 Уральская М.В., действуя в интересах Александрова Е.А. обратилась с заявлением в Администрацию города Ноябрьска о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество», исходя из первоначальной даты подачи заявления 28.01.2014 (л.д.9-11).
Из письма Администрации города Ноябрьска от 31.03.2023 следует, что правовые основания для рассмотрения документов истца после возобновления программы «Сотрудничество» в 2016 году, а также для включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках реализации мероприятий программы «Сотрудничество», исходя из первой даты подачи заявления, отсутствуют. Также сообщено, что по состоянию на 01.01.2023 года он состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилых помещений в Тюменской области под №16 845 составом семьи 2 человека, включая сына Александрова К.Е., в категории «Пенсионеры по старости». Также он является участником федеральной программы, в соответствии с федеральным законом от 25.10.2022 года №125-ФЗ с 2022 года под №10 120, тем же составом семьи, в категории «Пенсионеры по старости». В текущем году социальные выплаты планируется предоставлять гражданам, включенным в соответствии с условиями программы «Сотрудничество» в категории «Пенсионеры по старости» до 2014 года включительно, по федеральной программе до 2013 года включительно (л.д.12, оборот).
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 №150 «Сотрудничество», утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 25.10.2004 № 136-пк, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, которое определяет механизм предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области.
Согласно п. 1.2 Положения право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе, выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
В соответствии с п. 2.12 Положения граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
Постановлением Правительства ЯНАО от 05.02.2014 года № 73-П «О внесении изменения в Постановление Правительства ЯНАО от 27.01.2012 №43-П» приостановлено действие пунктов 2.1 - 2.8 раздела 2 Положения, предусматривающих прием документов для включения в списки граждан по программе «Сотрудничество» до 31.12.2014. Постановлением Правительства ЯНАО от 10.12.2014 года №1005-П действие программы приостановлено до 31.12.2015.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии ответчика, выразившимся в не рассмотрении заявления истца об участии в жилищной программе, не уведомлении его о причинах не рассмотрения заявления, не уведомлении о возобновлении действия программы «Сотрудничество».
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В рассматриваемом случае достоверных данных, свидетельствующих о направлении в адрес ФИО1 ответа на его заявление от 28.01.2014 ответчиком не представлено (что также следует из ответа ответчика в адрес судебной коллегии от 04.10.2023 года), как и не представлены сведения о направлении уведомления заявителю после возобновления действия жилищной программы в 2016 году.
Таким образом, объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения истца Администрацией города Ноябрьска в лице его уполномоченных подразделений не обеспечено.
Между тем, стороной ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока для обращения с иском в суд.
Разрешая данное ходатайство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом срок для обращения с иском в суд не пропущен, поскольку о существовании оспариваемого решения истцу стало известно в ноябре 2022 года при рассмотрении другого гражданского дела №2-172/2023.
Для проверки данного обстоятельства судебной коллегией было истребовано гражданское дело №2-172/2023 и установлено следующее.
08.02.2023 года Ноябрьским городским судом рассмотрен иск Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска к ФИО1 об освобождении нежилого помещения, встречный иск ФИО1 о признании права пользования помещением на условиях договора социального найма, по результатам которого исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска к ФИО1 были удовлетворены, встречные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения. Решение Ноябрьского городского суда от 08.02.2023 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2023 года.
Согласно материалов дела №2-172/2023 исковое заявление ДИО Администрации г. Ноябрьска к ФИО1 поступило в Ноябрьский городской суд 25.11.2022 года, в котором не содержится информации, указывающей на нерассмотрение заявления ФИО1 от 28.01.2014 года. Также в целом из материалов дела №2-172/2023 не следует информации о том, что представители ДИО Администрации г. Ноябрьска в судебных заседаниях указывали, что заявление истца от 28.01.2014 года оставлено без рассмотрения. Таким образом, довод истца о начале исчисления срока для обращения с иском в суд - с ноября 2022 года (рассмотрение другого гражданского дела), судебной коллегией отклоняется, как не подтвержденный допустимыми доказательствами.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ для обращения с иском в суд истцом пропущен в силу следующего.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как установлено материалами дела (за исключением текста заявления от 28.01.2014 года, который суду сторонами не представлен, ввиду его физического отсутствия), заявление ФИО1 датировано 28.01.2014 года, следовательно, срок на его рассмотрение у ответчика составлял 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и истекал 27.02.2014 года. Начиная с 28.02.2014 года истец должен был узнать об отсутствии ответа на его письменное обращение и при должной степени заботливости и осмотрительности, проявляя заинтересованность в получении ответа на его заявление, мог узнать информацию у ответчика о результатах рассмотрения его заявления.
Кроме того, постановление Правительства ЯНАО от 05.02.2014 года № 73-П «О внесении изменений в Постановление Правительства ЯНАО от 27.01.2012 №43-П» приостановившее действие раздела I, пунктов 2.1 - 2.8 раздела II, раздела IV Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N 437-П, до 31 декабря 2014 года, на основании которого, по утверждению стороны ответчика и не было рассмотрено заявление истца, было опубликовано на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 10.02.2014, а также в газете «Красный Север», спецвыпуск №6, 11.02.2014. С данным нормативным актом истец мог ознакомиться без каких-либо ограничений. Также истец мог ознакомиться с Постановлением Правительства ЯНАО от 10.12.2014 N 1005-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2012 года N 43-П" в газете "Красный Север", спецвыпуск N 90, 16.12.2014, и на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, дата размещения 16.12.2014 года.
Также согласно п. 2.12 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» предусмотрена обязанность лиц, состоящих на учете ежегодно, с 01 января по 01 июля представлять в органы местного самоуправления соответствующие заявления, что указывает на то, что истец при той же степени заботливости и осмотрительности должен был отслеживать движение его заявления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что срок исковой давности истек 28.02.2017 года.
Обращаясь с иском в суд 26.06.2023 года, стороной истца не приведено доводов об уважительности причин пропуска срока. Учитывая, что стороной ответчика заявлено о применении последствий пропуска срока в виде отказа в удовлетворении иска, непредставлении доказательств стороной истца об уважительности причин такого пропуска, отсутствия ходатайства о его восстановлении, судом первой инстанции сделан неверный вывод о необходимости удовлетворения иска ФИО1 ввиду непропуска им срока исковой давности.
Довод стороны истца в пояснениях к дополнению на апелляционную жалобу о юридической неграмотности истца не указывают на уважительность причин такого пропуска, поскольку данное обстоятельство, присутствовавшее на всем протяжении периода с 2014 по 2022 год, не воспрепятствовало ему обратиться к ответчику в ноябре 2022 года с заявлением о постановке на учет по этой и иной программе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и отказа истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме, ввиду пропуска срока обращения с иском в суд.
Довод стороны ответчика о том, что суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле членов семьи истца ФИО1, в чьих интересах он также действовал при подаче заявления о включении в список в 2014 году, судебной коллегией отклоняются, поскольку права данных лиц (бывшей супруги на момент подачи иска ФИО2 и сына ФИО13) в рассматриваемом деле не затрагиваются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 24.07.2023 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: