НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 21.12.2023 № 2-804/2023

89RS0001-01-2023-000649-60

Гражданское дело № 2-804/2023

Судья Лисиенков К.В.

Апелляционное дело № 33-3224/2023

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии Кайгородовой И.В., Савельевой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Ишметовой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Притула Александра Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения в части отказа во включении периодов работы, обязании включить периоды работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Притулы Александра Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о защите пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу № 220000046441/73958/22 от 29 августа 2022 года в части отказа включения спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж Притулы Александра Юрьевича для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости следующие периоды его работы:

с 1 февраля 2003 года по 31 августа 2003 года в должности <данные изъяты> на полной ставке в Окружном центре национальных культур;

с 15 августа 2005 года по 3 декабря 2010 года в должности <данные изъяты> на полной ставке в Окружном центре национальных культур;

с 8 декабря 2010 года по 29 декабря 2017 года в должности <данные изъяты> в ГУК «Окружной центр национальных культур»;

с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года в должности <данные изъяты> в ГАО ЯНАО «Культурно-деловой центр».

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения представителей ответчика Подгорной Я.Я., Тесленко Л.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения истца Притулы А.Ю., представителя третьего лица ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» Андросовой О.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

установила:

Притула А.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отделение СФР по ЯНАО) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указал, что 3 августа 2022 года он обратился в Отделение СФР по ЯНАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением творческой деятельности. Решением Отделения СФР по ЯНАО от 29 августа 2022 года №220000046441/73958/22 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Считает данный отказ в части не включения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии незаконным и нарушающим его право на пенсионное обеспечение. В специальный стаж не были включены периоды его работы в Окружном центре национальных культур с 1 февраля 2003 года по 31 августа 2003 года в должности <данные изъяты> ансамбля песни и танца, с 15 августа 2005 года по 3 декабря 2010 года в должности <данные изъяты>, в ГУК «Окружной центр национальных культур» с 8 декабря 2010 года по 29 декабря 2017 года в должности <данные изъяты>, в ГАО ЯНАО «Культурно-деловой центр» с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года в должности <данные изъяты>. По мнению Притула А.Ю. указанные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку трудовые функции, исполняемые им в спорные периоды работы в должности <данные изъяты> ансамбля песни и танца, а также <данные изъяты> тождественны с трудовыми функциями артиста балета ансамбля песни и танца. На основании изложенного просил, признать незаконным решение Отделения СФР по ЯНАО № 220000046441/73958/22 от 29 августа 2022 года в части отказа включения спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии и обязать Отделение СФР по ЯНАО включить в страховой стаж для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости периоды его работы: в Окружном центре национальных культур с 1 февраля 2003 года по 31 августа 2003 года в должности <данные изъяты> ансамбля песни и танца, с 15 августа 2005 года по 3 декабря 2010 года и с 8 декабря 2010 года по 29 декабря 2017 года в должности <данные изъяты> в ГАУК ЯНАО «Окружной центр национальных культур», в ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года в должности <данные изъяты>.

До рассмотрения спора по существу, судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной центр национальных культур» (далее - ГАУК ЯНАО «ОЦНК»), Государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Культурно-деловой центр» (далее - ГАУ ЯНАО «КДЦ»).

В судебном заседании суда первой инстанции представители ответчика Насирова К.Н., Антон А.А., действующие на основании доверенности, требования иска не признали в полном объеме.

Представители третьих лиц ГАУ ЯНАО «КДЦ» Андросова О.А., ГАУК ЯНАО «ОЦНК» Кох В.В., действующие на основании доверенности, считали требования иска подлежащими удовлетворению, поскольку трудовая функция истца тождественна с трудовыми функциями артиста балета песни и танца, танцевального коллектива, при этом его работа осуществлялась и осуществляется в профессиональном танцевальном коллективе.

Истец Притула А.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. С указанным решением не согласен Управляющий Отделения СФР по ЯНАО Колоколова Т.Ф., действующий на основании приказа председателя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В апелляционной жалобе она ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что в соответствии со Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447 на досрочную страховую пенсию по старости имеют: артисты - исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистки-вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов (п.2). Артисты - исполнители танцевальных номеров пользуются правом на пенсию при стаже не менее 20 лет, если их деятельность осуществляется в профессиональных художественных коллективах. Законодательство не определяет этого понятия, но традиционно под таким коллективом понимается группа, товарищество людей, профессионально занимающихся творческой деятельностью. При этом при оценке права на пенсию обращает внимание на устав (положение), в котором должно быть определенно, что коллектив является именно профессиональным художественным. Профессионально художественный коллектив может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и структурным подразделением театров, театрально-зрелищных предприятий и коллективов. Однако в соответствии с Положением деятельности национального ансамбля танца «Сыра"сэв», указанный ансамбль является профессиональным творческим коллективом, созданным в качестве структурного подразделения ГАО ЯНАО «КДЦ», который не является театром или театрально-зрелищным предприятием. Также указано, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работы Притула А.Ю. в должности работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, следовательно, действующий работодатель в лице «ОЦНК», ГАО ЯНАО «КДЦ» не подтверждает особый характер работы в особых условиях труда, непосредственно в осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика Отделения СФР по ЯНАО Подгорная Я.Я., Тесленко Л.Ю., поддержали доводы апелляционной жалобы, суду пояснили, что действительно Притула А.Ю. осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, но сам коллектив не является, как того требуют Правила, утвержденные постановлением Советом Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447, профессиональным художественным коллективом, а является профессиональным творческим коллективом, в связи с чем, наименование коллектива не соответствует Списку профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Истец Притула А.Ю. в суде апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, суду пояснил, что работает в коллективе «Сыра"сэв» на профессиональной основе, полагает, что имеет право на пенсию на льготных условиях, как артист-исполнитель танцевальных номеров при стаже работы не менее 20 лет.

Представитель третьего лица ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» Андросова О.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что полагает, что работа Притулы А.Ю. в должности артиста-исполнителя танцевальных номеров национального ансамбля «Сыра"сэв» относится к стажу, дающему право на пенсию за выслугу лет работникам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом вопрос о направлении сведений в систему персонифицированного учета о застрахованном лице с целью направления сведений с кодом особых условий труда (творч20) решался между учреждением и Отделением СФР по ЯНАО в досудебном порядке. Поскольку Отделение СФР по ЯНАО категорически не согласно с тем, что данная работа подлежит включению в указанный стаж, ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» не подавало заявленных сведений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции, 3 августа 2022 года Притула А.Ю. обратился в Отделением СФР по ЯНАО с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Отделения СФР по ЯНАО от 29 августа 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Притуле А.Ю. отказано, в связи с отсутствием льготного стажа по данным лицевого счета застрахованного лица, подтверждающего периоды работы в должностях театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Притула А.Ю. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10 июля 2001 года.

Из трудовой книжки Притулы А.Ю. следует, что в ней отражены периоды работы с 1 февраля 2003 года по 31 августа 2003 года в «Окружном центре национальных культур» в должности <данные изъяты> ансамбля песни и танца на полной ставке; с 15 августа 2005 года по 3 декабря 2010 года в должности <данные изъяты> на полную ставку в «Окружном центре национальных культур»; с 8 декабря 2010 года по 29 декабря 2017 года в должности <данные изъяты> в «Окружном центре национальных культур»; с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года в ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» в должности <данные изъяты>.

Записи в трудовой книжке согласуются в совокупности с письменными доказательствами, в том числе: трудовым договором от 8 декабря 2010 года, который заключен между ГАУ «Окружной центр национальных культур» и Притулой А.Ю., согласно которому работник принят на должность <данные изъяты> «Сыра"сэв»; должностной инструкцией от 1 августа 2013 года; дополнительным соглашением от 1 июня 2011 года №41/11; должностной инструкцией <данные изъяты> № 71/ди ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»; соглашением о приеме Притулы А.Ю. на работу в ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» в порядке перевода от 25 декабря 2017 года; трудовым договором от 29 декабря 2017 года № 352 с ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», в соответствии с которым Притула А.Ю. готовит партии в танцевальных номерах, участвует в мероприятиях и концертах, конкурсах, фестивалях, литературно-музыкальных и творческих встречах, а также мероприятиях официально-делового характера (презентации, совещания, заседания) и осуществляет работу в структурном подразделении работодателя - в национальном ансамбле танца «Сыра"сэв»; дополнительным соглашением от 1 июня 2012 года ГАУ «Окружной центр национальных культур»; штатным расписанием ГАО ЯНАО «Культурно-деловой центр» за период с 2018 года по 2023 год; лицевыми счетами за период с 2018 года по 2022 год; приказом от 29 декабря 2017 года № 368-Л «О приеме на работу Притулы А.Ю. в порядке перевода» ГАО ЯНАО «Культурно-деловой центр»; приказом от 12 апреля 2002 года № 33 л/с о приеме на работу Притулы А.Ю. в Окружной центр национальных культур на должность <данные изъяты>, приказом от 11 сентября 2002 года № 89-л/с-2 о приеме на работу Притулы А.Ю. в Окружной центр национальных культур на должность <данные изъяты> ансамбля песни и танца; приказом о переводе от 3 февраля 2003 года № 8-л/с на полную ставку <данные изъяты> в Окружном центре национальных культур; приказом от 17 сентября 2003 года № 81л/с о переводе; приказом от 8 декабря 2010 года № 575 л/с о приеме на работу на должность <данные изъяты> «Сыра"сэв» в Окружной центр национальных культур; дополнительным соглашением от 1 июня 2012 года; приказом от 10 марта 2015 года № 139 л/с о приеме на работу репетиром по балету национального ансамбля «Сыра"сэв» в Окружной центр национальных культур; приказом о переводе к другому работодателю от 20 декабря 2017 года № 740 л/с в ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»; приказом об утверждении штатного расписания от 9 января 2014 года № 1/1-П ГАУ «Окружной центр национальных культур»; приказом от 28 октября 2015 года № 103/1-П об утверждении штатного расписания от 9 января 2014 года №1/1-П ГАУ «Окружной центр национальных культур»; приказом от 18 июля 2017 года № 132-П об утверждении штатного расписания ГАУ «Окружной центр национальных культур»; приказом от 19 сентября 2017 года № 163-П об утверждении штатного расписания «ГАУ «Окружной центр национальных культур»; приказом от 26 октября 2017 года № 186/1-П об утверждении штатного расписания ГАУ «Окружной центр национальных культур»; приказом от 26 октября 2017 года № 187-П об утверждении штатного расписания ГАУ «Окружной центр национальных культур»; карточкой-справкой о приеме на работу в Окружной центр национальных культур, содержащий виды выплат, сумму выплат, сведения об отпусках, удержаниях от 23 июня 2007 года, от 30 января 2008 года, от 10 февраля 2009 года, от 8 февраля 2010 года, от 1 февраля 2011 года, от 16 апреля 2012 года, от 12 мая 2023 года; уставом ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» от 15 января 2016 года; приказом от 22 февраля 2018 года № 37 об утверждении положений о деятельности ансамбля национальной песни «Сёётэй Ямал» и о деятельности национального ансамбля танца «Сыра"сэв» ГАО ЯНАО «Культурно-деловой центр»; положением деятельности ансамбля национальной песни «Сёётэй Ямал» и о деятельности национального ансамбля танца «Сыра"сэв» ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» от 22 февраля 2018 года; должностной инструкцией <данные изъяты> ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» от 20 декабря 2017 года; штатными расписаниями Окружного центра национальных культур; должностной инструкцией <данные изъяты> Окружного центра национальных культур; карточкой-справкой Окружного центра национальных культур на работника Притулу А.Ю.; уставом ГАУ ЯНАО «Окружной центр национальных культур».

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положением п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447, Правилами исчисления периодов работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, Порядком подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190, оценив представленные доказательства в своей совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что Притула А.Ю. осуществлял творческую деятельность <данные изъяты>, что дает право для включения спорных периодов его работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом суд первой инстанции также пришел к выводу, что непредставление в установленном порядке необходимых сведений о застрахованном лице работодателем за отдельный период не может повлиять на реализацию истцом его конституционного права на пенсионное обеспечение, поскольку фактически данное право, гарантированное Конституцией Российской Федерацией, поставлено в зависимость от надлежащего исполнения страхователем своих обязанностей.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Положениями п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 (подп. «о» пункта 1) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Так в соответствии с пунктом 2 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют артисты-исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В период до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовало Положение "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР", утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, где в пп. 3.3 указано, что специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

Как следует из Устава ГАУ ЯНАО «Окружной центр национальных культур» учреждение является юридическим лицом, целями деятельности которого являются: сохранение и развитие культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории автономного округа; создание условий для расширения культурной жизни, развития народного творчества и самореализации творческих способностей населения автономного округа.

Из пункта 2.2 Устава следует основные виды деятельности учреждения, в том числе: сохранение нематериального культурного наследия, развитие народного художественного творчества и любительского искусства во всем многообразии жанров и этнических особенностей; создание и координация деятельности художественно-методических, репертуарных и иных советов в рамках основной деятельности учреждения; организация систематического обмена опытом по новым методам и механизмам поддержки развития народного творчества, традиционной народной культуры; создание на базе Учреждения клубных формирований (коллективов, студий, творческих объединений) по различным жанрам и видам художественного творчества, любительских объединений и клубов по интересам, народных университетов (факультетов) культуры, лекториев, кинолекториев, обучающих курсов, школ различной направленности, в том числе, спортивно-оздоровительных, а также условий их нормального функционирования; организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов по различным жанрам и видам художественного творчества, концертов и спектаклей, конференций, семинаров, практикумов, деловых игр, дней культуры, тематических праздников и театрализованных представлений, массовых гуляний, вечеров отдыха, танцев, дискотек, танцевально-развлекательных программ, выставок произведений фото-изобразительного искусств, декоративно-прикладного творчества, кино-мероприятий и других культурно-массовых и зрелищных мероприятий; создание и организация работы профессиональных коллективов и отдельных исполнителей; организация и проведение гастролей, выступлений профессиональных и любительских коллективов, артистов.

Согласно штатным расписаниям Окружного центра национальных культур за 2004-2018 годы в указанные годы в штате учреждения имелся национальный ансамбль танца «Сыра"сэв», который включал в себя: художественного руководителя коллектива, главного балетмейстера, балетмейстера-постановщика, репетитора по балету, концертмейстера по классу балета, артистов танцевального коллектива, артистов-концертных исполнителей, артиста-ведущего программу.

Из должностной инструкции <данные изъяты> «Сыра"сэв», утвержденной директором ГАУ ЯНАО «Окружной центр национальных культур» от 1 августа 2013 года (л.д. 93-94 т.2) следует, что артист танцевального коллектива назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовых законодательством порядке приказом директора. Артист танцевального коллектива должен иметь среднее профессиональное образование (хореографическое) и стаж работы в ансамбле или танцевальном коллективе не менее 5 лет в должности артиста, иметь отличные музыкальные, танцевальные, сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность.

Из пункта 2.1 Должностной инструкции следует, что артист танцевального коллектива готовит под руководством балетмейстера и художественного руководителя коллектива поручаемые ему в соответствии с квалификацией партии в танцевальных номерах; принимает участие в концертах, других представлениях при исполнении ансамблевых номеров и хореографических сцен, исполняет поручаемые ему партии, отдельные сольные номера; свободно владеет хореографической лексикой, постоянно совершенствует свое исполнительское мастерство, поддерживает внешнюю форму в соответствии с характером исполняемых партий; является на репетиции творчески подготовленным; выполняет все поручения художественного руководителя коллектива; постоянно посещает уроки классического танца и занятия с репетиром и концертмейстером, совершенствуя свое мастерство; участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.

Согласно Уставу ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр», утвержденного приказом директора департамента культуры ЯНАО от 15 января 2016 года № 4 с изменениями, утвержденными приказом от 6 апреля 2018 года № 162 (л.д. 224-235 т. 1), учреждение является юридическим лицом, целями деятельности которого являются: формирование и удовлетворение духовных потребностей общества; развитие профессионального исполнительства, пропаганда лучших образцов мировой и отечественной культуры и искусства.

В соответствии с целями деятельности Учреждение осуществляет, в том числе, следующие виды основной деятельности (предмет): организует показы концертов и концертных программ, проводимых собственными силами и силами приглашенных коллективов и исполнителей, в том числе организует гастрольную деятельность данных коллективов и исполнителей на территории автономного округа; осуществляет работы по созданию концертов и концертных программ, как собственными силами, так и с привлечением третьих лиц; организует показы театральных постановок для детской и взрослой аудитории; осуществляет содействие в организации и проведении мероприятий сторонними организациями, гастрольных и выездных мероприятий другими организациями, совместных концертных, театральных, зрелищно-развлекательных, культурно-досуговых мероприятий и программ (пункт 2.2 Устава).

Как следует из штатных расписаний ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» за 2018-2021 годы, в штате учреждения имеется национальный ансамбль танца «Сыра"сэв», который включает в себя художественного руководителя коллектива, репетитора по балету, концертмейстера по классу балета, артистов танцевального коллектива.

Приказом директора ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» от 22 апреля 2018 года № 37 утверждено Положение о деятельности национального ансамбля танца «Сыра"сэв», согласно которому национальный ансамбль танца «Сыра"сэв» является профессиональным творческим коллективом, созданным в качестве структурного подразделения Учреждения. Для достижения целей и задач ансамбль осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет концертную деятельность; участвует в культурных акциях, торжественных мероприятиях, посвященным памятным, знаменательным событиям в истории и современной жизни на территории автономного округа и за его пределами; организует и проводит гастрольные поездки по автономному округу, России и за рубежом; участвует с городских, окружных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях, конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д.; систематически пополняет и сохраняет имеющийся репертуар; участвует в разработке и внедрении региональных, федеральных и международных программах изучения, сохранения и развития традиций народной культуры; участвует в создании на базе Ансамбля коллективов-спутников, студий, способствующих подготовке молодых талантливых исполнителей с перспективой пополнения и обновления состава Ансамбля; оказывает услуги по проведению мастер-классов, творческих лабораторий, консультаций для хореографических коллективов автономного округа; проводит систематические репетиции (занятия) в форме и видах характерных для Ансамбля; накапливает методические материалы, материалы, свидетельствующие об общественном признании Ансамбля (копии дипломов, свидетельств, почетных грамот), а также материалов, отражающих историю развития и творческой работы Ансамбля (планы, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т.д.); участвует в радио- и телепередачах, записях на аудио- и видеосъемку (организуемых Учреждением).

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> «Сыра"сэв», утвержденной директором ГАУК ЯНАО «Окружной центр национальных культур» от 1 августа 2013 года (л.д. 34-35 т. 1), артист танцевального коллектива должен иметь среднее профессиональное образование (хореографическое), отличные музыкальные, танцевальные, сценические данные: высокое профессиональное мастерство и творческую индивидуальность.

Артист танцевального коллектива готовит под руководством балетмейстера и художественного руководителя коллектива поручаемые ему в соответствии с его квалификацией партии в танцевальных номерах; принимает участие в концертах, других представлениях при исполнении ансамблевых и хореографических сцен, исполняет поручаемые ему партии, отдельные сольные номера (раздел 2 Должностной инструкции).

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> «Сыра"сэв», утвержденной приказом директора ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» от 20 декабря 2017 года № 216 (л.д. 1-4 т. 2), артист танцевального коллектива относится к категории специалистов, должен иметь среднее профессиональное образование (хореографическое), подтвержденное документом об образовании и о квалификации, а также иметь хореографические и сценические данные, знать теорию и практику мастерства <данные изъяты>; знать историю хореографического искусства, других видов искусств; знать основу музыкальной грамотности, актерского мастерства; знать методы тренажа и самостоятельной работы над партией в танцевальных номерах; знать текущий репертуар танцевального коллектива.

В соответствии с пунктом 4.1 Должностной инструкции артист танцевального коллектива обязан, в том числе: готовить под руководством репетитора по балету и концертмейстера по классу балета поручаемые ему в соответствии с квалификацией партии в танцевальных номерах.

Таким образом, должностные инструкции, с которыми был ознакомлен Притула А.Ю. и руководствовался в своей работе, полностью соответствуют квалификационной характеристики должности "Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива", разработанной Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н.

При этом смена работодателей не изменила направление деятельности национального ансамбля танца «Сыра"сэв» и основную функцию истца - исполнение танцевальных номеров.

Не оспаривается, что Притула А.Ю. в заявленные периоды работал в должности <данные изъяты> «Сыра"сэв» по трудовому договору постоянно полный рабочий день (за исключением периода 3 февраля 2017 года - отпуск без сохранения заработной платы).

Исследовав представленные доказательства и установив, что в спорные периоды, а именно с 1 февраля 2003 года по 31 августа 2003 года, с 15 августа 2005 года по 3 декабря 2010 года, с 8 декабря 2010 года по 29 декабря 2017 года, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года Притула А.Ю. работал постоянно полный рабочий день (за исключением периода без сохранения заработной платы 3 февраля 2017 года) в качестве артиста-исполнителя танцевальных номеров на профессиональной основе в национальном ансамбле «Сыра"сэв», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности решения Отделения СФР по ЯНАО об отказе во включении в специальный стаж спорных периодов работы, удовлетворяя заявленные требования истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наименование коллектива и его организационная форма не соответствует наименованию и форме, предусмотренным Списком от 28 августа 1991 года № 447, что артисты-исполнители (всех жанров) в Списке № 447 не поименованы, что примером профессионального художественного коллектива в комментариях к пенсионному законодательству перечислены такие коллективы, как Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии, оркестр цирка на Цветном бульваре, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка», Государственный академический ордена Дружбы народов, ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, Государственный ансамбль танца России, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Списком от 28 августа 1991 года № 447 предусмотрено включение в специальный стаж работы артистов-исполнителей танцевальных номеров профессиональных художественных коллективов без указания конкретной творческой организации или коллектива, а также формы организации коллектива.

При правоприменении положений Списка №447, исходя из их буквального толкования, судебная коллегия приходит к выводу, что художественная (творческая) деятельность в должности артиста-исполнителя танцевальных номеров возможна в любом театре, а также театрально-зрелищном предприятии или коллективе, выполняемая на профессиональном уровне, в режиме постоянной занятости, то есть важен характер выполняемой работы.

Как следует из материалов дела, национальный коллектив «Сыра"сэв» является профессиональным художественным коллективом, поскольку над его хореографией работают художественные руководители, что следует из штатного расписания учреждений. Национальный танцевальный коллектив национального ансамбля танца «Сыра"сэв» работает и гастролирует на профессиональной основе, что следует из многочисленных афиш, дипломов, почетных грамот и благодарностей, выданных коллективу «Сыра"сэв» и, в том числе, артисту танцевального коллектива Притуле А.Ю. за высокое профессиональное мастерство, творческие достижения в области культуры и искусства, большой вклад в сохранение и развитие культурных традиций Ямало-Ненецкого автономного округа.

Из истории национального ансамбля танца «Сыра"сэв» следует, что он был организован в городе Салехарде в 1962 году и на протяжении уже 60 лет своим искусством прославляет Ямало-Ненецкий автономный округ на лучших сценах страны. Ансамбль танца «Сыра"сэв» в переводе с ненецкого «Снежинка», кружась в завораживающем танце, вовлекает в мир традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, воплощая в пластике их мудрость, доброту, талан, трудолюбие. Главная тема северного танца- единение с природой. Национальный ансамбль «Сыра"сэв» доказывает насколько многогранным может быть творчество. Искусство хореографии национального ямальского танца развивалось под руководством нескольких талантливых балетмейстеров, которые проделали большую работу по изучению национального хореографического наследия.

Как следует из идеологии российского общества, в настоящее время актуальна идея укрепления культурного партнерства и содружества социальных групп и народов России. Над достижением и сохранением этих ценностей всегда работали творческие силы, в частности, учреждения искусства и культуры, в том числе, театрально-зрелищные предприятия, коллективы, солисты, которые являются визитной карточкой (узнаваемым культурным образом) каждого региона России и проводниками идей межкультурного диалога. Безусловно, важную роль здесь отводится народному танцу как выражению традиций и образов культурного наследия, в связи с чем, национальный ансамбль танца «Сыра"сэв» хоть и не поименован в комментариях к пенсионному законодательству, как профессиональный художественный коллектив, но таковым является по мнению судебной коллегии.

Учитывая, что по делу собраны доказательства, которые в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подтверждают, что в спорные периоды Притула А.Ю. осуществлял профессиональную художественную деятельность непосредственно связанную с работой в должности артиста-исполнителя танцевальных номеров в театрально-зрелищных организациях, у судебной коллегией сомнений, что оспариваемая ответчиком работа входит в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не имеется.

Ссылка ответчика на то, что в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения, подтверждающие период работы Притула А.Ю. в должностях работников театров и других театрального-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, что работодатели в лице Окружного центра национальных культур и ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» не подтверждают особый характер работы в особых условиях труда непосредственно в осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, судебная коллегия отклоняет, учитывая, что напротив согласно дополнительно представленной информации в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, оба работодателя подтверждают особый характер труда Притула А.Ю., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Более того, со стороны ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» представлена переписка с Отделением СФР по ЯНАО, в котором был сделан запрос о возможности предоставления сведений в отношении застрахованных работников - артистов ансамбля «Сыра"сэв» сведений об особом (творческом) характере труда, просили считать, в том числе, ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» концертной организацией, а национальный ансамбль танца «Сыра"сэв» профессиональным художественным коллективом, учитывая их профессионализм.

Однако со стороны пенсионного органа был получен отрицательный ответ, в связи с чем, ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр» не предоставляет указанные сведения, следовательно, вины работодателей в не предоставлении сведений о характере работы застрахованного лица по данным индивидуального лицевого счета, не имеется.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе о том, что не подлежат включению в стаж периоды работы Притулы А.Ю.: 10 февраля 2015 года, 15 мая 2015 года, с 26 мая 2015 года по 29 мая 2015 года, с 5 октября 2015 года по 6 октября 2015 года, с 14 января 2016 года по 15 января 2016 года, 22 января 2016 года, 16 марта 2016 года, 8 апреля 2016 года, 31 августа 2016 года, 6 октября 2016 года, 13 февраля 2017 года, 12 мая 2017 года, с 16 августа 2017 года по 18 августа 2017 года, 4 декабря 2017 года (общественные работы), 20 августа 2018 года, 19 октября 2018 года, 10 января 2019 года, с 13 августа 2019 года по 16 августа 2019 года, 19 августа 2019 года, с 29 января 2020 года по 31 января 2020 года, 9 февраля 2021 года, 7 июня 2021 года, 20 сентября 2021 года (сдача крови), судебная коллегия отклоняет, учитывая, что в указанные периоды за работником сохранялся средний заработок, а следовательно, данные периоды подлежат включению в заявленный стаж Притулы А.Ю., поскольку это согласуется с положениями ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

При этом сведения об уплате страховых взносов за спорные периоды содержаться в выписке лицевого счета застрахованного лица, что стороной ответчика не оспаривалось.

При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит частичной отмене, в части исключения одного дня (3 февраля 2017 года) из специального стажа работы Притулы А.Ю., в который ему был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 года отменить в части включения отдельного периода в стаж работы, дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а именно: 3 февраля 2017 года (отпуск без сохранения заработной платы), принять в данной части новое решение.

Отказать в удовлетворении требования Притуле Александру Юрьевичу к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении одного дня 3 февраля 2017 года в стаж работы, дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В остальной части решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 года оставить без изменения.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи