НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 18.04.2019 № 33-1018/19

Дело № 33-1018/2019

Судья Токмакова Н.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Салехард 18 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии Бреевой С.С., Нех Т.М.,

при секретаре Кречмаровской Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управляющего Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Желобаева А.Л. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ФИО1 ТСР; тутором на всю ногу, корсетом полужесткой фиксации, обувью ортопедической.

Взыскать с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу в бюджет муниципального образования город Салехард государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Бреевой С.С., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО1, обратился с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Лабытнанги проведена проверка по заявлению Кропанцевой Н.А., действующей в интересах ребенка-инвалида ФИО1, по результатам которой установлено, что 31 мая 2016 года ребенку-инвалиду ФИО1 Бюро № 1 - филиалом ФГУ ГБ МСЭ по ЯНАО разработана индивидуальная программа реабилитации № 202.1.89./2016, согласно которой ФИО1 подлежит обеспечению техническим средством реабилитации: протезно-ортопедическими изделиями тутором на всю ногу, тутором на голеностопный сустав, корсетом полужесткой фиксации, обувью ортопедической, которыми ФИО1 в установленные законом сроки не обеспечена и ей не выплачена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации тутор на голеностопный сустав в количестве 2 штук.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», просит обязать ответчика обеспечить ФИО1 указанными TCP, выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации тутор на голеностопный сустав в количестве 2 штук, стоимостью 49 480 рублей.

Определением суда от 5 февраля 2019 года производство по делу в части возложения на ответчика обязанности произвести оплату компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

При рассмотрении дела судом первой инстанции помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С. настаивала на удовлетворении требований иска.

Законный представитель ребенка-инвалида Кропанцева Н.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена, направила представителя - адвоката Решетило Р.М., который просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Череда М.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований иска.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше. С решением суда не согласен управляющий ГУ - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ЯНАО Желобаев А.Л., в апелляционной жалобе просит об его отмене и принятии нового - об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что деятельность Фонда по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации основывается на государственных контрактах, которые в данном случае были заключены, соответствующие уведомления и направления законному представителю ребенка-инвалида выданы, в связи с чем, обязательства ответчиком исполнены. Неполучение К. средств реабилитации основано на их волеизъявлении, за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации заявителю была выплачена денежная компенсация. Настаивает на отсутствии нарушений прав ребенка-инвалида действиями Фонда.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Шибакова И.С. высказала позицию в поддержку решения суда.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО Перминова Т.Г. на доводах жалобы настаивала.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - Кропанцева Н.А., её представитель, участие не принимали, извещены.

Прокурор Кривошеева Е.Е. в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований жалобы, поскольку надлежащих мер по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации ответчиком предпринято не было.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО1, о возложении на ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ребенок-инвалид в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не обеспечена техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Как видно из дела, 31 мая 2016 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Бюро № 1 - филиал ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО» разработана индивидуальная программа реабилитации, в рамках которой ФИО1 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации протезно-ортопедическими изделиями: тутором на всю ногу, тутором на голеностопный сустав, корсетом полужесткой фиксации, обувью ортопедической, за счет ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 указанных выше Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 858н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).

Из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объёмы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Подпунктом «а» пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240.

Из представленных по запросу суда апелляционной инстанции дополнительных доказательств, следует, что в целях обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации, ГУ - РО ФСС РФ по ЯНАО были заключены государственные контракты на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов, ортопедической обуви, ортезов (корсет); 20 апреля 2018 года и 1 февраля 2019 года ответчиком были выданы Кропанцевой Н.Л. направления в Тюменский реабилитационный центр и ООО «Реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина Югры» для изготовления и получения протезно-ортопедических изделий тутора на голеностопный сустав, ортопедической обуви, тутора на всю ногу, аппарата на всю ногу, корсета для ребенка ФИО1 по государственным контрактам.

Приказом ГУ - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ЯНАО от 16 декабря 2018 года № 2906-ТС Кропанцевой Н.Л. матери ребенка-инвалида ФИО1 произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, включая протезно-ортопедическое изделие - тутор на голеностопный сустав в количестве 2 штук (л.д. 51).

Таким образом, поскольку Кропанцева Н.Л. не воспользовалась в полном объеме выданным в 2018 году направлением на приобретение технических средств реабилитации для ребенка-инвалида ФИО1, то ее право на получение данной меры социальной поддержки было реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав ребенка-инвалида на обеспечение ее техническими средствами реабилитации в данной части.

Согласно позиции истца в настоящее время ФИО1 не обеспечена протезом (тутором) на всю ногу.

Между тем согласно имеющимся в деле доказательствам, ответчиком возложенные на него обязательства по предоставлению мер социальной защиты выполнены, соответствующие контракты заключены, уведомления и направления в адрес Кропанцевых выданы, доказательств неполучения спорного протеза по вине ответчика суду не представлено.

Напротив, достоверно установлено, что Кропанцева Н.А., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, в 2018 году не получила в полном объеме средства технической реабилитации по собственной инициативе (выехала из учреждения не дождавшись исполнения контракта), что подтверждается объяснениями сторон, данными в ходе производства по делу, которые в силу требований ст.ст. 55 и 68 ГПК РФ являются доказательствами по делу; а в 2019 году, после окончания срока действия предыдущего контракта Фондом был заключен новый контракт и соответствующее направление на получение протезно-ортопедических изделий незамедлительно направлено истцу.

Тот факт, что Кропанцевой Н.А. указанное направление для изготовления и получения протезно-ортопедического изделия было получено после вынесения решения по настоящему делу, правового значения не имеет, тем более, что участвующему в деле прокурору, а также представителю истца о данном факте было известно уже в судебном заседании 05.02.2019 года (л.д. 63).

Таким образом, сомнений в отсутствии нарушений прав истца действиями ответчика не имеется, поскольку выполнение ответчиком предусмотренной законом обязанности осуществлено после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации; заявителю выданы направления на получение (изготовление) технических средств реабилитации в отобранные в соответствии с требованиями законодательства учреждения, которыми она воспользовалась по своему усмотрению.

В силу изложенного у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном установлении фактических обстоятельств по делу, с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2019 года отменить и принять новое.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - отказать.

Председательствующий:

Судьи: