НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 16.11.2023 № 2-739/20

КОПИЯ

Гражд. дело № 2-739/2020

89RS0002-01-2020-001502-19

Судья Когаев Г.Ю.

Апел. дело № 33-3079/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16.11.2023 г.Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кайгородовой И.В., при секретаре судебного заседания Пановой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Администрации Приуральского района - Бушкова А.В. на определение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2023 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-739/2020,

УСТАНОВИЛ:

решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2020 на Администрацию муниципального образования Аксарковское возложена обязанность в срок до 01.08.2021 организовать в границах муниципального образования Аксарковское водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе, жидких бытовых отходов.

Решение суда вступило в законную силу 15.09.2020 и обращено к исполнению путем выдачи 26.01.2021 исполнительного листа.

Определением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2022 произведена замена должника Администрации муниципального образования Аксарковское на Администрацию Приуральского района в исполнительном производстве от 17.08.2021 № 226017/21/80005-ИП по гражданскому делу № 2-739/2020 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования Аксарковское о возложении обязанности организовать в границах муниципального образования водоотведение.

10.04.2023 Администрация Приуральского района обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда на срок до 31.12.2027.

Определением судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2023, которое оставлено без изменения апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2023, заявление представителя администрации Приуральского района об отсрочке исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.

12.09.2023 Администрация Приуральского района вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда на срок до 31.12.2027.

В обоснование заявления указано, что в целях исполнения решения суда постановлением Администрации Приуральского района от 03.03.2023 №143 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по проектированию и строительству объекта «Канализационно-очистные сооружения в с. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО» (в редакции постановления Администрации Приуральского район от 31.03.2023 № 129). Ответственные исполнители приступили к реализации мероприятий «дорожной карты». Так, 09.03.2022 с ОАО «Проектно-изыскательский институт «Костромапроект» заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ №001 стоимостью 23465100 рублей, сроком выполнения - до 31.12.2023. Подрядной организацией разработан и согласован с заказчиком календарный план выполнения работ, в соответствии с которым выполнен сбор исходно-разрешительной документации. 26.05.2022 на Градостроительном совете при Администрации Приуральского района согласован эскизный альбом, в том числе: поэтажный план здания и сооружений с приведением экспликации помещения; решение по отделке помещений и экспликацию полов; поэтажные планы расстановки технологического оборудования и спецификация оборудования; паспорт фасадов; схема планировочной организации земельного участка. 29.07.2022 заказчиком согласованы и утверждены программы и технические задания на инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно¬-экологические изыскания, к 18.08.2022 полевые работы были выполнены. К концу августа 2022 года получено положительное заключение службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на Акт историко-культурной экспертизы. 29.08.2022 Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа согласована карточка основных технических решений, даны замечания к технологическим решениям. 13.09.2022 карточка основных технических решений согласована муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» Приуральского района. 26.09.2022 муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» Приуральского района предоставлен отчет инженерно-геологических изысканий. Ведется проектирование. Распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.12.2022 №1208-РП утверждена Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в перечень объектов которой входит названный объект. В целях финансирования мероприятий между Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальным округом Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа заключено Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из окружного бюджета от 22.12.2022 №296-АИП23. Предметом соглашения является предоставление субсидии из окружного бюджета в 2023-2025 годах бюджету муниципального образования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с Адресной инвестиционной программой автономного округа, в которую, в том числе, включен объект «Канализационно-очистные сооружения в с. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО». Таким образом, Администрацией Приуральского района принимаются исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда, при этом установленный в решении суда срок не отвечает требованию разумности и соразмерности возложенного на орган местного самоуправления обязательства. Кроме того, с момента принятия судебного решения не предоставлялось возможным осуществить вывоз стоков на КОСы г. Салехард, поскольку в ходе переписки АО «Салехардэнерго» в октябре 2019 года было отказано в приеме сточных вод в связи с нехваткой производственных мощностей. В связи с проведением модернизации станции КОС в г. Салехард в настоящее время рассматривается вопрос о вывозе жидких бытовых отходов в г. Салехард на период строительства КОС в с. Аксарка, Департаментом жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района 30.03.2023 направлено письмо в АО «Салехардэнерго». Таким образом, реальная возможность по исполнению решения суда с учетом всех необходимых процедур может появиться не ранее 31.12.2027 в соответствии с вышеуказанной «дорожной картой».

Определением судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2023 заявление Администрации Приуральского района об отсрочке исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.

С данным определением не согласен представитель Администрации Приуральского района Бушков А.В. В частной жалобе им ставится вопрос об отмене определения суда. В обоснование им приводятся доводы, аналогичные ранее изложенным в заявлении об отсрочке исполнения решения суда. Кроме того, представитель заявителя указывает, что в декабре 2022 года в адрес ресурсоснабжающих организаций направлены заявления на выдачу технических условий на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения, сетям связи. 19.04.2023 проектировщику направлены технические условия на подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения и сетям связи. 28.04.2023 в адрес Департамента строительства и жилищной политики были направлены инвестиционные предложения по объекту «Канализационно-очистные сооружения в с. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО», включенному в перечень объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и плановый период 2025-2026 годов. 22.05.2023 проектировщиком направлены технические условия на подключение газоснабжения. 18.05.2023 с ООО «Областной проектный институт» за счет средств местного бюджета заключен муниципальный контракт на подготовку проекта санитарно-защитной зоны по объекту сроком выполнения работ до 16.08.2023. 31.07.2023 заказчиком согласован проект санитарно-защитной зоны по объекту, подрядчиком направлен на согласование проект в ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзор. 14.08.2023 получены замечания, осуществлена отработка замечаний и 21.08.2023 направлен ответ. 17.08.2023 от Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО получено письмо о направлении предложения для внесения изменения в объемы по объектам Адресной инвестиционной программы автономного округа. 24.08.2023 и 28.08.2023 в адрес Департамента строительства и жилищной политики направлены предложения о внесении изменений в объемы бюджетных ассигнований в 2023 год. С 15.08.2023 по 13.09.2023 проводится процедура общественных слушаний по оценке воздействия объекта на окружающую среду. В третьей декаде сентября ожидается направление проектной документации в адрес государственной экспертизы. В связи с необходимостью выполнения дополнительных инженерных изысканий не представляется возможным осуществить исполнение контракта в предусмотренные сроки, в связи с чем в адрес Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО направлены предложения об уточнении лимитов финансирования на 2023 год. Таким образом, реальная возможность по исполнению решения суда с учетом всех необходимых процедур согласно плану мероприятий («дорожная карта») по проектированию и строительству объекта «Канализационно-очистные сооружения в с. Аксарка, Приуральского района, ЯНАО» может появиться не ранее 31.12.2027. При вынесении обжалуемого определения судом не была дана правовая оценка тому факту, что установленный в решении суда срок не отвечает требованию разумности и соразмерности возложенного на орган местного самоуправления обязательства, заявителем были предоставлены доказательства, обосновывающие невозможность исполнения судебного решения в установленный срок, при этом срок, на который ответчик просит отсрочку, является разумным. Отказ в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда является формальным, поскольку судом не приняты во внимание обстоятельства, делающие невозможным исполнение решения суда в указанный в нем срок. Организация водоотведения в населенном пункте состоит из нескольких этапов, каждый из которых занимает значительный временной промежуток и требует ряд согласований, следует выделить такие этапы как проектирование и строительство, поскольку это комплекс сложных инженерных устройств, при этом являющихся дорогостоящими.

В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 №104-О разъяснено, что вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка (отсрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер и возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. А саму реализацию указанного правомочия суду в каждом конкретном случае следует осуществлять, обеспечивая разумный и справедливый баланс прав и законных интересов обоих сторон исполнительного производства - должника и взыскателя, но с преимущественной защитой прав и интересов именно последнего. В противном случае может быть нарушен принцип обязательности судебных постановлений, подлежащих неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а правосудие лишится смысла, поскольку не будет достигать своих конечных задач и целей (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки, лежит на заявителе.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации Приуральского района о предоставлении отсрочки, суд, исследовав представленные должником доказательства (копия Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из окружного бюджета от 22.12.2022 №296-АИП23, письмо Администрации Приуральского района от 24.08.2023, письмо Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 17.08.2023, копия Муниципального контракта от 09.03.2022 №001, копия Дорожной карты выполнения проектно-изыскательских работ от 01.02.2023, копия Дорожной карты выполнения проектно-изыскательских работ от 25.05.2023, копия Постановления Администрации Приуральского района от 03.03.2022 №143, копия Постановления Администрации Приуральского района от 31.03.2023 №129), пришел к выводу о том, что указываемые заявителем обстоятельства не являются основанием для предоставления отсрочки.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судьи.

Приводимые заявителем доводы и представленные им документы действительно свидетельствуют о том, что им принимаются меры к исполнению судебного постановления. Однако в данном случае это не может послужить основанием для предоставления отсрочки.

Так, судом обоснованно принято во внимание, что решение суда не исполнено в течение длительного периода времени: со дня вступления в законную силу решения (25.09.2020) в настоящее время прошло уже более трех лет, в течение данного времени работы по строительству очистных сооружений не выполнены, сточные воды продолжают сбрасываться в почву, оказывая негативное воздействие на природную среду, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью. Сложившаяся на территории с. Аксарка ситуация с возможным вывозом жидких бытовых отходов на КОСы в г. Салехард не обеспечивает защиты прав неограниченного круга лиц на безопасную и благоприятную окружающую среду, принимаемые органом местного самоуправления меры к ее устранению не являются достаточными.

Также судом верно отклонены доводы заявителя о том, для исполнения решения суда необходимо осуществления проектирования и строительства, которые являются дорогостоящими и сложными мероприятиями, поскольку в данном случае эти обстоятельства не являются юридически значимыми.

Таким образом, неисполнение решения суда носит длительный характер, указанные заявителем обстоятельства и представленные доказательства свидетельствуют о принятии мер, направленных на исполнение возложенной на ответчика судом обязанности, однако данные меры не являются своевременными, а потому предоставление отсрочки в рассматриваемой ситуации будет противоречить принципу проведения судебного разбирательства в разумные сроки, которые исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного постановления, что повлечет нарушение охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, и снизит эффективность судебной защиты.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого определения суд апелляционной инстанции не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2023 оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья И.В. Кайгородова