НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 13.06.2019 № 33-1620/19

Дело № 33-1620/2019

Судья Паршуков А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июня 2019 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Долматова М.В., Старовойтова Р.В.

при секретаре Шекуровой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа включить Камерилову А.М. периоды работы с 15 августа 1992 года по 31 августа 1992 года, с 01 сентября 2000 года по 09 сентября 2000 года в должности тренера-преподавателя Звениговской ДЮСШ Республики Марий Эл; период курсов повышения квалификации, обучения, семинаров, командировок и участия в олимпиадах школьников с 01 октября 2009 года по 16 октября 2009 года, с 14 марта 2011 года по 23 марта 2011 года, с 23 ноября 2011 года по 06 декабря 2011 года, с 16 декабря 2011 года по 18 декабря 2011 года, с 18 сентября 2012 года по 24 сентября 2012 года, с 20 апреля 2014 года по 27 апреля 2014 года, с 26 января 2015 года по 30 января 2015 года, с 19 апреля 2015 года по 26 апреля 2015 года, с 06 февраля 2015 года по 26 апреля 2015 года, с 06 февраля 2017 года по 10 февраля 2017 года в должности учителя ОБЖ в МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда; периоды приостановления учебно-воспитательного процесса (карантины) в МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда с 16 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года, с 05 февраля 2015 года по 11 февраля 2015 года, с 28 января 2016 года по 06 февраля 2016 года; периоды работы в должности заместителя директора по БЖ МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ и назначить ему пенсию по указанному основанию с даты первоначального обращения, то есть с 20 сентября 2018 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Камерилова А.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Кисилевской Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камерилов А.М. обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральскомрайоне ЯНАО о включении в специальный стаж отдельных периодов работы, о досрочном назначении пенсии по старости с 20 сентября 2018 года (л.д. 4, 30, 68). В его обоснование указал, что его обращение к ответчику о назначении досрочной пенсии по старости решением от 14 декабря 2018 года оставлено без удовлетворения. Полагая, что имеет такое право в силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, и достигшее возраста 60-ти лет, поскольку пенсионным органом неправомерно некоторые периоды работы не засчитаны, что привело к неверному исчислению этого стажа.

В судебном заседании истец, его представитель Манзырев Р.С. на исковых требованиях настаивали.

Представители ответчика Юнусов А.Р. и Аксенова Е.И., действующие на основании доверенностей № 1 и № 4 от 16 января 2019 года сроком действия по 31 декабря 2019 года, против удовлетворения иска возражали.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Салехарде и Приуральскомрайоне ЯНАО просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент подачи заявления о назначении пенсии специальный стаж истца составил 18 лет 09 месяцев 29 дней, что менее требуемого. Настаивает на необходимости исключения из стажа периодов: с 15 по 31 августа 1992 года - ввиду отсутствия факта работы с детьми до 18 лет, с 31 мая по 12 июня 1999 года - ввиду отпуска без сохранения заработной платы, с 01 по 09 сентября 2000 года - ввиду работы без подтверждения занятости педагогической деятельностью на полную ставку, с 01 января по 31 августа 2007 года - ввиду отсутствия факта работы с детьми на полную ставку педагогической нагрузки, с 01 по 16 октября 2009 года, с 14 по 23 марта, с 23 ноября по 06 декабря, с 16 по 18 декабря 2011 года, с 18 по 24 сентября 2012 года, с 20 по 27 апреля 2014 года, с 26 по 30 января, с 19 по 26 апреля 2015 года, с 06 по 10 февраля 2017 года - ввиду прохождения курсов повышения квалификации, обучений, семинаров, форума, участия в слётах, командировках (сопровождение детей) и олимпиадах школьников, которые к периодам осуществления педагогической деятельности не относятся, с 16 по 22 февраля 2013 года, с 05 по 11 февраля 2015 года, с 28 января по 06 февраля 2016 года - ввиду приостановлений учебно-воспитательного процесса (карантинов), с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года - ввиду того, что должность заместителя директора по БЖ МБОУ СОШ не предусмотрена Списком № 781 и его деятельность не связана с образовательным (воспитательным) процессом. Также ссылается на то, что в силу пункта 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» этого же Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при одновременном наличии таких условий, как наличие на 01 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года - в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В возражениях, поименованных как отзыв на апелляционную жалобу, Камерилов А.М. полагает решение суда законным. Его представитель Манзырев Р.С. в возражениях на апелляционную жалобу также считает решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.

31 мая 2019 года Камериловым А.М. заявлено ходатайство о переносе судебного заседания на дату после 22 августа 2019 года по причине его нахождения в ежегодном отпуске. Аналогичное ходатайство заявлено представителем истца Манзыревым Р.С., указавшем о невозможности явки в судебное заседание по причине выезда за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа к месту проведения очередного отпуска.

Определением судебной коллегии, вынесенным в порядке части 2 статьи 224 ГПК РФ, в удовлетворении ходатайств о переносе судебного заседания отказано, поскольку неявка участвующих в деле лиц в суд апелляционной инстанции не является безусловным основанием к отложению судебного заседания, при этом, о месте и времени судебного разбирательства сторона истца извещена заблаговременно, 29 мая 2019 года, и имела достаточно времени для решения вопроса о привлечении к ведению дела в суде апелляционной инстанции другого представителя, однако своим правом не воспользовалась.

Таким образом, причины неявки в суд со стороны истца нельзя признать уважительными, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия постановила возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, заслушав представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Салехарде и Приуральскомрайоне ЯНАО ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 30 сентября 2018 года ФИО3 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Салехарде и Приуральскомрайоне ЯНАО с заявлением о назначении ему пенсии, как педагогическому работнику, по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ. Решением ответчика от 14 декабря 2018 года истцу в назначении пенсии отказано ввиду недостаточности требуемой продолжительности стажа осуществления педагогической деятельности.

Так, приподсчете стажа работы, дающей истцу право на досрочное установление страховой пенсии по старости, пенсионным органом взяты следующие периоды его трудовой деятельности:с 01 сентября 1992 года по 31 августа 2000 года в должности тренера-преподавателя Звениговской ДЮСШ Республики Марий Эл (за исключением периодов: с 15 по 31 августа 1992 года - ввиду отсутствия факта работы с детьми до 18 лет, с 31 мая по 12 июня 1999 года ввиду отпуска без сохранения заработной платы и с 01 по 09 сентября 2000 года ввиду работы без подтверждения занятости педагогической деятельностью на полную ставку);

  • с 30 декабря 2006 года по 19 сентября 2018 года в должности учителя МБОУ СОШ № 2 г.Салехард (за исключением периодов: с 01 января по 31 августа 2007 года- ввиду отсутствия факта работы с детьми на полную ставку педагогической нагрузки,с 01 по 16 октября 2009 года, с 14 по 23 марта, с 23 ноября по 06 декабря, с 16 по 18 декабря 2011 года, с 18 по 24 сентября 2012 года, с 20 по 27 апреля 2014 года, с 26 по 30 января, с 19 по 26 апреля 2015 года, с 06 по 10 февраля 2017 года ввиду прохождения курсов повышения квалификации, обучений, семинаров, форума, участия в слётах, командировках (сопровождение детей) и олимпиадах школьников, с 16 по 22 февраля 2013 года, с 05 по 11 февраля 2015 года, с 28 января по 06 февраля 2016 года - ввиду приостановленийучебно-воспитательного процесса (карантинов).

Также в подсчет стажа работы, дающей право на досрочное установление страховой пенсии по старости, не был включен периодтрудовой деятельности с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года в должности заместителя директора по БЖ МБОУ СОШ № 2. Как следует из решения, вынесенного пенсионным органом 14 декабря 2018 года, основанием для этого явилось неподтверждение первичными документами учреждения факта работы с детьми до 18 лет на полную ставку педагогической нагрузки. Кроме того, в апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г.Салехарде и Приуральскомрайоне ЯНАО ссылается на то, что указанная должность не предусмотрена Списком № 781.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Порядок включения в специальный стаж периодов повышения квалификации и профессиональной подготовки названными Правилами не урегулирован. Согласно пункту 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением от 11 июля 2002 года N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Принимая во внимание изложенное, а также с учетом того, что нахождение истца на курсах повышения квалификации, прохождение профессионального обучения в период его работы в должности учителя МБОУ СОШ № 2 г.Салехард являлось периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд первой инстанции правильно не согласился с отказом пенсионного органа во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, обучении с 01 октября 2009 года по 16 октября 2009 года, с 14 марта 2011 года по 23 марта 2011 года, с 23 ноября 2011 года по 06 декабря 2011 года.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает неверным вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов, когда он направлялся в качестве руководителя и сопровождающего с 16 по 18 декабря 2011 года - для участия в окружном форуме, с 18 по 24 сентября 2012 года - в командировку в г.Ноябрьск для участия в окружном слете-соревновании среди учащихся, с 20 по 27 апреля 2014 года - в командировку в г.Кисловодск для сопровождения и руководства учащейся, с 26 по 30 января 2015 года - в командировку в г.Ноябрьск для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, с 19 по 26 апреля 2015 года - в командировку в г.Белгород для сопровождения учащейся, участвовавшей в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, с 06 по 10 февраля 2017 года - в командировку в г.Ноябрьск для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, в отсутствие доказательств осуществления в указанные периоды работы непосредственно в рамках своих трудовых обязанностей и при выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Не обоснован вывод суда о необходимости включения в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии периодов карантина в МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда, то есть приостановления работы образовательного учреждения и отмены образовательного процесса в связи с нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно - с 16 по 22 февраля 2013 года, с 05 по 11 февраля 2015 года, с 28 января по 06 февраля 2016 года. Так, включение периодов карантина в специальный стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В то же время, пункт 4 настоящих Правил предусматривает возможность включения в стаж с 01 сентября 2000 года периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы.

Пунктами 5.1., 5.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 69 (действовавшего в спорные периоды и утратившего силу 13 июня 2016 года), было установлено, что периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.

Вместе с тем, во взаимосвязи с требованиями вышеуказанных Правил, даже при условии, что в периоды карантина ФИО3 осуществлял образовательную деятельность дистанционно, посредством направления учащимся домашних заданий через автоматизированную информационную систему «Сетевой город» в сети Интернет, данное обстоятельство не может служить доказательством интенсивности работы и выполнения им нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, в отсутствие документального подтверждения об этом. Таким образом, периоды карантина обоснованно были исключены пенсионным органом из специального стажа ФИО3, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Вопреки выводам суда, не имелось у ответчика оснований для включения в таковой стаж и периодов работы истца в должности заместителя директора по БЖ МБОУ СОШ № 2 с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года.

Как следует из представленной в материалы дела должностной инструкции заместителя директора по обеспечению безопасности, основными направлениями его деятельности являлись организация работы по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, противодействию экстремизму, по противопожарной и электро-безопасности, предупреждению производственного травматизма, соблюдению внутреннего режима и поддержанию общественной дисциплины у сотрудников и учащихся, обучение обучающихся и работников правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами защиты, организация обучения сотрудников и учащихся школы способам защиты от опасностей, возникающих во время ЧС и в случае их угрозы, организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, организация и обеспечение функционирования систем оповещения, создание, накопление и хранение запасов материально-технических средств в целях готовности к действиям в ЧС, руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение устойчивого функционирования школы в случае угрозы ЧС и в военное время, руководство ликвидацией последствий ЧС, защитой учащихся и сотрудников школы, при необходимости - их эвакуацией, организация оказания первой медицинской помощи в условиях ЧС.

Из анализа должностных обязанностей истца не следует о характере его деятельности в должности заместителя директора по БЖ исключительно, какпедагогической, поскольку, в основном, она направлена на соблюдение норм и правил охраны здоровья работников и учащихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, несчастных случаев, предупреждение чрезвычайных ситуаций, выполнение в учреждении административной работы и др.

Также нельзя признать правильным вывод суда о включении в специальный стаж ФИО3 периодов с 15 по 31 августа 1992 года (период школьных каникул, когда занятия с детьми проводятся по специальному расписанию), с 01 по 09 сентября 2000 года работы в должности тренера-преподавателя Звениговской ДЮСШ Республики Марий Эл, а также с 01 января по 31 августа 2007 года в должности руководителя центра дополнительного образования и учителя ОБЖ МОУ СОШ № 2, при том, что факт работы с детьми в указанные периоды на полную ставку педагогической нагрузки также не подтвержден первичными документами, а представленная в материалы дела справка от 01 февраля 2019 года не свидетельствует об этом и не может служить достаточным подтверждением данного факта в период работы истца в МБОУ СОШ № 2 (л.д. 70).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Из названных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Между тем, доказательствами, имеющимися в материалах дела не подтверждается, что работодателем представлены надлежащие сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в период, когда они должны были предоставляться, об особых условиях труда в спорные периоды работы ФИО3 Так, с целью подтверждения факта работы, дающей истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в ноябре 2018 года в Муниципальном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Салехарда ЯНАО специалистом-экспертом отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда совместно с руководством МБОУ «СОШ № 2», специалистом по кадрам и главным бухгалтером проведена документальная проверка первичных документов указанного учреждения, включая проверку достоверности представленных страхователем сведений о стаже работы с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года и с 30 декабря 2006 года по 31 декабря 2017 года, сведений индивидуального лицевого счета за 2000-2017 годы и справок о стаже работы от 20 апреля и от 20 августа 2018 года в отношении ФИО3

При проведении настоящей проверки страхователем не были представлены табеля учета рабочего времени за 2013-2017 г.г. на бумажном носителе, заверенные печатью и подписью руководителя; в то же время, представленные тарификационные списки за 2001-2017 г.г. не подтвердили работу истца в спорные периоды с полной занятостью.

По результатам проверки пенсионным органом установлено, что - периоды трудовой деятельности истца с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года и с 30 декабря 2006 года по 31 декабря 2017 года подлежат включению в подсчет стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федеральногозакона «О страховых пенсиях» за исключением периодов отвлечений от работы в районах Крайнего Севера;

- периоды трудовой деятельности с 30 по 31 декабря 2006 года и с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2017 года подлежат включению в подсчет стажа работы, дающей право на досрочноеназначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федеральногозакона «О страховых пенсиях» за исключением периодов отвлечений от педагогически деятельности;-справки о стаже работы от 20 апреля 2018 года № 38 и от 20 августа 2018 года № 74 содержат недостоверные данныеи должны быть отозваны страхователем; - сведения индивидуального лицевого счета ФИО3 содержат недостовернуюинформацию, так как:реквизит «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» в 2000-2007 года заполнен без подтверждения первичными документами страхователя; не выделены периоды отвлечений от основной деятельности без заполнения реквизитов,дающих право на установление досрочной страховой пенсии по старости (2002-2003, 2006, 2009 годы, 1 и 4 кварталы 2011 года, 3 квартал 2012 года, 2 квартал 2014 года); не заполнен реквизит «Территориальные условия (код)» на периоде карантина в первом квартале 2015 года;указаны недостоверные размеры выработанных часов и ставки педагогической нагрузки (2000-2 квартал 2015 года, 2017 год).

В связи с чем, страхователю МБОУ СОШ № 2 было предложено в кратчайший срок с момента полученияданногоАкта документальной проверки представить в отношении ФИО3 индивидуальные сведения по типу формы «КОРР» за все выше перечисленные периоды, однако этого не сделано, что подтвердили представители ответчика в суде апелляционной инстанции. При этом работодатель не оспорил результаты проверки, приведенные в настоящем Акте, а подписывая без оговорок, согласился с этими данными.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для включения вышеперечисленных периодов ФИО3 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ, но соглашается с выводом суда о необходимости включения в таковой стаж периодов прохождения им курсов повышения квалификации и обучения с 01 по 16 октября 2009 года, с 14 марта по 23 марта 2011 года и с 23 ноября по 06 декабря 2011 года.

Однако, поскольку общая величина приведенных периодов составляет 01 месяц и 10 дней, то при их суммировании с льготным стажем, установленным пенсионным органом на момент обращения ФИО3 20 сентября 2018 года, стаж истца не будет являться достаточным для досрочного назначения ему пенсии по заявленному основанию, поскольку составит 18 лет 11 месяцев 09 дней.

При указанных обстоятельствах, решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2019 года в части удовлетворения требований истца о досрочном назначении пенсии по старости с 20 сентября 2018 года, о возложении на ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе ЯНАО обязанности по включению ФИО3 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ, периодов работы с 15 по 31 августа 1992 года, с 01 по 09 сентября 2000 года в должности тренера-преподавателя, с 16 по 18 декабря 2011 года, с 18 по 24 сентября 2012 года, с 20 по 27 апреля 2014 года, с 26 по 30 января 2015 года, с 19 по 26 апреля 2015 года, с 06 по 10 февраля 2017 года в должности учителя ОБЖ в МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда, периодов приостановления учебно-воспитательного процесса с 16 по 22 февраля 2013 года, с 05 по 11 февраля 2015 года, с 28 января 2016 года по 06 февраля 2016 года, периодов работы в должности заместителя директора по БЖ МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда с 18 сентября 2000 года по 02 марта 2006 года, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении требований иска в указанной части.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2019 года отменить в части, постановить новое решение:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа включить ФИО3 периоды прохождения курсов повышения квалификации и обучения с 01 октября 2009 года по 16 октября 2009 года, с 14 марта 2011 года по 23 марта 2011 года, с 23 ноября 2011 года по 06 декабря 2011 года, в должности учителя ОБЖ в МБОУ СОШ № 2 г.Салехарда в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.

Председательствующий

Судьи