копия
Апелл. дело №33-1726/2019
Судья Габова Т.Н.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего: Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Долматова М.В., Рощупкиной И.А.,
при секретаре: Варенникове О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, истца ФИО1 на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2019 года по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации за задержку выплат, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года в сумме 68651 рубль 67 копеек, сумму недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 55299 рублей 14 копеек и денежную компенсацию за нарушение срока выплаты указанных денежных сумм в размере 16993 рубля 49 копеек, всего 140944 (Сто сорок тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 30 копеек.
Взысканные суммы недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В., пояснение представителей ответчика, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации за задержку выплат, мотивировав свои требования тем, что в период времени с 23 апреля 1998 года по 5 июля 2018 года с перерывами с 25 апреля 2003 года по 28 октября 2004 года и с 9 декабря 2011 года по 15 августа 2013 года проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России № 5 по ЯНАО. Приказом МИФНС России № 5 по ЯНАО от 27 июня 2018 года № 22- 08/251 контракт, заключенный с ФИО1, расторгнут 5 июля 2018 года по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 26 календарных дней. Однако при расчете ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем, а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков. Просила суд взыскать с МИФНС России № 5 по ЯНАО сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 2007 года и компенсации за неиспользованный отпуск в общем размере 579 042 рубля 05 копеек, а также денежную компенсацию за задержку выплат указанных сумм за период 28 июля 2008 года по 18 марта 2019 года в сумме 173 356 рублей 58 копеек.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец ФИО1 настаивала на исковых требованиях.
Представители ответчика МИФНС России № 5 по ЯНАО - ФИО2, ФИО3 просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы, фактически ссылаясь на обстоятельства дела, указывает, что средства дополнительного материального стимулирования, предусмотренные п. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, не должны учитываться при расчете компенсации за неиспользованные отпуска в связи с тем, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом, просит учесть, что в Письме Минздравсоцразвития России от 04.03.2008 № 528-17 даны разъяснения, что премии, выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, не могут учитываться при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске, учебном отпуске и при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда изменить и удовлетворить ее требования в полном объёме. Выражая не согласие с применением судом срока исковой давности в части её исковых требований, ссылается, что исковая давность по взысканию заработной платы в суде составляет один год с момента, когда наступил срок ее выплаты, при этом данный срок также применяется и для взыскания прочих сумм. Считает, что поскольку при увольнении работодатель обязан был соблюдать порядок начисления заработной платы работникам, и при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения работника, то не начисленную заработную плату, которая образовалась на день её увольнения он должен был выплатить - 05.07.2018 года, в связи с чем считает, что срок ей пропущен не был.
В возражениях на апелляционную жалобу истца, начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному ФИО4 просит оставить её без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии истица не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом. Ходатайств об уважительности причин неявки в судебное заседание и заявлений об отложении судебного разбирательства не поступало, в связи с чем, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в её отсутствие.
Представители ответчика, настаивали на удовлетворении жалобы, просили решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, также просили апелляционную жалобу истицы оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 с 23 апреля 1998 года с перерывами с 25 апреля 2003 года по 28 октября 2004 года и с 09 декабря 2011 года по 15 августа 2013 года проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России № 5 по ЯНАО.
Приказом руководителя МИФНС России № 5 по ЯНАО от 06 июля 2015 года № 192-к ФИО1 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты>.
Приказом МИФНС России № 5 по ЯНАО ФИО1 был предоставлен отпуск за период работы с 15 августа 2017 года по 14 августа 2018 года в количестве 31 календарного дня с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года. В связи с предоставлением отпуска ФИО1 выплачено денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 61639 рублей 78 копеек.
Приказом МИФНС России № 5 по ЯНАО от 27 июня 2018 года № 22- 08/251 заключенный с ФИО1 служебный контракт был расторгнут 5 июля 2018 года, ФИО1 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В связи с увольнением ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (26 календарных дней) в размере 53580 рублей 80 копеек.
Одновременно установлено, что при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не были учтены суммы выплаченного истцу материального стимулирования.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование входит в состав денежного содержания гражданского служащего и является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых МИФНС России на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года, а также компенсаций при увольнении за неиспользованный отпуск.
Установив, что при определении размера сумм компенсаций, работодатель не учел все установленные истцу составляющие его денежного содержания, суд правомерно удовлетворил исковые требования в части.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается суд апелляционной инстанции.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №3 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года, а также компенсаций при увольнении за неиспользованный отпуск.
Учитывая изложенное вывод суда о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения ФИО1 в ежегодном оплачиваемом отпуске в спорный период, а также компенсаций при увольнении в связи за неиспользованный отпуск, основан на верном толковании и применении норм материального права. С чем судебная коллегия соглашается, и полагает, что доводы жалобы ответчика подлежат отклонению, как необоснованные.
Также судебная коллегия полагает необоснованными доводы апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в части указания на постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», поскольку в названном постановлении имеет место быть выплата стимулирования в периоды с 1 января 2007 года, 2008-2012 годах, 2013 году, в то время как исковые требования удовлетворены в части выплат в 2018 году.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года.
В силу абз.3 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данного обстоятельства.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд с заявленными ей требованиям в части взыскания неполученного денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, начисленного и выплаченного до 18 марта 2018 года, поскольку спорные правоотношения являются трудовыми и регулируются нормами трудового законодательства, устанавливающими специальные сроки исковой давности, в данном случае год со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ), представителем ответчика в судебном заседании заявлено о применении последствий пропуска процессуального срока, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска такого срока.
Законодательное урегулирование процедуры, порядка и сроков реализации права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора гарантирует участникам трудовых отношений защиту своих интересов, однако, и не освобождает таковых разумно рассчитывать процессуальное время, отведенное для реализации таких полномочий.
В контексте приведенных средств правовой защиты, которыми воспользовалась ФИО1, обстоятельств, констатирующих в достаточной степени соблюдение заявителем принципа рационального использования этого срока, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом первой инстанции последствий пропуска срока исковой давности судебная коллегия не может принять как основание для отмены постановленного по делу решения, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к изменению либо отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Судья: /подпись/ М.В. Долматов