НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 11.03.2021 № 2-1783/20

гр. дело № 2-1783/2020

89RS0005-01-2020-002359-05

апелл. дело 33-450/2021

судья Авдеенко Ю.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2021 года г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шошиной А.Н.

судей коллегии Кравцовой Е.А. и Старовойтова Р.В.,

при секретаре судебного заседания Ахметгалиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Управления социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска, ответчика Матюшкина Анатолия Ивановича на решение Ноябрьского городского суда от 19 октября 2020 года, которым постановлено:

исковые требования управления социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска удовлетворить частично.

Взыскать с Матюшкина Анатолия Ивановича в пользу управления социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска выплаченное пособие неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим в Ямало-Ненецком автономном округе, в сумме 58 000 рублей и материальную помощь к памятным датам истории в сумме 3 000 рублей, всего 61 000 рублей. В остальной части исковых требований отказать. Взыскать с Матюшкина Анатолия Ивановича в доход бюджета муниципального образования город Ноябрьск государственную пошлину в размере 2 030 рублей.

Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление социальной защиты населения Администрации МО г.Ноябрьск обратилось с иском к Матюшкину А.И. о взыскании излишне полученных социальных выплат. В обоснование требований иска указано, что Матюшкину А.И. с 1 февраля 2002 г. назначена компенсационная ежемесячная выплата, а также установлена материальная помощь к памятным датам истории. Перечисление указанных выплат производилось за счет средств окружного бюджета на расчетный счет, открытый на имя ответчика в ПАО «Сбербанк России». При обращении за назначением указанных выплат ответчик был проинформирован об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих приостановление или прекращение выплат.

22 ноября 2019 года истцу стало известно о том, что 21 сентября 2002 года ответчик снят по решению суда с регистрационного учета в г. Ноябрьск и значится зарегистрированным в г.Рязани, в связи с чем утратил право на получение выплат. В этой связи 12 декабря 2019 года и 9 июня 2020 года ответчику направлены уведомления о возврате необоснованно полученных денежных средств, оставленные без удовлетворения. Истец просил взыскать с ответчика излишне выплаченное пособие неработающим пенсионерам и инвалидам в сумме 404 500 руб., материальную помощь к памятным датам истории - 14 000 руб.

В судебном заседании представитель истца Управления социальной защиты населения Администрации МО г. Ноябрьск Смокина А.А. иск поддержала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица департамента социальной защиты населения ЯНАО, ответчика Матюшкина А.И., извещенных надлежащим образом. От ответчика Матюшкина А.И. 3.09.2020 г. поступили возражения с указанием на пропуск истцом срока исковой давности.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласны представитель Управления социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска Калинина Е.И., ответчик Матюшкин А.И.

Представитель Управления социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска Калинина Е.И. в апелляционной жалобе ставит вопрос об изменении решения суда в части применения срока исковой давности за период с 20 июня 2017 года по 30 ноября 2019 года, просит взыскать в полном объеме излишне полученные ответчиком суммы социальных выплат в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе ответчик Матюшкин А.И. просит об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Указал, что оснований для удовлетворения требований иска не имелось в виду не предоставления истцом расчета заявленных ко взысканию сумм.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Сорочинский А.О. поддержал доводы жалобы.

Ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом (телефонограмма от 08.02.2021).

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Матюшкин А.И. является получателем социальных выплат, как лицо постоянно поживающее на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за счет средств бюджета ЯНАО.

В частности, ему производились выплаты: пособие неработающим пенсионерам и инвалидам, а также оказывалась материальная помощь к памятным датам истории, которые производились путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый на имя ответчика в ПАО «Сбербанк России».

Распоряжениями от 12 ноября 2019 года Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования города Ноябрьска от 12 ноября 2019 года постановлено удержать с 1 декабря 2019 года излишне выплаченные ежемесячное пособие неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим в ЯНАО за период с 01.10.2002 по 31.03.2006 в сумме 76 500 рублей и за период с 01.04.2006 по 30.11.2019 в сумме 328 000 рублей и материальную помощь к памятным датам истории за период с 01.10.2010 по 31.10.2019 в сумме 14 000 рублей

12 декабря 2019 года и 9 июня 2020 года ответчику Матюшкину А.И. направлены письма-уведомления о возврате излишне уплаченных денежных средств, которые оставлены им без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.

Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно исходил норм Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении, подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Исходя из приведенных норм гражданского законодательства, излишне выплаченные суммы подлежат возврату, если их выплата явилась результатом недобросовестности со стороны получателя или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина-получателя денежных средств презюмируется, а бремя доказывания недобросовестности такого гражданина возлагается на сторону, требующую возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труда и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).

Так, согласно подп. 1, 2, 9 ст. 13 Закона ЯНАО от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- ежемесячное пособие неработающим инвалидам, имеющим стаж работы на территории автономного округа не менее 10 календарных лет, в размере, установленном постановлением Правительства автономного округа.

В соответствии со статьей 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года №62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» социальная поддержка - система мер, направленных на поддержание уровня жизни, социальную адаптацию отдельных категорий граждан, нуждающихся в заботе государства, включая предоставление им социальных выплат и возмещение расходов на оплату товаров (работ, услуг); социальная выплата - определенная сумма денежных средств, выплачиваемая гражданам за счет средств окружного бюджета (ежемесячное пособие, ежемесячная денежная выплата, единовременная денежная выплата, компенсационные выплаты).

Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2006 года №599-А утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, которым предусмотрена материальная помощь к датам истории. По смыслу положений пункта 7.1. Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 21.12.2006 № 599-А, материальная помощь к датам истории предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории автономного округа и состоящим на первое число месяца выплаты материальной помощи к дате истории (на 1 января, 1 февраля, 1 апреля, 1 мая, 1 сентября, 1 октября, 1 ноября, 1 декабря) на учете в органах социальной защиты населения в качестве получателей социальных выплат, предоставляемых ежемесячно.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года №1148-П утвержден Порядок предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и инвалидам» (вместе с «Перечнем документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и инвалидам»).

Поскольку взыскиваемые денежные суммы являются социальными выплатами, то при решении вопроса об их взыскании с гражданина следует исходить из положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым возможность их удержания допускается лишь при наличии недобросовестности гражданина или счетной ошибки.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о взыскании излишне уплаченных денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные денежные средства в виде ежемесячного пособия пенсионерам и инвалидам, проживающим в ЯНАО в сумме 58 000 руб., а также материальная помощь к памятным датам истории в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию в пределах трехлетнего срока, предшествующего дате обращения в суд, за период с 20 июня 2017 года по 30 ноября 2019 года.

Судебная коллегия по гражданским делам считает данный вывод суда правильным.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

В соответствии с Положениями об управлении социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска, утвержденными в спорный период, управление осуществляет назначение и выплату пособий неработающим пенсионерам и инвалидам на основании соответствующего решения.

Согласно Положению об управлении социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска, утвержденному постановлением Администрации г. Ноябрьска от 18 августа 2015 г. № П-917, финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, а также за счет средств окружного бюджета, предоставляемых бюджету муниципального образования в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий (пункт 1.13).

Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2014 года N 137-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по социальной поддержке населения и прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по социальному обслуживанию населения" Управление осуществляет функции по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе";

Управлению для осуществления возложенных на него задач и функций предоставлено право запрашивать в установленном порядке от органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, структурных подразделений Администрации города Ноябрьска и организаций (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление функций (пункт 3.1.1); распоряжаться переданными финансовыми и материальными средствами в целях осуществления отдельных государственных и муниципальных полномочий (пункт 3.1.2); осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа и муниципального образования (пункт 3.1.5).

В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", организации межведомственного информационного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2012 г. № 183-П вынесено постановление "Об организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг" (вместе с "Порядком межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг").

Целью организации межведомственного взаимодействия является организация обмена информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2.14 Порядка предоставления в 2013 году пособий неработающим пенсионерам и инвалидам в целях контроля за обоснованным назначением и выплатой пособия УСЗН производит сверку списков получателей пособия по данным Отдела Загс г. Ноябрьска службы Загс Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, Отдела УФМС России по Ямало-Ненецкому АО в г. Ноябрьск, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по ЯНАО.

Судом установлено и подтверждено архивной справкой от 7 июля 2020 г., что Матюшкин А.И. значился зарегистрированным по адресу: <адрес>, период с 19 апреля 2000 г. по 21 сентября 2002 г., откуда был снят по решению Ноябрьского городского суда от 17 сентября 2002 г. Из ответа ОМВД России по г. Ноябрьску от 7 июля 2020 г. следует, что Матюшкин А.И. с 18 февраля 2020 г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>. Управлением также представлен запрос от 14 марта 2019 г. №84725/19 выплатного дела, адресованный УПФР г.Ноябрьска, в котором местом фактического проживания Матюшкина А.И, указана <адрес> По данным паспорта Матюшкина А.И., 19 апреля 2000 г. он был зарегистрирован по адресу в <адрес>, откуда снят с учета 3 февраля 2015 г. и зарегистрирован по месту жительства <адрес>.

В соответствии с заявлением-обязательством от 30 марта 2005 года Матюшкин А.И. обязался извещать Управление о снятии с регистрационного учета и выезде за пределы округа в 5-дневный срок (длд.123). Однако, в нарушение своих обязательств не уведомил истца о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления мер социальной поддержки, после снятия с регистрационного учета в городе Ноябрьске 3 февраля 2015 г. и регистрации по месту жительства его в г.Рязани скрыл этот факт от истца, продолжая поучать социальные выплаты в период с 1 марта 2015 г. по 31 ноября 2019 г.

Вместе с тем, при совершении действий по снятию с регистрационного учета в городе Ноябрьске по решению суда и постановке на учет по новому месту жительства в г. Рязань Матюшкин А.И. обращался в многофункциональный центр.

Управление социальной защиты населения администрации города Ноябрьска осуществляет деятельность по реализации на территории муниципального образования город Ноябрьск единой политики в сфере социальной поддержки населения муниципального образования (пункт 1.15 Постановления администрации города Ноябрьска от 18 августа 2015 года №917-П «Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Администрации города Ноябрьска»).

Организация деятельности многофункциональных центров направлена на оперативную передачу и обмен информацией, уведомление заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления о совершении гражданами действий по снятию с регистрационного учета по месту жительства и пребывания.

Таким образом, Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования город Ноябрьск в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с многофункциональными центрами имело возможность получать информацию о совершении гражданами-получателями мер социальной поддержки действий по снятию с регистрационного учета без личного обращения гражданина-пенсионера, ветерана, пожилого гражданина в орган социальной защиты. Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 78-КГ20-21-КЗ.

При исполнении полномочий по обеспечению социальной поддержки населения муниципального образования город Ноябрьск, с учетом своей компетенции, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение ее выплаты, управлению могло быть известно еще в 2013 году.

Из приведенных положенийПорядка предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и инвалидам» во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску органа социальной защиты к пенсионеру о взыскании излишне полученной пенсионером региональной социальной доплаты к пенсии суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты узнал или должен был узнать о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям, суд первой инстанции признал указанный срок подлежащим исчислению с 20 июня 2017 года, когда переплата социальных выплат возникла по вине ответчика Матюшкина А.И., в пределах трехлетнего срока, предшествующего дате обращения в суд - 20 июня 2020 года.

Поскольку установление начального момента течения срока давности является день, когда Управление социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска, узнало или должно было узнать о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, выводы суда о частичном взыскании с Матюшкина А.И. в пользу истца ежемесячного пособия пенсионерам и инвалидам, проживающим в ЯНАО в сумме 58 000 руб., а также материальной помощи к памятным датам истории в сумме 3 000 руб. за период с 20 июня 2017 года по 30 ноября 2019 года, в пределах трехлетнего срока, следует признать правильными.

Следовательно, доводы представителя истца о том, что срок давности не является пропущенным, поскольку об изменении ответчиком места жительства стало известно 22 ноября 2019 года на основании справки отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Ноябрьске отклоняются, как необоснованные.

Вопреки доводам представителя истца, доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий со стороны ответчика Матюшкина А.И. при обращении за назначением и получением социальных пособий (в данном случае ежемесячного пособия неработающим пенсионерам и материальной помощи к памятным дата истории) в период с 1 октября 2002 г. по 28 февраля 2015 г., которые выразились в сокрытии таких сведений, которые влияли бы на право их получения, управлением, в порядке ст.56 ГПК РФ, не представлено, в апелляционной жалобе не приведено.

Ссылка представителя Управления социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска на преюдициальное решение Ноябрьского городского суда от 17 сентября 2002 года, которым ответчик Матюшкин А.И. признан не приобретшим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета, является неправомерной.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По смыслу данной нормы процессуального закона преюдициальное значение при рассмотрении дела имеют факты и обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица. Применение судом норм права по ранее рассмотренному делу принципом преюдиции не обладает. В связи с этим довод представителя Управления социальной защиты населения администрации г.Ноябрьска подлежит отклонению.

Не подлежит отмене решение и по доводам жалобы ответчика Матюшкина А.И., поскольку вопреки его доводам, судом в решении приведен расчет взысканных сумм: ежемесячного пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим в ЯНАО, в сумме 58 000 рублей (2000 х 29 месяцев), установленногоПорядком предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и инвалидам», утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года №1148-П в ежемесячном размере 2 000 руб. с 1 января 2004 года и материальной помощи в денежном выражении к памятным датам истории в сумме 3 000 рублей (1000 х 3 месяца), определеннойПостановлением Администрации ЯНАО от 21.12.2006 N 599-А (ред. от 14.01.2021) "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" в размере 1 000 руб. Более того, следует учесть и тот факт, что фиксированные суммы поступали ответчику на расчетный счет, что также свидетельствует об осведомленности их размера. С учетом обязанности по извещению Управления о снятии с регистрационного учета и выезде за пределы округа в 5-дневный срок, правовые основания для частичного взыскания излишне полученных денежных средств с ответчика у суда имелись.

Оснований для применения к спорным отношениям п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации коллегия не усматривает, так как указанные социальные выплаты перечисляются при наличии доказанности проживания на территории округа, что не по делу не имело места. Будучи компенсацией за проживание в особой климатической зоне, таковой быть при отсутствии данных о проживании на территории Крайнего Севера не может и является неосновательным обогащением ответчика.

Учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, представленным доказательствам, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий А.Н. Шошина

Судьи Е.А. Кравцова

Р.В. Старовойтов