К О П И Я
Дело № 33а-1579/2017
Судья Подгорная О.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Сазановой С.П.,
с участием прокурора Писаревой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Приуральского района на решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 29 марта 2017 года, которым постановлено:
Иск прокурора Приуральского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству ЯНАО о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО, создать объект по размещению отходов, соответствующий требованиям действующего законодательства, оставить без удовлетворения.
Иск прокурора Приуральского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Приуральский район удовлетворить.
Обязать Администрацию МО Приуральский район принимать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО.
В остальной части иск прокурора Приуральского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Приуральский район оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., пояснения прокурора Писаревой О.В., представителя Правительства ЯНАО Мурашко Б.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
02 сентября 2016 года прокурор Приуральского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Приуральский район об устранении нарушений в сфере природопользования.
Требования мотивированы результатами проведенной проверки в области обращения с отходами производства и потребления на территории МО Приуральский район, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления» орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не исполняет обязанности по организации на территории Приуральского района утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что влечет за собой возникновение на территории поселений (с. Аксарка, п. Белоярск, п. Харп, с. Харасаим, п. Горнокнязевск, п. Зелёный Яр, п. Катравож) несанкционированных свалок, а также размещение отходов на земельных участках, отведенных поселениям для мусороперегрузочных станций, то есть для временного складирования отходов, которые не введены в установленном порядке в эксплуатацию в качестве объектов размещения отходов. Просил обязать ответчика в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Приуральского района ЯНАО способами безопасными для окружающей среды и благополучия граждан посредством создания на территории муниципального образования Приуральский район объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и его регистрацию в государственном реестре объектов размещения отходов.
17 октября 2016 года прокурор Приуральского района просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, и возложить обязанность на Администрацию МО Приуральский район и Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск путем создания объекта по размещению отходов, соответствующего требованиям действующего законодательства.
Определением судьи от 18 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, в качестве третьего лица - Администрация МО Белоярское.
23 ноября 2016 года прокурор Приуральского района заявил о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства ЯНАО, исходя из полномочий субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, и просил обязать Правительство ЯНАО в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО, создать объект на территории с. Белоярск по размещению отходов, соответствующий требованиям СанПин 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». На Администрацию МО Приуральский район возложить обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу участвовать в организации сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО, в создании объекта на территории с. Белоярск по размещению отходов, соответствующего требованиям СанПин 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Определением судьи от 23 ноября 2016 года в качестве соответчика по делу привлечено Правительство ЯНАО, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании прокурор Приуральского района просил обязать Правительство ЯНАО в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО, создать объект на территории с. Белоярск по размещению твердых коммунальных отходов, соответствующий требованиям законодательства. На Администрацию МО Приуральский район возложить обязанность участвовать в организации сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО, в создании объекта на территории с. Белоярск по размещению твердых коммунальных отходов, соответствующего требованиям законодательства.
Представитель Правительства ЯНАО и Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Кравченко С.В. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что органом исполнительной власти субъекта нарушений прав неопределенного круга лиц в области деятельности по обращению с отходами не допущено.
Представитель Администрации Приуральского района Бушков А.В. иск не признал, указав, что обязанности органа местного самоуправления, вытекающие их соответствующего закона в сфере деятельности, связанной с обращением с отходами, выполняются полностью. На основании обращений Администрации МО Белоярское выделяются средства на ликвидацию несанкционированных свалок.
Представитель Администрации МО Белоярское Воронин В.В. с иском не согласился.
Судом вынесено решения, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен прокурор Приуральского района, в апелляционном представлении просил решение отменить в части, удовлетворить иск к Правительству ЯНАО об организации деятельности в области обращения с отходами, путем создания объекта на территории с. Белоярское, обязать Администрацию Приуральского района участвовать в создании данного объекта. В обоснование указал, что к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов. К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в указанной деятельности. Вывод суда, что полномочия, отнесенные к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образовании должны решаться Администрацией Приуральского района, несостоятелен, противоречит закону. Правительство ЯНАО должно организовать работы путем издания соответствующих правовых актов и выделения денежных средств на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов, а Администрация МО исполнять данные акты и осваивать выделенные средства, тем самым участвуя в организации деятельности в области обращения с отходами. Вывод суда о строительстве в с. Белоярск полигона бытовых отходов не соответствует фактическим данным, поскольку недостаточно денежных средств для его окончания.
Представить Правительства ЯНАО Кравченко С.В. в возражениях на апелляционное представление указала, что прокурором не доказано, что именно Правительство ЯНАО допустило нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с образованием несанкционированных свалок, как не доказано, что деятельность по обращению с отходами на территории с. Белоярск не осуществляется. Строительство объектов размещения отходов не входит в полномочия субъектов РФ, поскольку осуществляются в соответствии с инвестиционными программами операторов по обращению с твердыми коммунальными расходами.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора Писаревой О.В., настаивавшего на доводах представления, представителя Правительства ЯНАО Мурашко Б.А., возражавшую против удовлетворения представления, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Уполномоченные органы, бездействие которых оспаривается, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении неопределенного круга лиц. Поскольку требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотрено с соблюдением требований, установленных главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (далее ФЗ № 184) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее ФЗ № 131) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Указанные положения закона необходимо применять, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 28.03.2017 года № 720-О, согласно которой при разрешении судами дел, касающихся определения полномочий и объема обязательств муниципальных образования в области обращения с отходами, помимо общих положений ФЗ № 131, необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Согласно ст. 6 ФЗ Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Частью 2 статьи 8 ФЗ № 89 предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В силу п. 1 и 6 ст. 24.6 ФЗ № 89 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости), а также обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости) возложены на регионального оператора.
Таким образом, организация деятельности по обращению с отходами осуществляется субъектами РФ путем принятия необходимых правовых актов, в том числе утверждения территориальной схемы обращения в области обращения с отходами, выбора регионального оператора в данной области и заключения с ним соглашения, в регулировании деятельности регионального оператора.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае, если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам применяются правила, предусмотренные частью 9 статьи 23 указанного Закона.
Согласно ст. 2Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 3 и 4 следующего содержания:
п. 3. Соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года;
п. 4. Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года.
В административном иске указано, что в границах с. Белоярск Приуральского района имеется ряд самовольно устроенных свалок. Данный факт также подтверждается решением Лабытнангского городского суда от 18.10.2016 года, которым на Администрацию МО Белоярское возложена обязанность ликвидировать указанные свалки, установлен срок.
Прокурор в иске полагал, что Правительство ЯНАО обязано организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района и создать объект на территории с. Белоярск по размещению твердых коммунальных отходов, а Администрация Приуральского района обязана принимать участие в указанных мероприятиях.
При этом прокурором не учтено следующее.
Во исполнение полномочий субъекта в области обращения с отходами Постановлением Правительства ЯНАО от 30.03.2015 № 277-П «Об утверждении Правил формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период» утверждена Адресная инвестиционная программа, реализация которой осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктами 25 и 26 Адресной инвестиционной программы предусмотрено, что государственные заказчики объектов Адресной программы вправе заключать долгосрочные государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами автономного округа. Государственные заказчики объектов Адресной программы осуществляют функции застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2015 № 1279-П утверждена Адресная инвестиционная программа Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 год. В перечень объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 год согласно приложению N 1 входит под п. 321 строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Белоярск, в том числе заложены затраты на проектно-изыскательские работы. Таким образом, в рамках данной программы осуществляется предоставление субсидий на софинансирование строительства полигона твердых бытовых отходов и затрат на проектно-изыскательские работы.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.08.2016 N 101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов. Согласно п. 6.4 сведения об объектах по обработке, обезвреживанию и размещению отходов, планируемых к строительству в период 2016 - 2025 годов на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований источников образования отходов (источников образования отходов) представлены в таблице 4. В него входит строительство полигона отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в с. Белоярск Приуральского района.
Пункт 6.3 (приложение 3) Территориальной схемы включает согласованные с Росприроднадзором сведения об объектах по обращению с твердыми коммунальными отходами до ввода в эксплуатацию полигона отходов в с. Белоярск, на которые размещаются отходы, к таковым относится площадка накопления отходов в с. Катравож.
В п. 5.1 Территориальной схемы указаны данные о нахождении действующих и планируемых к вводу в 2016 году мест накопления отходов на территории источников образования отходов, что свидетельствует о том, что на территории округа, в том числе в Приуральском районе, созданы и запланированы строительством мусоросортировочные комплексы для переработки отходов.
Указанная территориальная схема согласована Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что подтверждается письмом от 26.07.2016 года (т.1 л.д. 108).
Постановлением Правительства ЯНАО от 26.11.2014 года № 968-П (действовавший по 09.11.2016 года) утверждена комплексная схема обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории ЯНАО на период с 2015-2020 годов. Приложением № 3 установлен перечень объектов, подлежащих закрытию, ликвидации (рекультивации), в том числе свалка (земельный участок для временного хранения и размещения отходов) в с. Белоярск.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 16.09.2016 года № 121-од утвержден план мероприятий по организации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ЯНАО с последующими изменениями (1 л.д. 85-196).
Таким образом, Правительством ЯНАО мероприятия по организации деятельности по обращению с отходами, находящиеся в компетенции субъекта РФ на день рассмотрения административного иска, Правительством ЯНАО выполняются. Доказательств обратного прокурором не представлено.
Также необоснованным является требование иска о возложении на Правительство ЯНАО обязанности создать объект на территории с. Белоярск по размещению твердых коммунальных отходов, поскольку действующим законодательством такая обязанность на субъекты РФ не возлагается.
Так согласно ст. 24.13 ФЗ № 89 строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Как было указано ранее, инвестиционная программа на 2016 года разработана и утверждена Постановлением Правительства ЯНАО № 1279-П. Распорядителем бюджетных средств является администрация Приуральского района, начало строительства 2008 год, окончание планируется в 2019 году.
Таким образом, строительство объектов размещения отходов должно осуществляться в рамках Адресной инвестиционной программы.
Требования прокурора в иске возложить на Правительство ЯНАО строительство указанного полигона со сроком один год, который не установлен инвестиционной программой, не соответствует федеральному законодательству и является, по сути, вмешательством в публичную деятельность субъекта РФ, которая определяется федеральными законами.
Выводы суда о возложении на администрацию Приуральского района обязанность принимать участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов являются необоснованными в силу следующего.
Так согласно материалам дела администрацией Приуральского района постановлением от 31.03.2016 года № 29 утверждена схема расположения земельного участка для коммунального обслуживания с. Белоярск (т.3 л.д.100-105)
20.01.2016 года администрацией Приуральского района в адрес Директора департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО направлены предложения по корректировке перечня объектов Адресной инвестиционной программы на 2016 года от 25.12.2015 № 1279-П, куда включен полигон ТБО в с. Белоярск (т. 3 л.д.113-115).
По заказу МУ Управление капитального строительства администрации Приуральского района заключением Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 18.03.2016 года согласована проектная документация по строительству полигона твердых отходов в с. Белоярск, получено соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы Роспотребнадзора (т.3 л.д. 118-121).
Кроме того, Администрацией Приуральского района и Управляющей компанией МУП «Районная инфраструктурная производственная компания» заключен договор управления многоквартирными домами в с. Белоярск от 24.05.2016 года, согласно которому УК осуществляет вывоз бытовых отходов в места, согласованные с администрацией района (т.3 л.д. 8-50). Администрацией МО Белоярское согласован земельный участок с кадастровым номером № для сбора и складирования отходов (т.3 л.д. 51).
Согласно информации о состоянии объектов размещения отходов на территории Приуральского района от 18.11.2016 года, направленной специалистом администрации Приуральского района в адрес Директора департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению безопасности МО Белоярское от 03.06.2016 года определен земельный участок с указанным выше номером для сбор и складирования твердых бытовых отходов до окончания строительства полигона ТБО в с. Белоярск (т.3 л.д.64-66).
То есть, администрацией заключены договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обязанности которых входит обращение с отходами (сбор, размещение, обработка, обезвреживание и хранение отходов) до заключения соглашения с региональным оператором, а также выделен земельный участок для сбора и складирования отходов производства и потребления.
Также об участии данного административного ответчика в организации деятельности в области обращения с отходами свидетельствует тот факт, что в Адресной инвестиционной программе в качестве главного распорядителя бюджетных средств при строительстве полигона бытовых отходов указана администрация Приуральского района.
Довод иска о наличии несанкционированных свалок на территории Приуральского района безусловно не свидетельствует о бездействии и неучастии администрации в организации деятельности в области обращения с отходами.
Положениями указанных выше Федеральных законов органам местного самоуправления не предоставлены фактические контрольные полномочия по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами требований по сбору и утилизации отходов, поэтому они не могут обеспечить соответствующий контроль должным образом.
Акт проверки от 07 декабря 2016 года не свидетельствует о фактах, указанных в иске, поскольку составлен в отношении земельного участка, который используется для временного хранения отходов Управляющими компаниями и населением. К таковому он отнесен Территориальной схемой обращения с отходами (Приказ департамента от 02.08.2016 года № 101-од, указанный выше) и постановлением администрации Приуральского района от 31.03.2016 года № 29. Кроме того, требование о ликвидации несанкционированных свалок прокурором в рамках настоящего дела не заявлялось.
Таким образом, выводы суда о возложении на администрацию Приуральского района обязанностей, указанных в иске, является необоснованным и противоречит материалам дела. При этом возложение такой обязанности судом не мотивировано, в решении не указано, каким именно способом ответчик обязан принимать такое участие, а также не дана оценка доводам представителя администрации Приуральского района о фактическом участии в организации указанной деятельности.
Заявленные прокурором исковые требования не основаны на положениях действующего законодательства, указанных выше, доводы, изложенные в административном иске, не нашли свое подтверждение, следовательно, иск подлежит отклонению в полном объеме. Прокурор предлагает возложить на административных ответчиков обязанности, которые ими уже выполняются, в иные сроки, чем установлено действующим законодательством.
Выводы суда, изложенные в решении в части удовлетворения иска, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, решение суда является незаконным и подлежит частичной отмене с вынесение нового об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 29 марта 2017 года в части удовлетворения административного иска отменить, вынести в данной части новое решение.
Отказать в удовлетворении административного иска прокурора Приуральского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Приуральский район о возложении обязанности принимать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории с. Белоярск Приуральского района ЯНАО.
В остальной части решения оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова