СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл.дело № 33-1642/2017
судья Щепкина Т.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 июля 2017 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рахимкуловой Н.Р.,
судей коллегии: Реутовой Ю.В. и Кравцовой Е.А.,
при секретаре Рудаковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2017 года,
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Реутовой Ю.В., объяснения ФИО1, возражения представителей департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 и ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором, с учётом заявлений об увеличении исковых требований, просила о признании незаконным перевода на должность государственной гражданской службы - заведующей сектором по взаимодействию с подведомственными учреждениями отдела государственных учреждений управления экономики бюджетной сферы, восстановлении в прежней должности государственной гражданской службы - начальника отдела формирования электронного правительства управления государственного реформирования, признании незаконным дополнительного соглашения № от 2 февраля 2017 года к служебному контракту, взыскании задолженности по заработной плате в связи с необъективными и необоснованными действиями работодателя при установлении надбавки за особые условия прохождения гражданской службы и осуществлении выплат по итогам работы за 4 квартал и за 2016 год: за декабрь 2016 года в сумме 19 569 руб 53 коп, за февраль 2017 года - в сумме 20 782 руб 78 коп, за март 2017 года - 42 253 руб 88 коп, за апрель 2017 года - 15 076 руб 15 коп, задолженности по единовременным выплатам к отпуску, компенсации за задержку выплат по 17 апреля 2017 года в сумме 3 002 руб 27 коп и компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб.
В обоснование иска указано, что ФИО1 состоит с ответчиком в трудовых отношениях со 2 мая 2007 года, с 24 октября 2011 года - в должности начальника отдела формирования электронного правительства управления государственного реформирования департамента (ведущая группа должностей государственной гражданской службы категории «специалисты»). О сокращении занимаемой должности с 1 января 2017 года она была уведомлена 1 декабря 2016 года и в этот же день ей была предложена вакантная должность государственной гражданской службы - заведующий сектором по взаимодействию с подведомственными учреждениями отдела государственных учреждений управления экономики бюджетной сферы (старшая группа должностей государственной гражданской службы категории «специалисты»). Чтобы не остаться без работы, истец согласилась с указанным предложением. С изменениями в служебный контракт в связи с переводом она была ознакомлена 3 февраля 2017 года. Ссылаясь на положения статей 57, 72 и 74 Трудового кодекса РФ, действия ответчика полагает незаконными по причине нарушения трудового законодательства при проведении процедуры уведомления и предложения вакансий, нарушения преимущественного права на занятие должности гражданской службы в соответствии с законом о государственной гражданской службе, а именно работодатель не ознакомил её с полным перечнем вакантных должностей, соответствующих её квалификации и опыту работы, а также не ознакомил с предстоящими существенными изменениями служебного контракта (оплата труда и должностные обязанности) по предложенной вакантной должности. Предложенные ей должности относятся к старшей группе должностей государственной гражданской службы, что ниже по уровню занимаемой ей должности. Настаивает, что функции и полномочия отдела формирования электронного правительства сохранены за департаментом и передача отдела в другое структурное подразделение - в управление экономики бюджетной сферы, в связи с сокращением управления государственного реформирования по факту не является изменениями организационных и технологических условий труда, как и перераспределение задач и участков ответственности между структурными подразделениями, более того, функции отдела увеличены в связи с возросшей инфраструктурой подведомственного департаменту учреждения, и, соответственно, возросшим объёмом функций учредителя. Таким образом, по факту произошло переименование и перемещение отдела с сохранением функций, что не является обоснованием, и для перевода не было веских причин, поэтому перевод полагает незаконным. Отсутствуют обоснованные организационные и технологические изменения условий труда, повлекшие невозможность сохранения прежних условий труда, поэтому отсутствует причинно-следственная связь между организационными или технологическими изменениями условий труда и изменениями условий служебного контракта.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 на иске настаивала. Просила также восстановить срок на обращение в суд с требованиями о признании незаконным перевода и изменения представителем нанимателя условий служебного контракта в связи с переводом, поскольку её должностные функции ей стали известны лишь 13 февраля 2017 после ознакомления с должностным регламентом по новой должности.
Представители ответчика департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 и ФИО4 против иска возражали. Настаивали, что в результате проводимых организационно-штатных мероприятий должность начальника отдела формирования электронного правительства управления государственного реформирования департамента подлежала сокращению, и что при проведении процедуры сокращения нарушений не допущено. Указали, что спорные правоотношения возникли не по поводу перевода на иную должность государственной гражданской службы и не в связи с изменениями существенных условий служебного контракта, а в связи с сокращением должности гражданской службы. Также указали, что истице были предложены те вакантные должности, которые соответствовали её квалификации и опыту работы, с учётом требований части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе. Полагали, что истцом пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд по требованию о признании незаконными изменений работодателем условий служебного контакта.
Помощник Салехардского городского прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова К.К. в своем заключении по делу полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, полагая, что при сокращении должности государственной гражданской службы нарушены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса РФ, а также принципы гражданской службы, закрепленные в статье 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Настаивает, что предъявление лицу, должность которого сокращается, нового штатного расписания и должностных регламентов является гарантией того, что сокращение действительно вызвано какими-то структурными изменениями, а не вводом тех же должностей, с целью занятия их другими лицами.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО5 и прокурор города Салехард полагают решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу, полагали об отсутствии оснований для отмены судебного решения.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 79-ФЗ) о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Аналогичные положения закреплены в статье 30 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходит государственную гражданскую службу Ямало-Ненецкого автономного округа с 2 мая 2007 года, с 24 октября 2011 года замещала должность государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ведущей группы должностей государственной гражданской службы, категории «специалисты» - начальника отдела формирования электронного правительства Управления государственного реформирования.
Приказом директора департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа №431-О от 1 декабря 2016 года утверждена новая структура и штатное расписание департамента с 1 января 2017 года.
Основанием для издания указанного приказа явилось постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2016 года № 1017-П «О внесении изменения в пункт 3 состава основных структурных подразделений департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа», пункт 15 Порядка согласования и утверждения предельной штатной численности и штатных расписаний исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2010 года № 245-П, постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 января 2012 года №2-П «О департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа».
Приказом директора департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2016 года №153-лс восемнадцать должностей государственной гражданской службы департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе должность гражданской службы начальник отдела формирования электронного правительства Управления государственного реформирования, занимаемая истцом, сокращена с 1 января 2017 года.
В соответствии со структурой и штатным расписанием департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, введенными в действие с 1 января 2017 года Управление государственного реформирования и должность гражданской службы начальник отдела формирования электронного правительства Управления государственного реформирования отсутствуют.
ФИО1 1 декабря 2016 года была ознакомлена с предупреждением о сокращении занимаемой ею должности. В этот же день ФИО1 была предложена вакантная должность заместителя начальника отдела государственных учреждений управления экономики бюджетной сферы (старшая группа должностей государственной гражданской службы, категории «специалисты» от которой ФИО1 отказалась.
Позднее, 1 декабря 2016 года истице была предложена иная вакантная должность государственной гражданской службы - заведующая сектором по взаимодействию с подведомственными учреждениями отдела государственных учреждений Управления экономики бюджетной сферы (старшая группа должностей государственной гражданской службы, категории «специалисты», на замещение которой истица выразила свое согласие, в связи с чем 2 февраля 2017 года между сторонами заключено дополнительное соглашение № 38 к ранее заключенному контракту о прохождении государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа.
Доводы истца о том, что предъявление лицу, должность которого сокращается, нового штатного расписания и должностных регламентов является гарантией того, что сокращение действительно вызвано какими-то структурными изменениями, а не вводом тех же должностей, с целью занятия их другими лицами не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Так, в соответствии с ранее действующим штатным расписанием департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (на 1 июля 2016 года) штатная численность работников, замещающих должности государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа департамента составляла 81 единицу, в том числе в Управлении государственного реформирования входило 12 единиц, а в отдел формирования электронного правительства - 3 единицы (1 единица начальника отдела и 2 единицы главного специалиста), в том числе категории «специалисты» 57 единиц.
После утверждения новой структуры и штатного расписания с 1 января 2017 года штатная численность работников, замещающих должности государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа департамента составляет также 81 единицу, в том числе категории «специалисты» 57 единиц, вместе с тем Управление государственного реформирования исключено полностью.
Из анализа новой структуры и штатного расписания должностей государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа следует, что в результате проведения мероприятий по формированию новой организационной структуры и штатного расписания, ответчиком были введены 1 единица старшего эксперта; в Управлении экономики бюджетной сферы введен сектор по взаимодействию с подведомственными учреждениями в количестве 3 единиц (1 единица заведующего сектором, 2 главного специалиста), в отделе государственных учреждений введена 1 единица заместителя начальника отдела; в Управлении стратегического планирования введена 1 единица старшего эксперта и введен отдел комплексного анализа и мониторинга штатной в количестве 4 единиц (1 единица начальника отдела, 1 единица заместителя начальника отдела, 2 единицы главного специалиста); введено Управление промышленной политики в количестве 10 единиц (1 единица начальника управления, 1 заместителя начальника управления - начальника отдела экономики производственной сферы, 4 единицы главного специалиста отдела экономики производственной сферы, 1 единица начальника отдела развития государственно - частного партнерства, 3 единицы главного специалиста отдела развития государственно - частного партнерства; в Управление инвестиций и предпринимательства введен отдел проектного управления в количестве 4 единиц (1 единица заместителя начальника управления - начальника отдела, 3 единицы главного специалиста), 1 единица главного специалиста в отдел инвестиционной политики, 1 единица главного специалиста отдела развития предпринимательства; 1 единица заместителя начальника отдела делопроизводства Административно-правового управления.
Следовательно, задачи вновь введенных единиц существенно изменены.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для проведения в департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа организационно-штатных мероприятий, выразившихся в изменении структуры департамента, оптимизации нагрузки в связи с увеличением государственных функций, выполняемых департаментом, связанных с реализацией промышленной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, и иными, без увеличения штатной численности, что явилось основанием для изменения структуры департамента, сокращения ряда должностей, изменения (дополнения) функций структурных подразделений и перераспределения в связи с этим штатных единиц, с учетом задач и функций, стоящих перед департаментом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что имело место сокращение штата, то есть исключение из штатного расписания соответствующей должности истца, без последующего ввода той же должности.
Более того, предъявление лицу, должность которого сокращается, нового штатного расписания и должностных регламентов законодательством о государственной гражданской службе не предусмотрено, каких-либо правовых последствий для служащего не влечет.
Следовательно, доводы истца о том, что ответчиком нарушены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса РФ и статьи 4 Закона № 79-ФЗ - несостоятельны.
В целом доводы жалобы выводов суда не опровергают, по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, и не содержат фактов, которые не были, проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность постановленного судом решения.
Решение суда вынесено с учётом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств, с соблюдением требований закона, нарушений норм материального и процессуального законодательства не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда по данному делу отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Ю.В. Реутова