НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 05.10.2023 № 2А-87/2023

Копия

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

89RS0005-01-2022-004412-86

Апелл. дело №33а-2613/2023

I инстанция №2а-87/2023

судья Нигматуллина Д.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2023 года город Салехард

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Дряхловой Ю.А.,

судей коллегии Зотиной Е.Г. и Пищулина П.Г.

при секретаре судебного заседания Мартынове С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2023 года, которым постановлено:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить в части.

Взыскать с Давлакова Айнды Зияшевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР (ИНН ), зарегистрированного в квартире <адрес>), 26 267 (двадцать шесть тысяч двести шестьдесят семь) рублей 37 копеек, в том числе:

- штраф по п.1 ст.123 НК РФ в размере 7 176 рублей по решению от 14 февраля 2019 года;

- пеня по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 251 рубль 23 копейки,

- пеня по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 41 рубль 84 копейки,

- пеня по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 533 рубля 39 копеек,

- пеня по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 117 рублей 34 копейки,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 671 рубль 94 копейки,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 235 рублей 02 копейки,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 259 рублей,

- пеня по транспортному налогу за 2016-2017 годы за период с 4 декабря 2018 по 16 марта 2020 года в размере 1 928 рублей;

- пеня по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 1 373 рубля 57 копеек,

- пеня по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 1 061 рубль 16 копеек,

- пеня по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 2 916 рублей 22 копейки,

- пеня по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 641 рубль 59 копеек,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 3 673 рубля 80 копеек,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 1 284 рубля 95 копеек,

- пеня по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 1 416 рублей 04 копейки,

- пеня по транспортному налогу за 2016-2017 годы за период с 15 апреля 2020 по 28 июля 2021 года в размере 1 704 рубля 42 копейки,

- пеня по транспортному налогу за 2015 год за период с 15 апреля 2020 по 28 июля 2021 года в размере 981 рубль 86 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Давлакова Айнды Зияшевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР (ИНН ), зарегистрированного в квартире <адрес>), государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Ноябрьск в размере 988 (девятьсот восемьдесят восемь) рублей.

Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту МИФНС России №5 по ЯНАО) обратился в суд с иском к Давлакову А.З. о взыскании:

- 112 624 рублей 30 копеек, в том числе: штрафа по п.1 ст.123 НК РФ по решению от 23 августа 2018 года в размере 7 176 рублей, штрафа по п.1 ст.123 НК РФ по решению от 11 октября 2018 года в размере 10 764 рубля, налога на доходы физических лиц за 6 месяцев 2018 года в размере 35 880 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 3 и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 28 июля 2018 года в размере 2 676 рублей 94 копейки, пени по налогу на доходы физических лиц за 3 и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 14 сентября 2018 года в размере 2 159 рублей 08 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 3 и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 528 рублей 03 копейки, пени по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 73 рубля 13 копеек, пени по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 24 января 2019 года в размере 60 рублей 71 копейка, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 121 рубль 29 копеек, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 14 сентября 2018 года в размере 7 рублей 97 копеек, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 28 рублей 43 копейки, уплачиваемые производящими выплаты иным лицам лицами страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2018 года в размере 30 360 рублей, уплачиваемые производящими выплаты иным лицам лицами страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2018 года в размере 7 038 рублей, уплачиваемые производящими выплаты иным лицам лицами страховые взносы на обязательное социальное страхование за 6 месяцев 2018 года в размере 4 002 рубля, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 28 июля 2018 года в размере 2 772 рубля 52 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 28 июля 2018 года в размере 693 рубля 94 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 28 июля 2018 года в размере 394 рубля 59 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 1 269 рублей 79 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 362 рубля 52 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 9 октября 2018 года в размере 206 рублей 14 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 14 сентября 2018 года в размере 4 208 рублей 32 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 14 сентября 2018 года в размере 1 173 рубля 58 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 14 сентября 2018 года в размере 667 рублей 32 копейки;

- 20 203 рублей 21 копейки, в том числе: штрафа по п.1 ст.123 НК РФ в размере 7 176 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 2 322 рубля 04 копейки, пени по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 41 рубль 84 копейки, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 533 рубля 39 копеек, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 117 рублей 34 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 5 583 рубля 94 копейки, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 1 594 рубля 17 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 17 марта 2020 года в размере 906 рублей 49 копеек, пени по транспортному налогу за 2016-2017 годы за период с 4 декабря 2018 по 16 марта 2020 года в размере 1 928 рублей;

- 64 202 рублей 67 копеек, в том числе пени по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года и 6 месяцев 2018 года по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 12 695 рублей 48 копеек, пени по уплачиваемому применяющими патентную систему налогообложения лицами налогу за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 1 061 рубль 16 копеек, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 2 916 рублей 22 копейки, пени по уплачиваемым не производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 641 рубль 59 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 30 529 рублей 75 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 8 716 рублей 05 копеек, пени по уплачиваемым производящими выплаты иным лицам лицами страховым взносам на обязательное социальное страхование по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 4 956 рублей 14 копеек, пени по транспортному налогу за 2016-2017 годы за период с 15 апреля 2020 по 28 июля 2021 года в размере 1 704 рубля 42 копейки, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 15 апреля 2020 по 28 июля 2021 года в размере 981 рубль 86 копеек.

В обоснование требований указано, что в 2015-2017 годах на имя административного ответчика были зарегистрированы транспортные средства, однако транспортный налог за этот период он своевременно не уплатил. С 19 сентября 2016 по 14 августа 2018 года он являлся индивидуальным предпринимателем, однако связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налоги и страховые взносы не уплачивал, в связи с чем, привлекался к налоговой ответственности, ему начислялись штрафы и пени. В добровольном порядке налог, штрафы и пени административным ответчиком не уплачены, судебные приказы о взыскании указанных сумм отменены по его заявлениям, а потому просил разрешить сложившиеся правоотношения заявленным в иске способом.

Стороны в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал; административный ответчик о причинах неявки не уведомил, ходатайств не заявил, отношение к иску не выразил.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

С решением суда не согласен представитель МИФНС России №5 по ЯНАО. В апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с ответчика пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы о том, что налоговым органом в соответствии со ст.46, 47 Налогового кодекса РФ своевременно приняты меры по взысканию задолженности с ответчика по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, а также по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года. Исполнительные производства возбуждены на основании постановлений МИФНС России №5 по ЯНАО от 23 июля 2018 года №89050010856, 6 июня 2018 года №89050009494, 5 июля 2018 года №89050010161, вынесенных в период осуществления Давлаковым А.З. предпринимательской деятельности. При этом вступившим в законную силу решением суда от 21 ноября 2022 года по административному делу №2а-2336/2022 налоговому органу отказано в удовлетворении иска о взыскании задолженности в связи с наличием исполнительных документов по заявленным требованиям, которые обладают статусом подлежащих исполнению с соблюдением установленных законодательством сроков. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено о частичной уплате страховых взносов в рамках исполнительного производства, то есть с нарушением установленного срока. Таким образом, у суда оснований для отказа в удовлетворении требований иска в приведенной части не имелось.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2023 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МИФНС России №5 по ЯНАО без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года и 3 месяца 2018 года, отменено, административное дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд Ямало-Ненецкого автономного округа. В остальной части решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-ненецкого автономного округа от 20 апреля 2023 года оставлены без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, возражений о рассмотрении дела в их отсутствие не направили. В связи с чем, судебная коллегия находит их надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.307 КАС РФ.

В силу ч.2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что Давлаковым А.З. надлежащим образом обязанность по уплате налогов не исполнена.

При этом, отказав в удовлетворении части требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд по требованиям: №54031 по состоянию на 28 июля 2018 года, №13479 по состоянию на 14 сентября 2018 года, №13480 по состоянию на 14 сентября 2018 года, №16525 по состоянию на 9 октября 2018 года, №16526 по состоянию на 9 октября 2018 года, №11535 по состоянию на 10 октября 2018 года, №12711 по состоянию на 30 ноября 2018 года, №1374 по состоянию на 24 января 2019 года.

Также, разрешая требования МИФНС России №5 по ЯНАО в оспариваемой части и отказывая в удовлетворении требований в части взыскания пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года и 3 месяца 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 21 ноября 2022 года по административному делу №2а-2336/2022 во взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, отказано.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы.

В соответствии с правилами ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела. Таким образом, роль суда в процессе доказывания является определяющей, поскольку именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащие установлению в процессе доказывания, предлагает лицам, участвующим в деле представить доказательства, в определенных случаях истребует доказательства, в том числе по собственной инициативе (ч.5 ст.289 КАС РФ).

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Данные требования процессуального закона при рассмотрении дела судом первой инстанции не выполнены, обстоятельства, имеющие значение надлежащим образом не установлены.

Судебная коллегия считает, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего административного дела в оспариваемой части, является, установление обстоятельств наличия у налогоплательщика недоимки по налогу и страховым взносам, взыскания недоимки в установленном законом порядке, а также факт возможности (либо утраты возможности) взыскания недоимки.

Вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 21 ноября 2022 года по административному делу №2а-2336/2022 во взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, отказано в связи с тем, что данная задолженность ранее уже была взыскана с Давлакова А.З., обладавшего статусом индивидуального предпринимателя, в порядке ст.ст.46, 47 Налогового кодекса РФ на основании постановлений налогового органа в 2018 году. Постановления налогового органа обладают силой исполнительного документа, предъявлялись для исполнения в службу судебных приставов, исполнительные производства были окончены на основании ст.46 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Пеня, как один из способов исполнения обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, представляет собой в силу п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налогов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 N20-П, Определение от 08.02.2007 N381-О-П), что по смыслу ст.57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.02.2015 N422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Наличие оснований для взыскания пени суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, административным ответчиком и, при необходимости, истребованных судом по своей инициативе.

При этом следует учитывать, что взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.

Таким образом, порядок взыскания налоговой задолженности зависит от статуса налогоплательщика, которым обладает физическое лицо на момент применения процедуры принудительного взыскания налогов, страховых взносов, пени, штрафа.

Каждая из применяемых процедур взыскания налоговой задолженности, предусмотренная ст.ст.46, 47 и 48 Налогового кодекса РФ, носит самостоятельный характер, применяется независимо друг от друга, имеет свои сроки, по истечении которых налоговый орган утрачивает саму возможность принудительного взыскания налоговой задолженности.

Положениями ст.46 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент предъявления требования от 10 января 2020 года) определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3).

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.47 настоящего Кодекса (пункт 7).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (абзац 2).

Таким образом, предусмотренные ст.ст.46 и 47 Налогового кодекса РФ меры принудительного взыскания задолженности представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности. Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение, как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.

Из разъяснений, данных в п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что в силу положений ст.47 Налогового кодекса РФ, а также применительно к п.8 ч.1 ст.12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Для правильного разрешения дела суду первой инстанции необходимо было установить погашена ли Давлаковым А.З. спорная задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, на которую начислены пени, взыскана ли с налогоплательщика указанная задолженность, утрачена, либо не утрачена возможность ее взыскания.

Судом апелляционной инстанции приведенные обстоятельства были восполнены по правилам ч.1 ст.308 КАС РФ в целях установления исчерпывающим образом квалификации сложившихся правоотношений, посредством истребования относимых и допустимых по своему характеру данных, подтверждающих взыскание с Давлакова А.З. спорной недоимки в 2018 году в порядке ст.ст.46, 47 НК РФ (постановления налогового органа), предъявление постановлений в службу судебных приставов для исполнения, возбуждение и окончание исполнительного производства, истечение (не истечение) срока предъявления исполнительных документов к исполнению.

Так, по сведениям, представленным МИФНС России №5 по ЯНАО, а также УФССП России по ЯНАО, следует, что по требованию налогового органа №49128 от 10 мая 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года по сроку уплаты 12 февраля 2018 года в размере 17 940 рублей (обязанность по уплате исполнена ответчиком частично в сумме 10 176 рублей); по сроку уплаты 12 марта 2018 года в размере 17 940 рублей. По этому требованию в соответствии со ст.47 Налогового кодекса РФ налоговым органом 5 июля 2018 года вынесено постановление о взыскании задолженности в размере 28 893,30 рублей за счет имущества должника №89050010161. 22 февраля 2023 года ОСП по г. Ноябрьску УФССП России по ЯНАО на основании указанного постановления МИФНС России №5 по ЯНАО возбуждено исполнительное производство №64862/23/89006-ИП (в редакции постановления ОСП от 21 сентября 2023 года о внесении изменений в ранее вынесенное постановление) о взыскании с Давлакова А.З. налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов в размере 28 893,30 рублей. Задолженность по нему последним не погашена, исполнительное производство находится в стадии исполнения.

По требованию налогового органа №44127 от 14 августа 2018 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых за иных лиц, за 12 месяцев 2017 года, по сроку уплаты 15 ноября 2017 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование (обязанность по уплате исполнена должником в полном объеме 9 июля 2018 года); по сроку уплаты 15 декабря 2017 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование (обязанность по уплате исполнена в полном объеме 21 апреля 2022 года); по сроку уплаты 15 января 2018 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование, по сроку уплаты 15 ноября 2017 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование (обязанность по уплате исполнена в полном объеме 28 мая 2022 года); по сроку уплаты 15 декабря 2017 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование (обязанность по уплате исполнена в полном объеме 3 июня 2022 года); по сроку уплаты 15 января 2018 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование, по сроку уплаты 15 ноября 2017 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование (обязанность по уплате исполнена в полном объеме 28 мая 2022 года); по сроку уплаты 15 декабря 2017 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование (обязанность по уплате исполнена частично, остаток к уплате 6 813,02 рублей); по сроку уплаты 15 января 2018 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование. По этому требованию в соответствии со ст.47 Налогового кодекса РФ МИФНС России №5 по ЯНАО 6 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника в размере 48 217,02 рублей №89050009494. 22 февраля 2023 года ОСП по г. Ноябрьску УФССП России по ЯНАО на основании указанного постановления МИФНС России №5 по ЯНАО возбуждено исполнительное производство №64867/23/89006-ИП (в редакции постановления ОСП от 21 сентября 2023 года о внесении изменений в ранее вынесенное постановление) о взыскании с Давлакова А.З. налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов в размере 48 217,02 рублей. Задолженность по нему последним не погашена, исполнительное производство находится в стадии исполнения.

По требованию налогового органа №50410 от 6 июня 2018 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых за иных лиц, за 3 месяца 2018 года, по сроку уплаты 15 февраля 2018 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование, по сроку уплаты 15 марта 2018 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование, по сроку уплаты 15 апреля 2018 года в размере 30 360 рублей - пенсионное страхование, по сроку уплаты 15 февраля 2018 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование, по сроку уплаты 15 марта 2018 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование, по сроку уплаты 15 апреля 2018 года в размере 4 002 рублей - социальное страхование, по сроку уплаты 15 февраля 2018 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование, по сроку уплаты 15 марта 2018 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование, по сроку уплаты 15 апреля 2018 года в размере 7 038 рублей - медицинское страхование. По этому требованию в соответствии со ст.47 Налогового кодекса РФ МИФНС России №5 по ЯНАО 23 июля 2018 года вынесено постановление о взыскании задолженности за счет имущества должника в размере 127 570,30 рублей №89050010856. 3 марта 2023 года ОСП по г. Ноябрьску УФССП России по ЯНАО на основании указанного постановления МИФНС России №5 по ЯНАО возбуждено исполнительное производство №72806/23/89006-ИП (в редакции постановления ОСП от 21 сентября 2023 года о внесении изменений в ранее вынесенное постановление) о взыскании с Давлакова А.З. налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов в размере 127 570,30 рублей. Задолженность по нему последним не погашена, исполнительное производство находится в стадии исполнения. Исполнительные производства по постановлениям налогового органа объединены в сводное исполнительное производство №50866/21/89006-СД.

Тем самым, налоговым органом в 2018 году были приняты меры к принудительному взысканию суммы спорной недоимки в порядке ст.ст.46, 47 Налогового кодекса РФ по требованиям №49128 от 10 мая 2018 года, №44127 от 14 августа 2018 года, №50410 от 6 июня 2018 года. При этом задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года, 3 месяца 2018 года, по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года Давлаковым А.З. не погашена, исполнительные производства, возбужденные по постановлениям налогового органа, объединенные в сводное исполнительное производство, находятся в стадии исполнения. Следовательно, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания пени на суммы тех налогов, право на удержание которых налоговым органом не утрачено.

Как следует из материалов дела, по требованию МИФНС России №5 по ЯНАО №25574 от 29 июля 2021 года по сроку уплаты до 31 августа 2021 года за период с 28 января 2019 года по 28 июля 2021 года за несвоевременную уплату Давлаковым А.З. налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 6 347,74 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 9 044,99 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 16 113,57 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 3 735,45 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 3 735,45 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 2 124,06 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 2 124,06 рублей.

Также по требованию налогового органа №10713 от 17 марта 2020 года по сроку уплаты до 31 марта 2020 года за период с 10 октября 2018 года по 27 января 2019 года за несвоевременную уплату Давлаковым А.З. налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 999,26 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 1 423,85 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 2 536,58 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 588,03 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 588,03 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года начислены пени в размере 334,37 рублей; за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года начислены пени в размере 334,37 рублей.

При таком положении результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, демонстрируют о наличии оснований для применения заявленных административным истцом последствий, предопределяющих разрешение сложившихся правоотношений, путем взыскания с Давлакова А.З. пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, а также за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года и 3 месяца 2018 года.

В связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части отказа во взыскании с административного ответчика пени по требованиям №25574 от 29 июля 2021 года, №10713 от 17 марта 2020 года за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года, несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование, уплачиваемых за иных лиц, за 12 месяцев 2017 года и 3 месяца 2018 года, с вынесением по делу в указанной части нового решения, которым административный иск МИФНС России №5 по ЯНАО надлежит удовлетворить, а именно:

- взыскать с Давлакова А.З. за период с 28 января 2019 года по 28 июля 2021 года пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года в размере 6 347,74 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 9 044,99 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 16 113,57 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 3 735,45 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 3 735,45 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 2 124,06 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 2 124,06 рублей;

- взыскать с Давлакова А.З. за период с 10 октября 2018 года по 27 января 2019 года пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года в размере 999,26 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 1 423,85 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 2 536,58 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 588,03 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 588,03 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 334,37 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 334,37 рублей, а всего пени в размере 50 029,81 рублей.

По правилам ч.1 ст.114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 1 700,89 рублей в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2023 года отменить в части, вынести новое решение, которым взыскать с Давлакова Айнды Зияшевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР (ИНН ), зарегистрированного в квартире <адрес>),

- за период с 28 января 2019 года по 28 июля 2021 года пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года в размере 6 347,74 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 9 044,99 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 16 113,57 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 3 735,45 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 3 735,45 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 2 124,06 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 2 124,06 рублей;

- за период с 10 октября 2018 года по 27 января 2019 года пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 3 месяца 2018 года в размере 999,26 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 1 423,85 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 2 536,58 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 588,03 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 588,03 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемых лицами, производящими выплаты иным лицам, за 12 месяцев 2017 года в размере 334,37 рублей; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование, уплачиваемые лицами, производящими выплаты иным лицам, за 3 месяца 2018 года в размере 334,37 рублей, а всего пени в размере 50 029 (пятьдесят тысяч двадцать девять) рублей 81 копейку.

Взыскать с Давлакова Айнды Зияшевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР (ИНН ), зарегистрированного в квартире <адрес>), государственную пошлину в размере 1 700 (одна тысяча семьсот) рублей 89 копеек в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.

В остальной части решение Ноябрьского городского суда Ямало-ненецкого автономного округа от 24 января 2023 года оставить без изменения.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина