Апелл.дело № 33-90/2019
Судья А.Б. Раенгулов
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 февраля 2019 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Шошиной А.Н.
судей коллегии Старовойтова Р.В. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2018 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска ФИО1 Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты в связи с выездом на постоянное место жительства в регионы с более благоприятными условиями проживания, взыскании единовременной выплаты.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты в связи с выездом на постоянное место жительства в регионы с более благоприятными условиями проживания и взыскании единовременной выплаты. В обоснование иска указал, что является неработающим пенсионером, инвалидом 3 группы, проживал и работал в г. Ноябрьск с 3 мая 1983 года по 24 апреля 2012 года. В апреле 2012 года выехал на постоянное место жительства в г. Старый Оскол Белгородской области. В 2017 году обратился в Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа с целью получения единовременной выплаты в размере 100 000 рублей. Однако, 29 июня 2017 года истцу отказано в предоставлении таковой в связи с тем, что с 1 января 2014 года вступила в действие государственная программа автономного округа, в соответствии с которой мероприятия по предоставлению единовременной выплаты неработающим пенсионерам и инвалидам, выезжающим на постоянное место жительства в регионы с более благоприятными условиями проживания, не предусмотрены. Истец полагает отказ незаконным в связи с тем, что поскольку он выехал за пределы ЯНАО в 2012 году, на него распространяется действие нормативно-правового акта, предусматривавшего право на социальную выплату.
В судебном заседании суда первой инстанции истец участия не принимал, был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен истец ФИО1 В апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Указывает, что судом были неверно установлены фактические обстоятельства дела. Не согласен со ссылкой суда на Постановление Правительства ЯНАО №1128-П от 25 декабря 2013 года, поскольку данный нормативно-правовой акт ухудшил его положение. Кроме того, вступил в силу после выезда истца за пределы ЯНАО. Полагает, что к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство, действующее на момент возникновения у истца права на единовременную выплату.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2019 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2, действующий на основании доверенности, полагал решение суда законным по основаниям, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Истец в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом о времени и месте апелляционного рассмотрения дела. Судебная коллегия в силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные правоотношения возникли в связи с обращением истца в Департамент социальной защиты населения по вопросу предоставления единовременного пособия после 1 января 2014 года, то есть, после прекращения действия Постановления Правительства ЯНАО № 375-П от 14 мая 2012 года «Об утверждении порядка стимулирования выезда неработающих граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», ввиду чего у ответчика не имелось оснований для осуществления выплаты ФИО1
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером, инвалидом третьей группы, проживал в г. Ноябрьск в период с 3 мая 1983 года по 24 апреля 2012 года. В 2017 году обратился в Департамент социальной защиты населения по ЯНАО с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в размере 100 000 рублей, предусмотренной Постановлением Правительства ЯНАО № 357-П «Об утверждении порядка стимулирования выезда неработающих граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
В ответ на указанное заявление Департаментом социальной защиты населения ЯНАО в адрес ФИО1 было направлено письмо от 29 июня 2017 года, в котором сообщалось об отсутствии правовых оснований для предоставления единовременного пособия в связи с выездом из ЯНАО в размере 100 000 рублей ввиду того, что Постановление Правительства ЯНАО № 375-П с 1 января 2017 года утратило силу, в связи с вступлением в действие государственной программы автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1128-П, в соответствии с которым мероприятия по предоставлению единовременной выплаты неработающим пенсионерам и инвалидам, выезжающим на постоянное место жительства в регионы с более благоприятными условиями проживания, не предусмотрены.
В целях реализации окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2012 года N 213-П, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа №375-П от 14 мая 2012 года был утвержден Порядок стимулирования выезда неработающих граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года, из числа пенсионеров, имеющих стаж работы в Ямало-Ненецком автономном округе не менее 15 календарных лет, и инвалидов, имеющих стаж работы в Ямало-Ненецком автономном округе не менее 10 календарных лет, в регионы с более благоприятными условиями проживания.
В соответствии с положениями данного Порядка право на получение единовременной выплаты имели граждане Российской Федерации из числа неработающих пенсионеров - женщин, достигших возраста 50 лет и старше, мужчин, достигших возраста 55 лет и старше, имеющих стаж работы (службы) на территории автономного округа не менее 15 календарных лет, и неработающих инвалидов, имеющих стаж работы (службы) на территории автономного округа не менее 10 календарных лет, при одновременном соблюдении следующих условий: а) проживание по месту жительства на территории автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года; б) отсутствие регистрации по месту жительства за пределами автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года; в) выезд на постоянное место жительства за пределы территории автономного округа после 01 января 2012 года (отсутствие регистрации по месту жительства на территории автономного округа). Единовременная выплата устанавливается в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Постановлением Правительства ЯНАО от 24 декабря 2012 г. N 1125-П «О внесении изменений в окружную долгосрочную целевую программу «Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2020 годы», с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года приостановлен прием заявлений на получение единовременной выплаты следующей категории граждан: неработающих граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года, из числа пенсионеров, имеющих стаж работы в Ямало-Ненецком автономном округе не менее 15 календарных лет, и инвалидов, имеющих стаж работы в Ямало-Ненецком автономном округе не менее 10 календарных лет, в связи с выездом в регионы с более благоприятными условиями проживания.
С 1 января 2014 года вступила в действие государственная программа автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2021 годы», утвержденная Постановлением Правительства ЯНАО № 1128-П от 25 декабря 2013 года, в соответствии с которой мероприятия по предоставлению единовременной выплаты не предусмотрены.
Постановлением Правительства ЯНАО № 1022-П от 16 декабря 2014 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа», Программа «Развитие системы социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 - 2020 годы» признана утратившей силу с 1 января 2014 года.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению единовременной выплаты, находится в ведении автономного округа, поскольку обращение истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты имело место после 1 января 2014 года, то есть, после отмены нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливавшего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, выехавшим за пределы ЯНАО, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий, то у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 выехал за пределы ЯНАО до принятия Постановления Правительства ЯНАО №1128-П от 25 декабря 2013 года, соответственно, на него распространяются положения ранее действовавшего закона, поскольку правоотношения, связанные с получением мер социальной поддержки ввиду выезда возникли в 2012 году, основаны на ошибочном толковании норм регионального законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, явившиеся основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и влекущие безусловную отмену судебного постановления.
В указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2018 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и взыскании единовременной выплаты - отказать.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)