Судья Парфенов А.П. Строка – 81, госпошлина: 150 руб.
Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-149/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 18 сентября 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Рожина Н.Н.,
судей Коноваловой С.П., Селезнева С.С.,
при секретаре судебного заседания Селеменевой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сечко А.А. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 17 июля 2018 г., которым постановлено:
иск Сечко Андрея Александровича к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» о признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии за период с марта 2017 года по февраль 2018 года, обязании произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии за период с марта 2017 года по февраль 2018 года оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения Сечко А.А. и его представителя Корж В.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Клестовой А.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Сечко А.А. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» (далее по тексту - Отделение соцзащиты населения НАО) о признании права на получение региональной социальной доплаты к пенсии за период с марта 2017 года по февраль 2018 года, обязании произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии за период с марта 2017 года по февраль 2018 года.
Требования истец мотивировал тем, что с марта 2018 года ему установлена региональная социальная доплата к пенсии, то есть денежная сумма к пенсии и иным выплатам до величины прожиточного минимума. Полагает, что имеет право на региональную социальную доплату к пенсии за период с марта 2017 года по февраль 2018 года и взыскание с ответчика задолженности по ней в указанный период, поскольку в 2017 году при его обращениях в Отделение соцзащиты населения НАО за справками работники данного органа не разъяснили ему право на получение данной социальной доплаты к пенсии.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился Сечко А.А. В апелляционной жалобе просит отменить решение как незаконное и необоснованное и удовлетворить его требования. Считает, что обстоятельством подлежащим доказыванию ответчиком являлся факт надлежащего уведомления истца в феврале 2017 года о порядке назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии. Полагает, что в случае недоведения до истца информации о его праве на получение региональной социальной доплаты к пенсии, ответчик обязан выплатить ему задолженность по указанной доплате за прошлое время с марта 2017 года по февраль 2018 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Отделение соцзащиты населения НАО просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Как следует из положений ч. ч. 6 и 7 приведенного выше Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, за исключением социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым она устанавливается в беззаявительном порядке.
Региональная социальная доплата к пенсии в пределах Ненецкого автономного округа выплачивается в соответствии со ст. 36 закона Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2013 г. № 121-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа» и Порядком предоставления региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 19 февраля 2014 г. № 61-п (далее – Порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии).
Из приведенных положений федерального закона и принятых в соответствии с ним региональных нормативных правовых актов, в том числе п.п. 4-6,10-11 Порядка предоставления региональной социальной доплаты к пенсии следует, что право на региональную социальную доплату к пенсии носит заявительный характер. Перерасчет таких выплат за прошлое время, до обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением о назначении указанной выплаты законом не предусмотрен.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 1 марта 2017 года Сечко А.А. является получателем пенсии по инвалидности (установлена 3 группа инвалидности с 1 марта 2017 года до 1 марта 2018 года и повторно с 1 марта 2018 года до 1 марта 2019 года).
С 1 марта 2018 года Отделение соцзащиты населения НАО выплачивает истцу региональную социальную доплату к пенсии на основании заявления истца от 15 февраля 2018 года.
23 мая 2018 года Отделением соцзащиты населения НАО отказано в удовлетворении заявления истца от 24 апреля 2018 года о выплате ему региональной социальной доплаты к пенсии за период с февраля 2017 года по февраль 2018 года, то есть за прошлое время до обращения истца с заявлением о такой выплате, поскольку региональная социальная доплата к пенсии носит заявительный характер.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями федерального и регионального законодательства, исходил из того, что реализация права на региональную социальную доплату к пенсии носит заявительный характер. Учитывая, что до февраля 2018 года истец не обращался с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии к ответчику, последний обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявления о такой доплате за период с февраля 2017 года по февраль 2018 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на оценке представленных суду доказательств, правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о том, что обстоятельством, подлежащим доказыванию ответчиком, являлся факт надлежащего уведомления истца в феврале 2017 года о порядке назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, а также ответчик обязан выплатить ему задолженность по указанной доплате за прошлое время с марта 2017 года по февраль 2018 года, в случае недоведения до истца информации о его праве на получение региональной социальной доплаты к пенсии, являются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Положения ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 10 Порядка предоставления региональной социальной доплаты к пенсии, предоставляя гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяя сроки, с которых назначаются указанные доплаты, и возлагая на граждан обязанность обратиться с заявлением об их назначении, направлены на обеспечение беспрепятственной реализации права на социальное обеспечение, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствуют своевременному обращению за назначением доплат.
При этом, действующим законодательством на уполномоченные органы не возложена обязанность устанавливать граждан, имеющих право на получение социальной доплаты к пенсии, и уведомлять (извещать) конкретного гражданина о порядке назначения данной доплаты.
Вместе с тем, приведенные выше нормативные правовые акты, предусматривающие основания и порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии, официально опубликованы, размещены в сети Интернет, в помещениях отделения соцзащиты населения НАО, что обеспечивало право неопределенного круга лиц, в том числе право истца, на доступ к такому роду информации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, обстоятельствами подлежащими доказыванию в настоящем споре являлся факт обращения истца к ответчику с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, право истца на такую доплату, наличие задолженности по указанной выплате.
Учитывая, что истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказал факт своего обращения к ответчику с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии ранее февраля 2018 года, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В целом все доводы жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального и процессуального права и предусмотренными ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемого решения суда не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 17 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сечко А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Рожин
Судьи С.П. Коновалова
С.С. Селезнев