Судья Ефремова И.Б. Дело № 33-7138/2023
1-я инстанция № 2-962/2023
УИД 86RS0007-01-2023-000694-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ковалева А.А.,
судей Галкиной Н.Б., Максименко И.В.,
при секретаре Каргаполовой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными решений об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, возложении обязанностей включить периоды работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в стаж работы по Списку № 2, назначить страховую пенсию по старости досрочно, с момента первоначального обращения,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 03.04.2023,
заслушав доклад судьи Галкиной Н.Б.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по ХМАО-Югре и, с учетом увеличения исковых требований (л.д. 137), просил признать незаконными решения пенсионного органа № 319931/22 от 24.11.2022 и № 319931/22 от 10.03.2023 об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, возложить на ОСФР по ХМАО-Югре обязанности включить периоды работы:
- с 18.06.1990 по 08.11.1990 в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ третьего разряда на период прохождения производственной практики в Белорусском управлении по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- с 18.03.1991 по 03.05.1991 в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ третьего разряда на период прохождения производственной практики в Белорусском управлении по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- период прохождения службы в Армии с 02.07.1991 по 24.04.1993 в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- с 03.08.1993 по 10.08.1995 в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ четвертого разряда в Белорусском управлении по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- с 01.07.1999 по 04.11.2000 в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ четвертого разряда в государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин» в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- с 05.11.2000 по 21.11.2001 в качестве бурильщика оператора в технологической службе в Федеральном государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин» в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера;
- с 22.11.2001 по 31.12.2004 в качестве мастера буровой в Федеральном государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин» в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж работы по Списку № 2 в соответствии с позицией № 2130100а-11297 раздела ХII;
- с 01.01.2010 по 23.07.2010 в качестве директора обособленного подразделения в г. Нефтеюганске общества с ограниченной ответственностью «Интеллект Дриллинг Сервисиз» в страховой стаж, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,
назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, то есть с 11.11.2022, в обоснование заявленных требований указал, что при вынесении оспариваемых решений пенсионный орган незаконно не включил указанные периоды работы в его стаж (л.д. 5-8).
Решением Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 03.04.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, решения пенсионного органа № 319931/22 от 24.11.2022, № 339931/22 от 20.03.2023 признаны незаконными, на ОСФР по ХМАО-Югре возложены обязанности включить ФИО2:
- период работы с 18.06.1990 по 08.11.1990 и с 18.03.1991 по 03.05.1991 в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2 (06 месяцев 08 дней);
- период работы с 03.08.1993 по 10.08.1995 в страховой стаж (2 года 07 дней);
- период работы с 03.08.1993 по 31.12.1994 в стаж работы в районах Крайнего Севера (1 год 4 месяца 28 дней);
- период работы с 01.07.1999 по 04.11.2000 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж по Списку № 2 (01 год 04 месяца 03 дня);
- период работы с 05.11.2000 по 21.11.2001 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера (01 год 16 дней);
- период работы с 22.11.2001 по 31.12.2004 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2 (03 года 01 месяц 11 дней);
- с 01.01.2010 по 23.07.2010 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж специальный стаж работы по Списку № 2 (06 месяцев 23 дня);
- период работы с 26.07.2010 по 31.12.2011 в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (01 год 05 месяцев 05 дней),
назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, с 11.11.2022. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ОСФР по ХМАО-Югре отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по ХМАО-Югре просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом первой инстанции истцу неправомерно включен в специальный стаж по Списку № 2 период замещения должности заместителя начальника по региону Центральной инженерно-технологической службы с 01.01.2010 по 23.07.2010, поскольку Списком № 2 указанная должность не предусмотрена. Ссылаясь на положения ст.ст. 3, 4, 30, 33 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федеральный закон от 15.11.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» считает, что решения от 24.11.2022 № 319931/22 и от 20.03.2023 № 39931/22 пенсионным органом вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Так, при общении истца в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости, истцом был представлен паспорт гражданина РФ, выданный 23.03.2021, иных документов, подтверждающих наличие у истца гражданства РФ до этой даты, не имеется. Между тем, в ведении Отделения имеется информация о регистрации истца по месту жительства и фактическому проживанию в период с 16.12.1999 по 21.02.2005 в Минской области г. Солигорска Республики Беларусь, в период с 21.02.2005 в г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа и наличии у истца, начиная с 16.12.1999 иностранного паспорта серии ВЕ № 16428 от 24.08.1995 и с 21.02.2005 серии МС № 1481828 от 14.07.2004. Таким образом, судом при вынесении решения в нарушение пенсионного законодательства не устанавливалось правовое положение истца на территории Российской Федерации, в частности дата получения гражданства РФ, являлся ли истец временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданином. Не соглашается с применением судом первой инстанции к спорным правоотношениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которое Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» денонсировано с 30.06.2022, поскольку в данном случае применению подлежат Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006. Считает неверным вывод суда о включении периодов работы истца в Белорусском управлении буровых работ по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири с 03.08.1993 по 31.12.1994 в страховой стаж и стаж работы, осуществлявшейся в РКС, а периода с 01.01.1995 по 10.08.1995 в подсчет страхового стажа, поскольку указанное предприятие было расположено на территории Республики Беларусь, не являлось предприятием РФ, начисление и оплата обязательных страховых платежей работающих граждан производилась в Фонды Республики Беларусь. Апеллянт, относительно стажа работы до 01.01.2021 отмечает, что Соглашением от 20.12.2019 предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, таким образом, полагает, что при определении права на страховую пенсию по старости в части зачета страхового стажа применяются положения Договора от 24.01.2006. Ответчик не соглашается с зачетом периода работы истца в Сибирском управлении по строительству скважин в период с 01.07.1999 по 31.12.2004, поскольку при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования как иностранный гражданин 16.12.1999, как следствие определение страхового стажа должно осуществляться с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Апеллянт обращает внимание на то, что п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривалось, что застрахованными являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом РФ № 167-ФЗ. Застрахованными лицами являлись граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, поэтому действовавшие в период работы с 01.07.1999 по 31.12.2004 положения законодательства РФ по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, в том числе и в отношении граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории РФ. При этом действующим законодательством РФ не устанавливались обязанности работодателя как страхователя, начислять и оплачивать за иностранного гражданина страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку иностранные граждане, в том числе граждане Республики Беларусь, временно пребывающие на территории РФ, к числу которых относится истец, не являлись застрахованными по смыслу приведенных норм российского законодательства, поэтому независимо от того, что истец является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, работодатель не был наделен обязанностью производить за иностранного гражданина отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период с 01.07.1999 по 31.12.2004, в связи с чем выводы суда первой инстанции, что поскольку сведения о работе за указанный выше период подтверждаются трудовой книжкой и дополнительными документами, то они могут быть учтены не только в страховой стаж, но в стаж работы в определенных климатических условиях и в стаж на соответствующих видах работ, сделаны с нарушением норм материального права. Указывает, что необходимо учесть, что в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 в разделе «Сведения о страховом стаже» отсутствуют сведения о стаже за период с 01.07.1999 по 31.12.2004, в том числе сведения о работе с льготными условиями труда и в РКС. При таких обстоятельствах полагает ссылку суда первой инстанции на наличии справки о работе за оспариваемый период неправомерной. Также ответчик не соглашается с выводом суда о наличии вины ОСФР по ХМАО-Югре при принятии решения об отказе в установлении пенсии ФИО1 от 24.11.2022 и от 20.03.2023, поскольку отсутствуют мотивы, по которым суд пришел к такому выводу.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 03.04.2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по ХМАО-Югре - без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 16.12.1999.
11.11.2022 истец обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, переименованному с 01.01.2023 в ОСФР по ХМАО-Югре, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
Решениями ГУ – ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 319931/22 от 24.11.2022 и ОСФР по ХМАО-Югре № 319931/22 от 20.03.2023 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в местности, приравненной к районах Крайнего Севера, и стажа работы по Списку № 2, указано, что мужчине в 51 год для назначения пенсии необходимо страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, либо стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, стажа работы по Списку № 2 не менее 11 лет, на дату подачи заявления страховой стаж истца составляет 21 год 07 месяцев 25 дней, с учетом постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 - 28 лет 02 месяца 16 дней, стаж работы в МПКС – 06 лет 04 месяца 26 дней, страж работы в РКС - 13 лет 08 месяцев 11 дней, стаж работы по Списку № 2 - 08 лет 01 месяц 17 дней, при этом, как следует из указанных решений, истцу не были засчитаны в стаж работы в МПКС периоды работы с 28.05.2013 по 30.05.2013, с 28.04.2015 по 29.04.2015, с 23.06.2015 по 27.06.2015, с 02.07.2015 по 30.07.2015, с 17.09.2015 по 18.09.2015, с 15.03.2016 по 02.09.2019 так как код территориальных условий труда не подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в страховой стаж и страж работы в МПКС периоды не оплаты взносов с 04.09.2019 по 17.09.2019, в страховой стаж, стаж работы в МПКС и по Списку № 2 период работы с 01.07.1999 по 31.12.2004, как не подтверждённый сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, также не принята во внимание архивная справка № 1936 от 25.08.2021 о периодах работы за март-май 1991 года, с августа 1993 года по июль 1995 года в Республике Беларусь.
Из трудовой книжки истца следует, что с 18.06.1990 по 08.11.1990 и с 18.03.1991 по 03.05.1991 он работал в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ третьего разряда на период прохождения производственной практики в Белорусском управлении по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири, с 02.07.1991 по 24.04.1993 проходил службу в Армии, с 03.08.1993 по 10.08.1995 работал в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ четвертого разряда в Белорусском управлении по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири, с 01.07.1999 по 04.11.2000 в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ четвертого разряда в государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин», с 05.11.2000 по 21.11.2001 в качестве бурильщика оператора в технологической службе в Федеральном государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин», с 22.11.2001 по 31.12.2004 в качестве мастера буровой в Федеральном государственном унитарном предприятии «Сибирское управление по строительству скважин», с 01.01.2010 по 23.07.2010 в качестве директора обособленного подразделения в г. Нефтеюганске общества с ограниченной ответственностью «Интеллект Дриллинг Сервисиз».
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь Законом о страховых пенсиях, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, которым утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, а также Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, исходил из того, что ОСФР по ХМАО-Югре необоснованно были не учтены и не засчитаны в страховой стаж, в стаж работы в РКС, в МПКС и по Списку № 2 спорные периоды работы, поскольку факт работы истца в указанные периоды подтвержден записями в трудовой книжке, архивными справками и справкой, уточняющей особый характер работы.
Апелляционная жалоба ответчика доводов о несогласии с решением суда в части возложения на ОСФР по ХМАО-Югре обязанности включить истцу в стаж работы в МПКС и по Списку № 2 периодов работы с 18.06.1990 по 08.11.1990 и с 18.03.1991 по 03.05.1991 не содержит, соответственно предметом проверки суда апелляционной инстанции, в силу ст. 327.1 ГПК РФ, не является.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконными решений пенсионного органа № 319931/22 от 24.11.2022, № 339931/22 от 20.03.2023, возложении на ОСФР по ХМАО-Югре обязанностей включить ФИО2 период работы с 03.08.1993 по 31.12.1994 в страховой стаж и стаж работы в РКС, период работы с 01.07.1999 по 04.11.2000 в страховой стаж, в стаж работы в РКС и по Списку № 2, период работы с 05.11.2000 по 21.11.2001 в страховой стаж, в стаж работы в РКС, период работы с 22.11.2001 по 31.12.2004 в страховой стаж, в стаж работы в РКС и по Списку № 2, с 01.01.2010 по 23.07.2010 в страховой стаж, в стаж работы в РКС и по Списку № 2, период работы с 26.07.2010 по 31.12.2011 в страховой стаж, в стаж работы в МПК, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, с 11.11.2022.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 20.11.1990 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим до 01.01.2012, предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).
Федеральным законом от 01.04.1996 № «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» было определено, что под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Указанным Федеральным законом также было определено, что застрахованным лицом является лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, то есть на граждан, имеющих право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Страховой стаж застрахованного лица - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») должен был производить работодатель.
То есть, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.11.1992 № 3543-1).
Положениями ст. 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25.11.2002 регулировалось Законом СССР от 24.06.1981 № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.
Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.
С 25.07.2002 правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.
Таким образом, действовавшие в спорные периоды работы с 01.07.1999 по 31.12.2004, с 31.12.2011 положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являлись застрахованными по смыслу приведенных выше положений законодательства, соответственно не могли рассчитывать на пенсионное обеспечение.
Судебной коллегией с целью проверки и оценки фактических обстоятельств дела и их юридической квалификации в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, был направлен запрос в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для установления правового статуса истца на территории РФ.
Из поступившего ответа следует, что гражданство РФ истец приобрел в 2021 году по решению УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 25.02.2021 № 82593, постоянно проживать на территории РФ ему было разрешено в августе 2019 года на основании решения УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29.08.2019 № 2166/2019/86 на основании п. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006, оформленный вид на жительство истцом, как иностранным гражданином, получен 19.09.2019, то есть до 2021 года истец был иностранным гражданином, а именно гражданином Республики Беларусь.
Из изложенного следует, что истец в спорные периоды являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, соответственно у его работодателя, как страхователя, обязанности уплачивать за него страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не было, в связи с чем, истец не мог рассчитывать на пенсионное обеспечение.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, сведения о вышеуказанных спорных периодах работы истца в выписке отсутствуют, за эти периоды работодателем страховые взносы за него не начислялись и в Пенсионный фонд РФ не уплачивались.
Таким образом, оснований для включения вышеперечисленных периодов в страховой стаж истца, стаж работы в РКС, МПКС и по Списку № 2, не имелось.
Как следует из материалов дела, с 03.08.1993 по 10.08.1995 истец, будучи иностранным гражданином – гражданином Республики Беларусь, работал в иностранном предприятии - Белорусском управлении буровых работ по бурению нефтяных скважин в Западной Сибири, при этом, как следует из материалов дела, работодателем за него страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начислялись и не уплачивались.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о страховых пенсиях в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, вступивший в силу с 29.03.2007, согласно которому каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений указанного Договора и своего законодательства (ст. 10 Договора). Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Социальные пенсии назначаются и выплачиваются согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает лицо (ст. ст. 12 - 13 Договора).
В соответствии с п. 11 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006, страховым (трудовым) стажем признается период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006, назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу указанного Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с указанным Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с указанным Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений указанного Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Из анализа вышеуказанных положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 следует, что указанным международным договором предусмотрено два варианта назначения и выплаты пенсии.
Первый вариант - когда каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому стажу, приобретенному на ее территории после 13.01.1992, при этом, страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР до 13.03.1992 учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией (принцип пропорциональности). Указанный вариант предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданином на территории каждой страны. В этом случае Российская Федерация отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории (в соответствии с принципом пропорционального назначения пенсии), с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного в СССР, за который пенсия назначается государством проживания.
Второй вариант - когда пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, без применения положений указанного Договора (принцип гражданства).
Выбор варианта исчисления и выплаты пенсии принадлежит гражданину, обращающемуся за назначением пенсии, является окончательным и пересмотру не подлежит.
Как усматривается из материалов дела, 11.11.2022 истец обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 33 Закона о страховых пенсиях, то есть по законодательству Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона о страховых пенсиях, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 № 2095-О, с целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии и само по себе не может расцениваться как нарушающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, на основании действующего пенсионного законодательства Российской Федерации, в страховой стаж истца мог быть зачтен период работы в Республике Беларусь только до момента распада СССР, либо период, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако, в период с 03.08.1993 по 10.08.1995 истец осуществлял трудовую деятельность хоть и на территории Российской Федерации, но в иностранном предприятии - предприятии Республики Беларусь, и за указанный период страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за истца не уплачивались, а следовательно, оснований для включения периода работы с 03.08.1993 по 10.08.1994 в страховой стаж истца, периода работы 03.08.1993 по 31.12.1994 в стаж работы в районах Крайнего Севера, не имелось.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были, что привело к неправильному принятию решения о возложении на ОСФР по ХМАО-Югре обязанности о включении спорных периодов работы в страховой стаж истца, а также в стаж работы в РКС, МПКС и по Списку № 2, в связи с чем, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, с принятием нового, об отказе в иске.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на момент обращения за назначением пенсии 11.11.2022 у истца отсутствовала необходимая продолжительность стажа работы в РКС и по Списку № 2.
Поскольку при рассмотрении заявления истца пенсионным органом было установлено отсутствие совокупности необходимых для назначения страховой пенсии по старости досрочно условий, вопреки выводам суда первой инстанции, ответчик пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости досрочно.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконными решений пенсионного органа № 319931/22 от 24.11.2022, № 339931/22 от 20.03.2023 и возложении на ОСФР по ХМАО-Югре обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, с 11.11.2022, в связи с чем, решение в этой части подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, с принятием нового, об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 03.04.2023 отменить в части признания решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре № 319931/22 от 24.11.2022, № 339931/22 от 20.03.2023 незаконными, возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре обязанности включить ФИО1 период работы с 03.08.1993 по 10.08.1995 в страховой стаж; период работы с 03.08.1993 по 31.12.1994 в стаж работы в районах Крайнего Севера; период работы с 01.07.1994 по 04.11.2000 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж по Списку № 2; период работы с 05.11.2000 по 21.11.2001 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера; период работы с 22.11.2001 по 31.12.2004 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2; период работы с 01.01.2010 по 23.01.2010 по 23.07.2010 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, с 11.11.2022.
В отмененной части принять новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении требований о признании решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре № 319931/22 от 24.11.2022, № 339931/22 от 20.03.2023 незаконными, возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре обязанности включить ФИО1 период работы с 03.08.1993 по 10.08.1995 в страховой стаж; период работы с 03.08.1993 по 31.12.1994 в стаж работы в районах Крайнего Севера; период работы с 01.07.1994 по 04.11.2000 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж по Списку № 2; период работы с 05.11.2000 по 21.11.2001 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера; период работы с 22.11.2001 по 31.12.2004 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2; период работы с 01.01.2010 по 23.01.2010 по 23.07.2010 в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в специальный стаж работы по Списку № 2, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно с момента первоначального обращения, с 11.11.2022.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.
Председательствующий Ковалев А.А.
Судьи Галкина Н.Б.
Максименко И.В.