Судья Рыбалкин А.А. Дело № 33-5613/2023
1-я инстанция № 2-543/2023
86RS0017-01-2023-000611-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей Галкиной Н.Б., Сокоревой А.А.,
при секретаре Тороповой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре об установлении факта проживания, о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периода работы в страховой стаж, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре на решение Советского районного суда ХМАО-Югры от 26.05.2023, которым постановлено:
«Установить факт проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом в р.п. Милославское Рязанской области в периоды с 26.04.1986 г. по 23.08.1988 г. и с 07.12.1990 г. по 13.02.1997 г.
Признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 04.04.2023 г. об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 17.11.1992 г. по 16.08.1993 г. в Милославском филиале ГСКФ «Рязгосстрах».
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости с 06.04.2023 г.».
Заслушав доклад судьи Галкиной Н.Б.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и просил установить факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в р.п. Милославское Рязанской области в периоды с 26.04.1986 по 23.08.1988 и с 07.12.1990 по 13.02.1997, признать решение ответчика об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж период работы с 17.11.1992 по 16.08.1993 в Милославском филиале ГСКФ «Рязгосстрах», признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением ст. 28.1, ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента достижения возраста 52 года.
В обосновании заявленных требований указал, что 22.03.2023 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением ст. 28.1, ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от 04.04.2023 ему в этом отказано, в связи с отсутствием требуемого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку факт его проживания зоне с льготным социально-экономическим статусом в требуемом размере подтверждается совокупностью представленных им документов (л.д. 8 - 13).
Судом постановлено изложенное выше решение (л.д. 95 - 101).
В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре просит решение суда в части установления факта проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 23.08.1988 и с 07.12.1990 по 13.02.1997, признания незаконным решения отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 04.04.2023 об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 06.04.2023 отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что достоверность представленной истцом справки в отношении периода регистрации прямо опровергается поступившей по запросу пенсионного органа справкой, выданной по результатам проверки поквартирных карточек по прописке граждан. Как следствие у истца не возникает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 111).
В возражения на апелляционную жалобу представитель истца ФИО1 - ФИО2, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного Законом № 400-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2011 № 66-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, 22.03.2023 истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением ст. 28.1, ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 45-47).
Решением Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 04.04.2023 № 84923/23 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 14).
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального закона, исходил из того, что совокупность исследованных по делу доказательств подтверждает факт постоянного проживания истца в периоды с 26.04.1986 по 23.08.1988 и с 07.12.1990 по 13.02.1997 в р.п. Милославское Рязанской области, который в указанный период был отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом, также установив, что истец проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 8 лет и имеет право на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года по состоянию, предусмотренному законом о страховых пенсиях на 31.12.2018, с учетом зачета в страховой стаж истца периода работы с 17.11.1992 по 16.08.1993, также то, что у истца имеется стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более 20 лет, и соответственно пенсия ему должна быть назначена с уменьшением возраста на 8 лет, то есть при исполнении 52-х лет, признал решение ответчика от 04.04.2023 незаконным и возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 06.04.2023.
С указанными выводами суда, по мнению судебной коллегии, следует согласиться.
Так, согласно удостоверению серии АС № 086109, выданному администрацией Рязанской области 30.12.1993, ФИО1 проживал в зоне со льготным социально-экономическим статусом в населенном пункте п. Милославское Рязанской области с 27.10.1981 по 23.08.1988 и с 07.12.1990 (л.д. 19).
Согласно справке администрации муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской области № 431 от 14.02.2023 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был зарегистрирован по адресу: (адрес), р.(адрес) 07.12.1990 по 13.02.1997 (л.д. 26).
Согласно справке МОУ «Милославская школа» № 30 от 20.04.2023 ФИО1, (номер) обучался в Милославской средней школе с 1 по 10 класс, с 01.09.1978 по 28.06.1988 (л.д. 90).
На имя истца выдан аттестат о среднем образовании серии А (номер) от (дата), что он в 1988 году окончил полный курс Милославской средней школы р.(адрес) (л.д. 64).
В паспорте гражданина СССР серии (номер) на имя ФИО1, (дата) года рождения, место рождения: (адрес), выданном Отделом внутренних дел Милославского райисполкома Рязанской области 26.02.1998, имеются следующие сведения о месте жительства:
-26.02.1988 прописан по (адрес);
-23.08.1988 выписан, штамп Рязанская область, Отдел внутренних дел Милославского райисполкома (л.д. 22-25).
Согласно карточке прописки по форме № 16 к п. 52 Инструкции, ФИО1, дата рождения (номер), место рождения: (адрес) «24» октября 1970 прибыл из города Рязань и «7» декабря 1990 был прописан по адресу: (адрес), (адрес).(адрес), откуда выписан 13.02.1997, в связи с выбытием в Тюменскую область (л.д. 21)
Согласно записям в трудовой книжке серии (номер) от 25.04.1992, в период с 22.04.1992 по 22.07.1992 истец работал на Милославском молкомбинате, в период с 31.07.1992 по 23.10.1992 - в Милославском ХДСМУ, в период с 17.11.1992 по 16.08.1993 - в Милославском филиале ГСКФ «Рязгосстрах», в период с 25.08.1998 по 03.02.1997 - в ППО «ДОН» (л.д. 16 - 18).
Исследовав указанные документы и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что данные доказательства подтверждают факт проживания истца в оспариваемые периоды в р.п. Милославское Рязанской области, относившемся в указанный период к территории с льготным социально-экономическим статусом.
Оценка судом доказательств по делу дана на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, что соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, оснований не согласиться с данной оценкой и основанными на ней выводами суда об удовлетворении заявленных истцом требований, у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности факта проживания истца в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом, поскольку предоставленная им справка № 431 от 14.02.2023 опровергается справкой № 105 от 02.03.2023 (л.д. 56) из которой следует, что в поквартирных карточках по прописке граждан сведений о регистрации ФИО1 не обнаружено, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанная справка, как не подтверждает, так и не опровергает факт проживания истца в спорные периоды в р.п. Милославское Рязанской области, из справки следует, что в архивный отдел администрации муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской области, домовые книги для прописки граждан по адресу: (адрес)(номер), не поступали, в поквартирных карточках по прописке граждан о регистрации ФИО1 не обнаружено, между тем, суд пришел к выводу о доказанности факта постоянного проживания истца в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом не только на основании справки № 431 от 14.02.2023, а исходя из совокупности письменных доказательств - документов, которые достоверно позволили ему определить это юридически значимое обстоятельство.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда ХМАО-Югры от 26.05.2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 31.08.2023.
Председательствующий Дука Е.А.
Судьи Галкина Н.Б.
Сокорева А.А.