НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 28.11.2023 № 2-605/2023

Судья Першина Е.Ю. Дело 33-7868/2023 (№ 2-605/2023)

УИД 86RS0013-01-2023-000841-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Романовой И.Е.,

судей Воронина С.Н., Евтодеевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Каргаполовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, возложении обязанности включения периодов службы и работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначения досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2023.

Заслушав доклад судьи Евтодеевой А.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по ХМАО-Югре) о признании решения незаконным, возложении обязанности включения периодов службы и работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указывал, что решением ОПФР по ХМАО-Югре от 11.12.2021 отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия необходимой страхового стажа. Полагал, что органом пенсионного фонда необоснованно не были включены в стаж работы по Списку № 2 период прохождения службы в Советской Армии с 19.05.1986 по 08.06.1988, поскольку после указанного периода следовала работа по Списку № 2. Выражал несогласие с отказом пенсионного органа во включении стаж работы по Списку № 2 и стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов работы с 01.01.2002 по 02.08.2007 г., с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 ввиду отсутствия гражданства Российской Федерации, поскольку из представленных работодателем документов, подтверждается осуществлением им трудовой деятельности в особых условиях, дающих ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Полагал, что уплата работодателем страховых взносов в спорные периоды времени является основанием для отнесения его к категории застрахованного лица в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Просил суд признать незаконным решение ОПФР по ХМАО-Югре об отказе в установлении пенсии от 11.12.2021 № 389677/21, возложить на ОСФР по ХМАО-Югре обязанность включения в страховой стаж период службы в Вооруженных силах СССР с 19.05.1986 по 08.06.1988, приравняв его к периоду работы по Списку № 2, включения в стаж работы по Списку № 2 и стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов работы с 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 в ОАО «Варьеганнефть» в качестве оператора подземного ремонта скважин, а также возложить обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11.12.2021.

В возражениях на исковое заявление ответчик ОСФР по ХМАО-Югре требования ФИО1 не признал и указал, что периоды работы с 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 не подлежат включению в страховой и специальный стаж, поскольку ФИО1 не являлся гражданином Российской Федерации, работал по лицензии, разрешение на его временное проживание документально не подтверждено. Военная служба по призыву с 19.05.1986 по 08.06.1988 не подлежит в специальный стаж, поскольку у истца отсутствуют периоды работы по Списку №2 предшествовавшие службе по призыву либо следовавшие за ней.

Решением Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2023 исковые требования ФИО1 к ОСФР по ХМАО-Югре о признании решения незаконным, возложении обязанности включения периодов службы и работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначения досрочной страховой пенсии по старости оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание представленные доказательства и его доводы о несогласии с решением пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано во включении в стаж по Списку № 2 периода 19.05.1986 по 08.06.1988, поскольку период прохождения службы в Советской Армии подтвержден записями в трудовой книжке, а за данным периодом следовал период работы по Списку № 2. Судом оставлено без внимания, что сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и справками от 22.02.2017 № 02-3/45-12 и от 15.06.2021 № 30-26/243 подтверждается особый характер работ и условий труда в периоды с 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований об их включении в страховой и специальный стаж не имелось. Полагал, что граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относится ФИО1, подлежали обязательному пенсионному страхованию на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ОСФР по ХМАО-Югре просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Истец ФИО1, представитель ответчика ОСФР по ХМАО-Югре в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не представили.

Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, ФИО1, (дата) года рождения, 11.12.2021 обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением (л.д. 60-66).

Решением ОПФР по ХМАО-Югре № 389677/21 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого страхового стажа (л.д. 80-83).

При оценке пенсионных прав ОПФР по ХМАО-Югре установлено, что продолжительность трудовой деятельности ФИО1, подлежащая включению в общий страховой стаж составила 19 лет 04 месяца 06 дней (с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2П - 23 года 10 месяцев 10 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 14 лет 11 месяцев 03 дня, стаж работы по Списку № 2 - 14 лет 11 месяцев 03 дня.

Также данным решением ФИО1 было отказано в зачете в страховой стаж периода работы с 01.01.1991 по 20.09.1996 в Нефтеабадском УБР, поскольку не представлена справка, подтверждающая факт работы на территории Республики Таджикистан и не подтверждена; периоды работы с 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 не включены в страховой и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера по причине отсутствия документального подтверждения разрешения на временное проживание.

В связи с несогласием с решением органа пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 обратился с иском в суд.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж, в стаж по Списку № 2 и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов работы 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 в ОАО «Варьеганнефть», суд первой инстанции, руководствуясь частями 2 и 3 статьи 2, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», исходил из того, что истец в указанные периоды времени не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, в связи с чем не являлся застрахованным лицом, и у пенсионного органа не имелось обязанности по включению данных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При разрешении спора в части включения периода прохождения службы в Советской Армии с 19.05.1986 по 08.06.1988 в стаж работы по Списку № 2, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части, поскольку доказательств занятости ФИО1 на работах в особых условиях труда после прохождения службы по призыву в материалах дела отсутствуют.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацем 3 и 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам были отнесены, в том числе, работающие по трудовому договору иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 7). При этом в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, обеспечения возможности формирования пенсионных прав для физических лиц, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование, статьей 29 указанного закона было предусмотрено право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» абзац первый пункта 1 статьи 7 от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» был изложен в новой редакции, предусмотревшей с 01.01.2021 возможность отнесения к застрахованным лицам также работающих по трудовому договору иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

В силу приведенных норм закона, до 01.01.2012 обязательному страхованию подлежали иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. С 01.01.2012 к категории лиц, подлежащих страхованию, были отнесены иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации.

До 01.01.2012 иностранные граждане имели право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Как установлено судом в спорные периоды работы ФИО2 являлся иностранным гражданином, разрешения на проживание на территории Российской Федерации не имел, осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии.

Из ответов УМВД по ХМАО-Югре от 21.11.2023 № 09/38715, от 27.11.2023 № 09/39472, представленных по запросу суда апелляционной инстанции и принятых в качестве новых доказательств по делу на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание либо вида на жительство в установленном законом порядке не обращался, разрешительных документов не получал, значится приобретшим гражданство Российской Федерации на основании решения от 26.12.2022 № 104449, присяга гражданина Российской Федерации принесена истцом 21.02.2023.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшие в период работы истца с 2002 по 2011 годы положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а следовательно, и в отношении граждан Республики Таждикистан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника, временно пребывающего на территории Российской Федерации и не имеющего разрешение на временное проживание либо вида на жительство, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25.07.2022 регулировалось Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.

Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.

С 25.07.2002 правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В статье 2 данного Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.

Исходя из вышеизложенного, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 2002 по 2011 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно, при условии оформления последним разрешения на временное проживание либо вида на жительство.

Поскольку ФИО1 в спорные периоды не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 2002 по 2011 год, а у ответчика не имелось обязанности по включению периодов 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 в стаж, дающий право на назначение пенсии.

Доводы апелляционной жалобы о том, что граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относится ФИО1, подлежали обязательному пенсионному страхованию на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» а так же о том, что сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и справками от 22.02.2017 № 02-3/45-12 и от 15.06.2021 № 30-26/243 подтверждается особый характер работ и условий труда истца в периоды с 01.01.2002 по 02.08.2007, с 15.08.2007 по 20.07.2009, с 08.04.2010 по 21.11.2011 судебной коллегией не принимаются, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорные периоды времени истец не имел статус застрахованного лица.

Также из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 19.05.1986 по 08.06.1988 проходил службу в Вооруженных Силах СССР.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (действующее до 20.02.2020) в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом, согласно абзацу 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Абзацем 14 пункта 109 указанного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В данном случае истец просил приравнять период службы в Вооруженных Силах СССР к работе по Списку № 2.

Вместе с тем, из доказательств по делу следует, что до прохождения службы в Вооруженных Силах СССР ФИО1 не работал, а после прохождения службы в период с 29.08.1988 по 20.09.1996 осуществлял трудовую деятельность в качестве помощника бурильщика 4 разряда цеха КРС и ПРС Нефтеабадского УБР.

При оценке пенсионных прав истца указанный период ОСФР по ХМАО-Югре в стаж работы по Списку № 2 не засчитан, однако предметом спора по настоящему гражданскому делу не являлся.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств работы истца по Списку №2 предшествовавшей службе по призыву либо следовавшей за ней, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР с 19.05.1986 по 08.06.1988 в стаж по Списку № 2.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку страховой стаж истца являлся недостаточным для установления досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ОСФР по ХМАО-Югре обязанности по назначению ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с 11.12.2021.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу являются позициями истца, изложенными в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.11.2023.

Председательствующий Романова И.Е.

Судьи коллегии Воронин С.Н.

Евтодеева А.В.