НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 28.06.2016 № 33-4568/2016

Судья Юсуфов Ш.М. Дело № 33-4568/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Блиновской Е.О.,

судей Башковой Ю.А., Воронина С.Н.,

при секретаре Щербина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Ун-Юган Лес» о возмещении ущерба, причинённого лесному фонду Российской Федерации, третье лицо Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзор Югры),

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ун-Юган Лес» на решение Октябрьского районного суда от (дата), которым постановлено:

Исковые требования прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с ООО «Ун-Юган Лес» в бюджет Российской Федерации возмещение материального ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации в размере 3 168 804 (три миллиона сто шестьдесят восемь тысяч восемьсот четыре) рубля 35 копеек.

Взыскать с ООО «Ун-Юган Лес» в бюджет МО Октябрьский район государственную пошлину в размере 24 044 рубля 02 копейки.

Заслушав доклад судьи Башковой Ю.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ун-Юган Лес» о возмещении ущерба, причинённого лесному фонду Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой совместно со специалистами Октябрьского отдела Природнадзора Югры проведена проверка по факту незаконной вырубки лесных насаждений, уничтожения молодняка естественного происхождения и подроста на территории лесных участков. В ходе проверки установлено, что с целью заготовки древесины (дата) между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры и ответчиком заключен договор аренды лесного участка, предоставленного по результатам аукциона (номер). В рамках заключенного договора бригадой ООО «Ун-Юган Лес» произведена рубка лесных насаждений в нарушение договорных обязательств, предусмотренных договором аренды, разрешения (номер) от (дата) и лесной декларации (номер) от (дата), то есть за пределами отведенной территории лесного фонда, что подтверждается сообщениями о лесонарушениях, протоколами осмотра с фототаблицами, составленными инспекторами Природнадзора Югры. Согласно расчету специалистов Октябрьского отдела Природнадзора Югры, произведенному на основании такс и методик, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», ущерб лесному фонду в результате указанных лесонарушений составил 3 168 804,35 рублей, который истец просит взыскать с ответчика в бюджет Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора (ФИО)7 исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика (ФИО)8 просил отказать в удовлетворении иска, мотивируя тем, что незаконная вырубка лесных насаждений произведена неумышленно, вырубка осуществлялась в соответствии с замерами, осуществляемыми совместно с лесничим. Сослался на то, что договор заключался, когда директором ООО «Ун-Юган Лес» являлось другое лицо, и новый директор не должен нести ответственность. При этом не отрицает, что незаконная pyбка осуществлена после назначения действующего директора. Полагает, что сумма ущерба завышена.

Представитель третьего лица Природнадзора Югры (ФИО)18 просила удовлетворить исковые требования по изложенным в иске доводам. Суду пояснила, что инспекторами составлены схемы лесонарушений, протоколы осмотра с фототаблицами. Согласно расчету, произведенному на основании такс и методик, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273, ущерб лесному фонду в результате указанных лесонарушений составил 3 168 804,35 рублей. Замеры производятся с точностью до сантиметра, ошибки исключены.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое представитель ответчика (ФИО)9 просит отменить в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что судом без надлежащих доказательств установлен факт вырубки ответчиком лесных насаждений за пределами отведенной территории лесного фонда. Вместе с тем, вырубка лесных насаждений произведена в соответствии с замерами, осуществляемыми совместно с лесничим, и в соответствии с условиями договора аренды лесного участка. Ссылается на то, что границы лесного участка на момент осуществления вырубки установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, земельный участок с уточненными границами поставлен на кадастровый учет только (дата). Считает, что вырубка лесных насаждений произведена на земельном участке, границы которого в <данные изъяты> году не были уточнены, разница после постановки земельного участка на кадастровый учет и уточнения границ составила более чем 100 га, соответственно, действия ответчика нельзя признать незаконными, в связи с чем, взыскание материального ущерба является необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор и представитель третьего лица Природнадзора Югры (ФИО)19 просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчика ООО «Ун-Юган Лес» и третьего лица Природнадзор Югры в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Прокурор в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят земли лесного фонда. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и непокрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (пресеки, дороги, болота и другие). Порядок и использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципе использование лесов с учетом их глобального экологического значения, сохранение функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Основаниями для использования лесов, рубок лесных насаждений в соответствии со ст.ст. 9, 26, 45, ч.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, ст.22, ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ являются договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация.

Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 116 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, а порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Согласно п.44 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 года № 337, сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыкания лесосек.

Таким образом, рубка должна проводиться в рамках строго определенных границ, что обусловлено природными свойствами лесов и необходимостью их рационального, непрерывного, неистощимого использования.

В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.

Частью 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что (дата) между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и ответчиком в целях заготовки древесины заключен договор аренды лесного участка, предоставленного по результатам аукциона (номер) (л.д. 11-39).

Согласно условиям договора ответчику был передан лесной участок площадью <данные изъяты> для использования в целях заготовки древесины по адресу: (адрес), Урочище <данные изъяты>», местоположение лесного участка определено границами: (адрес)(номер), (номер)

Ответчик на основании лесной декларации (номер) от (дата) в период с (дата) по (дата) осуществлял заготовку древесины.

В приложении № 1 к декларации определены объемы использования лесов для заготовки древесины и живицы (л.д. 40-43).

В рамках заключенного договора бригадой рубщиков ООО «Ун-Юган Лес» произведена рубка лесных насаждений.

В нарушение договора аренды лесного участка от (дата)(номер), разрешения (номер) от (дата), лесной декларации (номер) от (дата) и технологических карт рубка леса произведена за пределами отведенной территории лесного фонда, что привело, в том числе, к уничтожению молодняка естественного происхождения и подроста на территории лесных участков в квартале (номер) выдел (номер), в квартале (номер) выдел (номер), в квартале (номер) выдел (номер), квартале (номер) выдел (номер)<данные изъяты>» урочища (адрес) в (адрес).

Факт нарушения подтверждается сообщениями о лесонарушениях. составленными участковым лесничим <данные изъяты>, схемами лесонарушений, протоколами осмотра с фототаблицами, составленными инспекторами Природнадзора Югры, показаниями свидетеля (ФИО)10, протоколами осмотра места происшествий с фототаблицами, объяснениями (ФИО)11, а также бывшего участкового лесничего (ФИО)12

Согласно расчету Октябрьского отдела Природнадзора Югры, произведенному на основании такс и методик, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», ущерб лесному фонду в результате указанных нарушений определен в размере 3 168 804,35 рублей.

Как следует из данного расчета, в сумму ущерба включен ущерб за уничтожение и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, незаконной рубки деревьев в квартале (номер) выдел (номер) на площади <данные изъяты> га в размере 875 032 рубля, ущерб за уничтожение и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений в квартале (номер) выдел (номер) на площади <данные изъяты> га в размере 605 047 рублей, ущерб за уничтожение и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, незаконной рубки деревьев в квартале (номер) выдел (номер) на площади <данные изъяты> га в размере 39 459,94 рублей и 8 682 рубля, ущерб за уничтожение и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, незаконной рубки деревьев в квартале (номер) выдел (номер) на площади <данные изъяты> га в размере 1 327 082,83 рублей и 313 500,58 рублей.

Установив факт причинения ущерба ответчиком лесному фонду в результате незаконной порубки деревьев за пределами границ отведенного лесного участка без оформления надлежащих документов, суд, руководствуясь указанными нормами права, обоснованно удовлетворил требования прокурора и взыскал с ООО «Ун-Юган Лес» в бюджет Российской Федерации материальный ущерб в размере 3 168 804,35 рублей.

Довод жалобы о том, что земельный участок с уточненными границами поставлен на кадастровый учет только (дата), в связи с чем, вырубка лесных насаждений не может признаваться незаконной, поскольку произведена на земельном участке, границы которого в <данные изъяты> году не были уточнены, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку он не соответствует материалам дела и требованиям закона.

В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ, действующей на момент заключения договора аренды, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ст. 4.1 предусмотрено, что до 01 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ст. 70.1 Лесного кодекса РФ.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Как следует из договора аренды лесного участка от (дата)(номер), земельный участок, переданный ответчику, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре (номер), что подтверждает обособленность участка и его предоставление в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, в соответствии с которыми были изготовлены: лесная декларация (номер) от (дата), приложение № 1 к декларации, определяющие объемы использования лесов для заготовки древесины и живицы, технологические карты, в которых определены территория рубок.

Остальные доводы жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов суда, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, в жалобе не приведено.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Блиновская Е.О.

Судьи Башкова Ю.А.

Воронин С.Н.