Судья Поплавских С.Н. Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Дроздова В.Ю., Назарука М.В.,
при секретаре Мельниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес) в интересах несовершеннолетней ФИО к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца,
по апелляционной жалобе ответчика казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» на решение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 мая 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора (адрес) в интересах несовершеннолетней ФИО к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Обязать казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетней ФИО, (дата) года рождения без учета компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, предусмотренную законом от 23 декабря 2011 г. № 129-оз «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам общеобразовательных организаций, а также иным категориям граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в период с (дата) по (дата)».
Заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю., объяснения прокурора Леонович О.Ю., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, просившей решения суда оставить без изменения,
установила:
Прокурор (адрес) обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО с указанным выше иском к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» (далее по тексту КУ «Центр социальных выплат Югры»), мотивируя тем, что в прокуратуру обратилась законный представитель несовершеннолетней ФИО - ФИО1 по факту незаконных удержаний у дочери при выплате региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца. В ходе проверки установлено, что ФИО, (дата) года рождения является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца с (дата). Поскольку размер выплачиваемой несовершеннолетней пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в ХМАО-Югре, ей в беззаявительном порядке ответчиком производится региональная социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона ХМАО-Югры от 24.12.2007 № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». При подсчете общей суммы материального обеспечения ФИО в период с (дата) по (дата) ответчиком неправомерно учитывалась компенсация расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам общеобразовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа ХМАО-Югры, назначенная бабушке несовершеннолетней ФИО - ФИО2 Считает, что ФИО не относится к категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 23.12.2011 № 129-оз. Несовершеннолетняя получателем названой компенсации, членом семьи собственника жилого помещения ФИО2, не является. С учетом изменения исковых требований просил обязать ответчика произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетней ФИО без учета компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа и муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа в период с (дата) по (дата).
В судебном заседании помощник прокурора (адрес) ФИО3, законный представитель несовершеннолетней ФИО - ФИО1 исковые требования поддержали. ФИО1 дополнительно сообщила, что ее дочь проживает совместно с нею, членом семьи бабушки ФИО2 никогда не являлась, компенсацию расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам округа не получает.
Представитель ответчика КУ «Центр социальных выплат Югры» ФИО4 исковые требования не признала, считает действия ответчика по учету сумм компенсации на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, выплачиваемой ФИО2, проживающей по адресу: (адрес), как педагогическому работнику, при определении размера региональной социальной доплаты к пенсии несовершеннолетней ФИО правомерными. Так как указанная квартира находится в общей долевой собственности ФИО и ФИО2, несовершеннолетняя имеет регистрацию в данном жилье. ФИО2 в заявлении на получение компенсации в сведениях о членах семьи, совместно проживающих с нею, до (дата) указывала внучку ФИО, ОМВД России по (адрес) подтверждало регистрационный учет ФИО в жилье по адресу: (адрес). ФИО2 компенсация выплачивалась до (дата) с учетом внучки в размере 100% от понесенных расходов на оплату коммунальных услуг.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик КУ «Центр социальных выплат Югры» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, поскольку несовершеннолетняя ФИО имеет регистрацию по месту жительства по адресу: (адрес), там же зарегистрирована и проживает её бабушка ФИО2, квартира находится в их общей долевой собственности по ? доли. ФИО также имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: (адрес). Срок регистрации установлен на период с (дата) по (дата) Несовершеннолетней предоставляется региональная социальная доплата к пенсии с (дата) в беззаявительном порядке (доплата назначена с (дата) по (дата)). С (дата)ФИО2 - пенсионеру из числа педагогических работников предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг. В соответствии с п. 3 Порядка компенсация предоставляется работнику образования с учетом членов семей, проживающих с ним совместно, то есть, в том числе и на членов семьи. ФИО2 в заявлении в сведениях о членах семьи, совместно проживающих с нею, до (дата) указывала внучку ФИОФИО2 компенсация предоставлялась до (дата), в том числе и на ФИО, в размере 100% от понесенных расходов на оплату коммунальных услуг на все жилое помещение с учетом доли, принадлежащей несовершеннолетней. Предоставляемая компенсация делится на членов семьи, зарегистрированных совместно с педагогическим работником, следовательно, доля компенсации учтена в сумме материального обеспечения ФИО Доводы стороны истца о том, что несовершеннолетняя не является получателем компенсации, в суде не оспаривались. Вместе с тем отдельные меры социальной поддержки, установленные федеральным и окружным законодательствами, предоставляются с учетом членов семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор (адрес) указывает, что доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
Ответчик КУ «Центр социальных выплат Югры», законный представитель несовершеннолетней ФИО - ФИО, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетняя ФИО, (дата) года рождения, является получателем пенсии по случаю потери кормильца с (дата) по (дата), с (дата) несовершеннолетней ФИО ответчиком в беззаявительном порядке производится выплата региональной социальной доплаты к пенсии.
В период с (дата) по (дата) при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера ФИО для определения суммы региональной социальной доплаты к пенсии учитывалась, в том числе сумма компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа, выплачиваемая бабушке ФИО - ФИО2 как педагогическому работнику.
При этом, несовершеннолетняя ФИО получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа не являлась и не является, компенсация не входила в состав её доходов, ФИО не относится к категории граждан, имеющих право на указанную компенсацию.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исковые требования прокурора (адрес), обратившегося в суд в интересах несовершеннолетней ФИО, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Региональная социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру), проживающему на территории автономного округа, денежной суммы к пенсии в размере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре», и общей суммой материального обеспечения пенсионера.
В силу требований ст. 12.1 вышеназванного Федерального закона общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2009 г. № 212-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» постановлением Правительства ХМАО - Югры от 17.11.2009 № 300-п утверждено Положение о порядке установления, определения условий установления, выплаты и категориях получателей региональной социальной доплаты к пенсии, правил обращения за ней.
Согласно п. 2.2.1 названного Положения установление, выплата и пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляются казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат». Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке, детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, - со дня назначения соответствующей пенсии.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2013 г. № 24-оз «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
Согласно п. 2.5 Положения при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно), в том числе компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной законом от 23 декабря 2011 г. № 129-оз «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам общеобразовательных организаций, а также иным категориям граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Принимая во внимание указанные выше положения федерального и регионального законодательства, вывод суда о том, что при подсчете общей суммы материального обеспечения несовершеннолетней ФИО не должны учитываться суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, выплачиваемые ФИО2 в соответствии с законом ХМАО-Югры от 23 декабря 2011 г. № 129-ФЗ «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам общеобразовательных организаций, а также иным категориям граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа ХМАО - Югры», является правильным.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств не имеется.
Выводы суда являются по существу правильными, достаточно подробно мотивированы в решении, и доводами жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы ответчика оснований для отмены оспариваемого судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи: Дроздов В.Ю.
Назарук М.В.