НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 25.07.2023 № 33-4931/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2023 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Мочегаева Н.П.,

судей Евтодеевой А.В., Ишимова А.А.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)8 Тамары Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре (ранее государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО – Югре) о разрешении пенсионного спора,

по апелляционной жалобе (ФИО)9 Тамары Николаевны на решение Нижневартовского городского суда от 19.04.2023, которым постановлено:

установить факт принадлежности (ФИО)10 Тамаре Николаевне свидетельства № 11786 учебного комбината Житомирского ОУКХ на имя (ФИО)11 Тамары Николаевны.

Отказать в удовлетворении остальной части требований.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)12 Т.Н. обратилась в суд с иском об оспаривании решения пенсионного органа от 10.11.2020 об отказе в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Просила установить факт принадлежности ей свидетельства № 11786 учебного комбината Житомирского ОУКХ на имя (ФИО)13 Т.Н.; включить в стаж учебу в учебном комбинате Житомирского ОУКХ с 15.09.1982 по 07.02.1983; периоды нахождения по месту службы супруга с 24.06.1985 по 25.04.1986, с 20.05.1988 по 02.11.1989, с 01.01.1990 по 02.03.1990, с 29.03.1991 по 09.10.1991, с 23.08.1994 по 18.05.1998; службу по контракту в Вооруженных Силах Украины с 03.10.1992 по 23.08.1994; предпринимательство в Республике Украина с 1998 по 2007; назначить страховую пенсию по старости с 27.07.2020; взыскать компенсацию морального вреда 5 000 000 руб. и судебные расходы. Требования мотивированы тем, что 27.07.2020 она подала в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости. Между тем, ответчик оказал в удовлетворении указанного заявления. По мнению истца, пенсионный орган неправильно произвел расчет стажа.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)14 Т.Н. указывает на неправильное рассмотрение заявления в порядке гражданского судопроизводства, поскольку она подавала административное исковое заявление. Полагает, что суд ошибочно произвел расчет в календарном порядке ее стажа в МПКС. Суд не учел, что на день первого обращения за пенсией 23.03.2015, ее стаж на Крайнем Севере составлял 7 лет 6 месяцев, возраст 50,5 лет, ИПК 6,6. Ссылаясь на консультационную карту пенсионного органа от 23.05.2015, полагает, что приобрела право на пенсию 11.09.2019. При расчете ИПК ответчик не учел некоторые периоды. По мнению истца, периоды, связанные с Вооруженными Силами СССР и Украины, подлежат исчислению в льготном порядке 1 год за 2 года. Суд неправильно указал период нахождения ребенка истца у бабушки в течение 4 лет, поскольку этот срок составил 3 месяца. За нарушение ее права на пенсионное обеспечение ответчик обязан выплатить компенсацию морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов. Указывает, что из-за несвоевременной уплаты страховых взносов право на установление страховой пенсии по старости у истца возникло 31.03.2022.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение подлежащим частичной отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.

27.07.2020 (ФИО)15 Т.Н. ((дата) г.р.) обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 п. 19 – 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

11.09.2019 (ФИО)16 Т.Н. достигла возраста 55 лет, поэтому необходимый для установления страховой пенсии по старости возраст у нее наступил 11.03.2020.

В 2020 году для назначения страховой пенсии по старости по общим основаниям (ФИО)17 Т.Н. необходим страховой стаж 11 лет, ИПК – 18,6.

10.11.2020 государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске принято решение об отказе в назначении пенсии (ФИО)18 Т.Н. из-за отсутствия необходимой величины ИПК. По расчету ответчика на дату подачи заявления страховой стаж истца составил – 16 лет 11 месяцев 11 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – 12 лет 3 месяца 18 дней; величина ИПК – 17,312 при требуемой величине ИПК – 18,6.

В связи с представлением истцом дополнительных документов – 31.03.2022 ответчиком принято новое решение об отказе в установлении страховой пенсии, которым признан на 27.07.2020 страховой стаж 18 лет 4 месяца 28 дней, величина ИПК 18,059, что недостаточно для назначения страховой пенсии со дня подачи заявления. По расчету пенсионного органа право на пенсию у истца возникло 31.03.2022 с учетом периодов работы после 27.07.2020.

В ходе производства по делу ответчик признавал наличие у истца на 27.07.2020 необходимого для назначения пенсии возраста и страхового стажа.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

По расчету пенсионного органа до 2014 года ИПК у истца составляет 12,930, в период 2015 – 2019 годы – 5,129, всего 18,059 (12,930 + 5,129).

В соответствии с ч. 18 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах по формуле: ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10, где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании; СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных (для лиц, указанных в ч. 3 ст. 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании; НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ за соответствующий календарный год.

Из материалов дела следует, что при рассмотрении в 2020 году заявления истца об установлении пенсии ответчик не учитывал ИПК за отработанный период в 2020 году.

В течение 2020 года истец осуществляла предпринимательскую деятельность. Для оценки пенсионных прав индивидуальных предпринимателей существенное значение имеет исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно письмам МРИ ФНС России № 6 по ХМАО – Югре от 13.08.2020 от 25.07.2023 на основании п. 1 ст. 430, п. 2 ст. 432 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года. На 2020 год фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 32 448 руб. (ФИО)19 Т.Н. страховые взносы уплачивала поквартально в размере 8 112 руб. (32 448 / 4 = 8 112) – 26.03.2020, 09.06.2020, 10.09.2020, 11.12.2020. Обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование исполнена в полном объеме.

В 2020 году СВгод,i составляют 23 598,55 (32 448 / 22% * 16%). С учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОПС - 1 292 000 руб. НСВгод,i составляет 206 720 руб. (1 292 000 * 22%). Соответственно, расчетный ИПК на 2020 год составляет 1,142 (23 598,55 / 206 720 * 10).

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407.

Фиксированный размер страховых взносов на 2020 год на обязательное пенсионное страхование 32 448 руб. был установлен для истца Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Таким образом, условия для расчета ИПК на 2020 год были сформулированы законодателем задолго до указанного расчетного периода, поэтому у участников пенсионных правоотношений, могли возникнуть правомерные ожидания на применение соответствующего ИПК, в случае исполнения ими требований законодателя.

На момент подачи 27.07.2020 заявления о назначении страховой пенсии истец исполнила обязанность по уплате страховых взносов, влияющих на исчисление ИПК за 2020 год.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в 2020 году ИПК истца действительно составил 1,142 или 0,571 за половину 2020 года (1,142 / 2). С учетом изложенного, на момент подачи заявления ИПК истца составляет 18,63 (18,059 + 0,571), поэтому с решением ответчика об отказе в установлении пенсии нельзя согласиться. Требование истца о назначении страховой пенсии по старости с 27.07.2020 подлежит удовлетворению.

В остальной части доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по следующим основаниям.

По смыслу закона, вид судопроизводства, в котором подлежит рассмотрению заявление истца, определяется судом. Суждения апеллянта о подаче заявления для рассмотрения в порядке административного судопроизводства не влияют на исход дела, поскольку суд правильно рассмотрел иск в порядке гражданского судопроизводства.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 27.07.2020, поэтому на назначение пенсии не влияют доводы апеллянта об обращении в пенсионный орган до указанной даты по другим вопросам.

Согласно записям в трудовой книжке истец работала с 02.03.1983 по 24.06.1984 водителем трамвая в Житомирском ТТУ, с 25.04.1986 по 20.06.1988 уборщицей общежития полевой почты 83110, с 02.11.1989 по 01.01.1990 санитаркой парафино-озокеритового кабинета, с 02.03.1990 по 29.03.1991 мойщиком-уборщиком подвижного состава, кладовщиком в Житомирском ТТУ.

Периоды работы истца с 02.03.1983 по 24.06.1984, с 25.04.1988 по 19.06.1988, с 02.03.1990 по 31.12.1990 включены ответчиком в страховой стаж.

Пенсионный орган обоснованно не учел период работы с 02.11.1989 по 01.01.1990 санитаркой парафино-озокеритового кабинета в санатории из-за несоответствия записей в трудовой книжке нормативным требованиям.

Согласно архивным справкам от 21.09.2020 22.09.2020 документы в отношении санатория отсутствуют, поэтому указанный период не может быть принят.

С 12.02.1985 по 18.05.1998 истец состояла в браке с военнослужащим (ФИО)20 А.В.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

В соответствии с п. 35 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015) период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 01.01.2009, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению № 4.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ (ФИО)21 Т.Н. не представила вышеуказанную справку, не доказала факт совместного проживания с супругом по месту службы последнего, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении соответствующих исковых требований.

В протоколе судебного заседания от 13.03.2023 отражены объяснения истца о нахождении с 1994 по 1998 годы (4 года) у матери в Житомирской области, поэтому не может быть принят довод жалобы о неправильном указании в решении указанного периода.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей».

В период с 05.10.1992 по 23.08.1994 истец проходила военную службу в Вооруженных Силах Украины, которая не предусмотрена ни Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ни Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении иска в данной части.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств – республик бывшего СССР» утверждены «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в РФ из государств – республик бывшего СССР», согласно которым при назначении пенсии гражданам, прибывшим в РФ из государств – участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

(ФИО)22 Т.Н. не представила допустимые доказательства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Республике Украина в течение предпринимательской деятельности с 07.11.2002 по 14.09.2007, поэтому суд правомерно не включил указанный период в страховой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении искового требования о взыскании компенсации морального вреда.

Ответчик признал наличие у истца стажа в МПКС за время предпринимательской деятельности с 14.09.2007 по 26.07.2020 всего 12 лет 10 месяцев 13 дней.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно пп. Б п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).

В соответствии с ч. 2 ст. 322 ГПК РФ в апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Согласно ч. 6 ст. 327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

В ходе производства по делу истец не заявляла требований о порядке расчета стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому суждения апеллянта в данной части подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Нижневартовского городского суда от 19.04.2023 в части отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске от 10.11.2020 и назначения страховой пенсии по старости. Принять в данной части новое решение.

Признать незаконным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске от 10.11.2020 об отказе в установлении страховой пенсии по старости (ФИО)23 Тамаре Николаевне.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО – Югре назначить (ФИО)24 Тамаре Николаевне страховую пенсию по старости по ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.07.2020.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 31.07.2023.

Председательствующий

Мочегаев Н.П.

Судьи

Евтодеева А.В.

Ишимов А.А.