НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 20.02.2024 № 33А-1210/2024

Судья Опанасенко О.С. № 33а-1210/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2024 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Назарука М.В., Начарова Д.В.,

при секретаре Барабаш П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-339/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – МИФНС № 10 по ХМАО – Югре, налоговой орган) к (ФИО)1 о взыскании недоимки по налогу и пени,

по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., судебная коллегия

установила:

МИФНС № 10 по ХМАО – Югре обратилась в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями взыскать с (ФИО)1 (ИНН (номер)): транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты> рубля, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей за период с (дата) по (дата), начисленные на недоимку за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей; пени по транспортному налогу на сумму <данные изъяты> рублей за период с (дата) по (дата), начисленные на недоимку за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате указанных налогов и пени в установленном порядке и сроки.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Утверждает, что административный истец пропустил шестимесячный срок подачи иска, а кроме того, (ФИО)1 не может быть плательщиком транспортного налога за 2018 год, поскольку с января 2017 года собственником транспортного средства, на которое начислен транспортный налог, не является. Кроме того, указанная сумма налога ранее была взыскана, а повторное взыскание налогов является недопустимым.

В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС № 10 по ХМАО – Югре просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45).

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статьям 32 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению сумм налогов (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц) возлагается на ФНС России. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, в случае выявления недоимки налоговый орган не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения направляет налогоплательщику требование об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации в той же редакции предусматривала, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Требование о взыскании налога может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (пункт 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами административного дела, в спорный период (ФИО)1 являлся плательщиком транспортного налога.

Налоговым органом был исчислен налог и в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: от (дата)(номер) о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> рубля, со сроком уплаты (дата);

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанной обязанности в полном объеме, (дата) в адрес налогоплательщика направлены:

требование (номер) о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей и пени <данные изъяты> рублей за период с (дата) по (дата), со сроком исполнения (дата);

требование от (дата)(номер) о необходимости уплаты пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей за период с (дата) по (дата), начисленные на недоимку за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, со сроком исполнения – (дата).

По информации налогового органа названные требования должником не исполнены.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Белоярского судебного района от 8 декабря 2022 года отменен судебный приказ от 27 августа 2020 года по делу № 2а-264-0102/2020 о взыскании указанной недоимки с (ФИО)1

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда.

В соответствии с вышеприведенными нормами права, обязанность уплаты транспортного налога за 2018 год должна была быть исполнена налогоплательщиком в срок до (дата).

Поскольку доказательства уплаты административным ответчиком транспортного налога за 2018 год и пени в материалах административного дела отсутствуют и суду представлены не были, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании налоговой недоимки с административного ответчика.

Расчет налога за 2018 год произведен в соответствии с периодами владения транспортными средствами налогоплательщиком, в частности: 6 месяцев владения автомобилем ВАЗ-21074, 5 месяцев владения автомобилем Мерседес BENZ Е200 и 12 месяцев владения автомобилем Ауди Q7.

Довод жалобы об отчуждении налогоплательщиком автомобиля в 2017 году основанием для отмены правильного решения суда не является.

Как следует из пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из приведенных норм права следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.

Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

Согласно представленной суду апелляционной инстанции в порядке статей 6 и 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информации от УМВД России по ХМАО - Югре, автомобиль Ауди Q7, государственный регистрационный знак <данные изъяты> был зарегистрирован за (ФИО)1 в период с 17 февраля 2016 года по 18 октября 2022 года.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с административного ответчика транспортный налог за автомобиль Ауди Q7 за весь 2018 год.

Довод жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд основан на неверном толковании норм права.

По общему правилу, установленному в абзаце 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года), заявление о взыскании обязательных платежей и санкций за счёт имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 26 постановления Пленума от 27 декабря 2016 года № 62, в соответствии с которыми истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку определение об отмене судебного приказа мировым судьей было вынесено 8 декабря 2022 года, а с настоящим административным иском МИФНС России № 10 по ХМАО - Югре обратилась в городской суд 5 июня 2023 года, следует признать, что шестимесячный срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) административным истцом был соблюден.

Также вопреки доводу жалобы следует отметить, что взыскание повторным не является, так как судебный приказ отменен, вопросы удержаний налога по судебному приказу верные выводы суда не опровергают, поскольку касаются исполнения данного судебного акта и к предмету административного иска не относятся.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи Назарук М.В.

Начаров Д.В.