НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 20.01.2015 № 33-5921/2014

 Судья (ФИО)2                (номер)

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 (дата)                             (адрес)

 Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) – Югры в составе:

 председательствующего судьи    (ФИО)6

 судей                     Романовой И.Е., (ФИО)5

 при секретаре                 (ФИО)3

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес)-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес) – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

 «Удовлетворить исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание «Ветеран груда».

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 200 рублей в счет возмещения судебных расходов».

 Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Истец (ФИО)1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с заявлением к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, как ведомственного знака отличия в труде, и обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить звание «Ветеран труда». Исковые требования мотивировал тем, что ему отказано в присвоении звания на том основании, что Почётная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, которой награждён, не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением (адрес) от (дата) № 103-(адрес) просит признать отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по присвоению ему звания «Ветеран труда».

 Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

 Суд постановил изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Департамент социального развития (адрес) - Югры ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, с учетом доводов апелляционной жалобы. Выражает несогласие с решением, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от (дата) № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

 Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта РФ не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», полагает, является несостоятельной, поскольку правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа-Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда (адрес)-Югры», Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отсутствует.

 Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 Как установлено судом и видно из материалов дела, что (ФИО)1 имеет трудовой стаж более 33 лет (л.д.24). Является получателем пенсии по старости, что подтверждается удостоверением № 206822.

 Приказом от (дата) № 184-п Министерства топлива и энергетики Российской Федерации награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (л.д.12).

 Решением Комиссии Департамента социального развития ХМАО - Югры по присвоению звания «Ветеран труда» от (дата) (протокол № 16), истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) № 103-п (л.д.13).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от (дата) №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закона №5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Согласно пункта 4 статьи 7 Закона №5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от (дата) №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон №184-ФЗ).

 На основании статьи 4 Закона (адрес) - Югры от (дата) №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес)-Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда (адрес)-Югры», утверждается Правительством (адрес) - Югры.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона №5-ФЗ.

 Под установленным частью 2 статьи 7 Закона №5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона №5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

 Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона №5-ФЗ.

 В соответствии с Положением о почетной грамоте Министерства энергетики Российской Федерации (утв. Приказом Минэнерго РФ от (дата) N 26 «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков и Почетной грамоты»), почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций ТЭК, работники центрального аппарата министерства при стаже работы в отраслях топливно-энергетического комплекса не менее 5 лет, организации ТЭК, добившиеся высоких результатов: в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально - бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от (дата) N 777), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Согласно пункта 9 указанного Положения Министр энергетики в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.

 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» (Приложение 1 к приказу Министерства энергетики РФ от (дата) №11) утвержден перечень ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации, в числе которых указана и Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.

 Данный приказ издан во исполнение пункта 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008г. (номер) «О Министерстве энергетики Российской Федерации», которым Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец была в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде - Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации.

 Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.

 Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес)-Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда (адрес)-Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес)-Югры» незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.

 Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 закона (адрес)-Югры от (дата) №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес)-Югре» звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Истец отвечает установленным законом критериям.

 Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства.

 Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

 Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

 При таких обстоятельствах решение суда законно, оснований для его отмены доводы апелляционной жалобы не содержат.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

     Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - (адрес) – Югры - без удовлетворения.

 Председательствующий:                        (ФИО)6

 Судьи:                                              Романова И.Е.

 (ФИО)5