НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 19.08.2014 № 33-3590/2014

 Судья Калиниченко Н.А.                                                                       Дело № (номер)

                                 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 19 августа 2014 года                                                                г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего судьи Волкова А.Е.

 судей: Шкилёва П.Б., Романовой И.Е.

 при секретаре Д.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 мая 2014 года, которым постановлено:

 «Удовлетворить исковые требования Р. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание «Ветеран труда».

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Р. звания «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Р. звание «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оформить Р. удостоверение «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Р. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов».

 Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия

                                                    установила:

 Р. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации, как ведомственного знака отличия в труде и обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание «Ветеран труда», оформить удостоверение «Ветеран труда».

 Свои требования истец мотивировал тем, что имеет трудовой стаж более 33 лет. 09.07.2012 года приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 91п истец был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации. Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». 21.01.2014 года Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал ему в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства энергетики Российской Федерации в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец просил признать отказ незаконным и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда», обязать ответчика оформить удостоверение «Ветеран труда», возместить судебные расходы.

 Дело рассмотрено в отсутствие истца Р. на основании его заявления и Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с решением, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Считает, что судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа-Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отсутствует.

 В возражениях на жалобу Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.

 Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 Руководствуясь абзацем 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производстве в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает необходимым проверить решение в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, и не связывая себя доводами жалобы в интересах законности. Под интересами законности, с учетом положений статьи 2 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции понимает необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм процессуального права в целях защиты прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказами от 09 июля 2012 года № 91п Министерства энергетики РФ истец награжден Почетной грамотой Министерства (л.д.12,21).

 Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2014 года № 15-Исх-800 Р. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства энергетики РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа-Югры от 06.06.2005 № 103-п (л.д.20).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закона №5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Согласно пункта 4 статьи 7 Закона №5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон №184-ФЗ).

 Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона №5-ФЗ.

 Под установленным частью 2 статьи 7 Закона №5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона №5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

 Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона №5-ФЗ.

 В соответствии с Положением о почетной грамоте Министерства энергетики Российской Федерации (утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2000 N 26 "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков и Почетной грамоты"), почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций ТЭК, работники центрального аппарата министерства при стаже работы в отраслях топливно-энергетического комплекса не менее 5 лет, организации ТЭК, добившиеся высоких результатов: в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально - бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

 В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 N 777), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Согласно пункта 9 указанного Положения Министр энергетики в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.

 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" (Приложение 1 к приказу Министерства энергетики РФ от 14.07.2008 г. №11) утвержден перечень ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации, в числе которых указана и Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.

 Данный приказ издан во исполнение пункта 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008г. № 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", которым Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде - Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации.

 Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.

 Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 N 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.

 Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» звание «Ветеран труда» присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Истец отвечает установленным законом критериям.

 Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» является правильным, а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.

 Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Департамент обязанности по оформлению удостоверения «Ветеран труда».

 В соответствии со ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2006г. № 142-п утвержден Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений.

 В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 вышеуказанного Порядка присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прием документов - казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат», оформление удостоверения «Ветеран труда» - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.

 При таком положении у суда не имелось оснований для возложения на Департамент социального развития ХМАО-Югры обязанности по выдаче истцу удостоверения, поскольку в силу п. 4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента.

 На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования о возложении на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности по выдаче Р. удостоверения «Ветеран труда» (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), в указанной части в удовлетворении иска истцу следует отказать.

 Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                            определила:

 Решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 мая 2014 года отменить в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности по оформлению Р. удостоверения «Ветеран труда».

 Принять в указанной части новое решение, которым Р. отказать в удовлетворении искового требования к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о возложении обязанности по оформлению удостоверения «Ветеран труда».

 В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО - Югры - без удовлетворения.

 Председательствующий:                     Волков А.Е.

 Судьи:                                 Шкилёв П.Б.

 Романова И.Е.