АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Мочегаева Н.П.,
судей: Максименко И.В., Дука Е.А.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии периодов работы, принятии к зачету справки о заработной плате, назначении пенсии с определенной даты, установлении юридического факта проживания,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 апреля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) об обязании включения в страховой, дающий право на назначение страховой пенсии периодов работы, принятии к зачету справки о заработной плате и назначении пенсии с определенной даты удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) включить в страховой стаж К. периоды работы с 12.11.1981г. по 28.07.1983г., с 15.01.1996г. по 14.02.1997г., с 23.07.1991г. по 01.09.1993г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) назначить К. страховую пенсию с 04.09.2018 года.
В удовлетворении исковых требований К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее УПФ) об установлении юридического факта проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в городе Сургуте в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на 1 января 2002 года, включении в страховой стаж периодов работы: с 12 ноября 1981 года по 28 июля 1983 года на заводе «Контрольно-измерительных приборов» города Бишкек Киргизской ССР слесарем мехработ, с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года в средней школе № 73 города Бишкек Киргизской ССР учителем, с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года – период ухода за ребенком А., (дата) года рождения; принятии к зачету справки о заработной плате от 25 октября 2018 года (номер), выданной Тогуз-Тороуским районным государственным архивом Жалал-Абадскогого областного государственного архива Кыргызской Республики за периоды работы с 1988 года по 1994 год: возложении обязанности на УПФ назначить страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения в УПФ – 4 сентября 2018 года.
Требования мотивированы тем, что 4 сентября 2018 года К. обратилась в УПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФ от 5 апреля 2019 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости. В страховой стаж не включены спорные периоды, поскольку предоставленные справки не соответствуют требованиям предъявляемых к их заполнению. УПФ запрошена дополнительная проверка факта выдачи представленных справок из города Бишкек Кыргызской Республики, однако ответ не поступил. Полагает, что представленными доказательствами подтверждается факт работы истца в спорные периоды.
Истец К., ответчик УПФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФ просит решение отменить в части, принять новое об отказе в удовлетворении требований в части включения в страховой стаж периодов с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года и с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года (период ухода за ребенком). Ссылается на то, что оспариваемый период с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года имел место на территории Республики Кыргызстан, в связи с чем не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта 1992 года. Судом необоснованно учтен в страховой стаж период ухода за ребенком 2 года 1 месяц 8 дней, поскольку статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) предусматривает, что засчитывается в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В возражении на апелляционную жалобу К. полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными. Просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец К., ответчик УПФ не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для частичной отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, 4 сентября 2018 года К. обратилась в УПФ за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Решением УПФ от 5 апреля 2019 года (номер)К. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
К. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 22 апреля 2011 года.
По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж К. на дату подачи заявления составляет: страховой - 7 лет 0 месяцев 23 дня; величина индивидуального пенсионного коэффициента – 9, 372 балла.
В страховой стаж не включены оспариваемые периоды: с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года в средней школе № 73 города Бишкек Киргизской ССР в должности учителя, так как в представленной К. справке, выданной Октябрьским районным центром занятости населения Кыргызской Республики, отсутствует исходящий номер и дата выдачи, в свидетельстве о заключении брака от 12 февраля 2007 года серии КР-Х1 (номер) в фамилии истца после заключения брака А. имеется исправление, в представленных копиях приказов о приеме и заявлении отчество заявителя не соответствует паспортным данным, УПФ запрошена дополнительная проверка факта выдачи представленной справки, однако ответ не поступил; с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года – период ухода за ребенком, так как в представленном свидетельстве о рождении ребенка от 29 декабря 2015 года серии КР-Х (номер) отсутствует отметка о выдаче паспорта и не подтверждена смена фамилии «К.-А.
Решение обжалуется в части включения в страховой стаж периодов работы К. с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года и с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что УПФ необоснованно не был учтен и не засчитан в страховой стаж К. период работы учителем с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года в средней школе № 73 города Бишкек Киргизской ССР, поскольку факт работы истца в данный период подтвержден представленными истцом доказательствами, а также период ухода за ребенком с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в страховой стаж К. период работы учителем с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года в средней школе № 73 города Бишкек Киргизской ССР, поскольку указанный период работы подтвержден истцом документально.
Судебная коллегия находит не состоятельным довод апелляционной жалобы УПФ о том, что период работы К. с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года имел место на территории Республики Кыргызстан, в связи с чем не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта 1992 года, по следующим основаниям.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (части 2, 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, работающих в школах всех наименований.
Списком от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждения» (пункт 1.1) предусмотрены школы всех наименований, в разделе «Наименование должности» (пункт 1) - должность учителя.
В соответствии с пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
УПФ не предоставлено, в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств опровергающих работу К. учителем с 15 января 1996 года по 14 февраля 1997 года в средней школе № 73 города Бишкек Киргизской ССР, в связи с чем, судебная коллегия считает вывод суда о необоснованном отказе ответчиком включить указанный период работы в страховой стаж истца, основанным на вышеуказанным нормах права.
Между тем, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы УПФ о необоснованном зачете судом в страховой стаж К. период ухода за ребенком с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года по следующим основаниям.
Статья 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (подпункт 3), то есть наравне с указанными выше периодами в страховой стаж засчитываются также периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, но в которые лицо несло так называемую полезную социальную нагрузку («нестраховые периоды»).
Указанная норма предусматривает включение в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, однако суд включил в страховой стаж истца период ухода за ребенком более полутора лет.
При таких обстоятельствах, решение суда в вышеуказанной части, как принятое с нарушением норм материального закона (пункт 4 части 1 статьи 330, пункт 1 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения о включении в страховой стаж К. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 23 июля 1991 года по 23 января 1993 года и отказе в части включения в страховой стаж для досрочного назначения пенсиии периода нахождения истца в отпуске до трех лет с 24 января по 1 сентября 1993 года.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 апреля 2020 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) включить в страховой стаж К. период работы с 23 июля 1991 года по 1 сентября 1993 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) обязанность включить в страховой стаж К. период работы с 23 июля 1991 года по 23 января 1993 года.
К. в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры (межрайонное) включить в страховой стаж период работы с 24 января 1993 года по 1 сентября 1993 года отказать.
В остальной части решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий Мочегаев Н.П.
Судьи Максименко И.В.
Дука Е.А.