АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела
по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к (ФИО)3, (ФИО)1 о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
по апелляционной жалобе (ФИО)3, (ФИО)1
на решение Березовского районного суда ХМАО-Югры от 16 июля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ответчикам (ФИО)3, (ФИО)1 о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с (ФИО)3, (ФИО)1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам за капитальный ремонт за период с 11 июня 2017 года по 31 мая 2019 года в размере 19 192 (девятнадцать тысяч сто девяносто два) рубля 92 копейки, пени за период с 11 июля 2017 года по 17 июня 2019 года в размере 6 600 (шесть тысяч шестьсот) рублей 13 копеек, госпошлину в сумме 973 (девятьсот семьдесят три) рубля 79 копеек, по 486 (четыреста восемьдесят шесть) рублей 90 копеек с каждого.
В остальных требованиях Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов отказать».
Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е., судебная коллегия
установила:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (истец, фонд) обратился в суд с иском к (ФИО)3, (ФИО)1 (ответчик) о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование требований указал, что ответчики являются собственниками квартиры по адресу: (адрес), расположенной в многоквартирном доме.
Указанный жилой дом включен в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры. Согласно требованиям Жилищного кодекса РФ, собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме, обязаны уплачивать взносы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Тариф взносов за капитальный ремонт утвержден приказами Департамента жилищно-коммунального комплекса и ХМАО-Югры. За период с 01 сентября 2014 года по 30 мая 2019 года за ответчиками образовалась задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 46 225,29 рублей.
В адрес ответчиков, претензия о необходимости оплаты взноса на капитальный ремонт, указывает истец, направлена, осталась без внимания. Так как ответчики не уплачивали взнос на капитальный ремонт за период с 11 октября 2014 года по 17 июня 2019 годы, в соответствии с ч.14.1 ст.155 ЖК РФ образовались пени в сумме 10 919,70 рублей.
Возникшая ситуация, полагал истец, нарушает права, имеются основания для их принудительного взыскания заявленным в иске способом. Просил взыскать с ответчиков сумму долга по взносам, пеню и судебные издержки в виде уплаченной госпошлины в сумме 1 914,35 рублей.
Ответчики иск не признали. Ссылались на то, что с требованиями об оплате истец к ним не обращался. В суд обратился с пропуском срока исковой давности. Указали на отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД, на котором избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. С учетом указанного просили в удовлетворении иска отказать.
Стороны в суд не явились, о дате рассмотрения дела были извещены. Суд в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствии. Проверил представленные доказательства, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики.
В обоснование ссылаются на обстоятельства, изложенные в возражениях на иск. Значимые обстоятельства, полагают, судом определены неправильно, что привело к постановлению решения, не отвечающего требованиям законодательства. В том числе, указывают на отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД, на котором избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, чему суд оценки не дал, но это имеет значение для разрешения заявленного спора.
Кроме того, ссылаются на то, что за период с 2014 года со стороны истца документы на оплату взносов за капитальный ремонт в их адрес не поступало. О том, что у ответчиков возникла обязанность по уплате взносов и их сумме, узнали из судебного приказа, полученного в конце 2019 года. Считают, что их вина в просрочке оплаты взносов не доказана, отсутствуют основания для взыскания пени. Просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
Из материалов дела следует, что спор между сторонами возник по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении жилого помещения по адресу: (адрес), принадлежащего на праве общей совместной собственности (ФИО)3 и (ФИО)1 Наличии оснований для принудительного взыскания с ответчиков за период с 01.09.2014 года по 30.05.2019 год суммы долга в размере 46225,29 рублей, а также пени за несвоевременную оплату ежемесячных платежей, начисленных фондом капитального ремонта за спорный период в сумме 10 919,70 руб.
Ответчики (ФИО)8 являются собственниками объекта недвижимости: жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается выпиской из ЕГРН. Право зарегистрировано на объект недвижимости - квартиру с площадью 67,3 кв.м.
По смыслу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Суд, проверив представленные сторонами сведения, исходил из того, что многоквартирный жилой дом (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако ответчики свои обязательства не исполняли.
При этом, на основании части 1 статьи 169 и части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД на специальный счет, владельцем которого, на основании пункта 4 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации является Фонд.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 декабря 2013 №632-рп «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создана некоммерческая организация «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» путем учреждения, с местом нахождения в городе Ханты-Мансийске. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Указанный закон устанавливает порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и требований к ней.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года №568-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением администрации города Ханты-Мансийска от 9 июля 2014 года №596 «О перечне многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование Фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - Некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» утвержден перечень многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», согласно приложению к настоящему постановлению (статья 1).
Поскольку многоквартирный жилой дом (адрес), включен в Программу, у ответчиков как собственников возникла обязанность уплаты взносов, которая не исполняется. Исходя из изложенного, суд признал требования истца основанными на законе и подтвержденными доказательствами, подлежащими удовлетворению в пределах срока исковой давности.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом ходатайства ответчиков применил к периоду взыскания задолженности с 01.09.2014 по 11.06.2017 года последствия пропуска истцом срока исковой давности. В удовлетворении иска в названной части отказал.
Обсуждая вопрос о взыскании пени, суд исходил из того, что частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Установленную законом обязанность фонд со своей стороны исполняет. Необходимую информацию ежемесячно размещает на открытом лицевом счете собственника помещения (ответчиков). Однако своих обязательств они не выполняют, оплату взносов на капитальный ремонт не производят.
В отношении иска о взыскании пени за период 11.07.2017 по 17.06.2019 года в сумме 6 600,13 руб. суд признал требований законными. Пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в названной части. Взыскал с ответчиков, как лиц, ответственных за их оплату, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 19 192,96 руб., а также пени, в размере, установленном законом 1\300 ставки рефинансирования в размере 6 600,13 руб.
Судебная коллегия с названными выводами суда соглашается, считает их правильным, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам исходя из следующего.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2016 года
№10-П подтвердил общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, которая предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах в формировании фондов капитального ремонта общего имущества независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности.
Законодательством не предусмотрены основания для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений. При этом, средства собственников помещений в многоквартирном доме аккумулируются на счете регионального оператора, и они не освобождаются от закрепленной ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с действующими в ХМАО-Югре правилами сведения о взносах должны отражаться в расчетном счете, формируемом через ЕРИЦ ежемесячно. Взаиморасчёты должны быть произведены до 10 числа каждого месяца. За несвоевременную оплату коммунальных платежей и взносов на капремонт установлена пеня, размер которой определен законом.
Сведений о наличии оснований для освобождения от их оплаты ответчиками не представлено, как и наличия уважительной причины, препятствующей оплате. Соответственно оснований для освобождения от оплаты пени по доводам, изложенным в жалобе, не имелось.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, предусмотренном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в МКД должны соблюдать установленные сроки уплаты взносов. В противном случае по факту несвоевременной и (или) неполной уплаты взносов на капитальный ремонт фонд имеет право начислять пени. Учитывая, что ответчики своевременно не уплатили взносы на капитальный ремонт, чего не отрицают, ссылаясь на отсутствие информации от фонда, с них подлежат взысканию пени за просрочку уплаты. Выводы суда в этой части являются правильными.
В соответствии со ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны вносить взносы на капитальный ремонт своевременно, в сроки, установленные законом. Общий срок установлен до 10 числа каждого месяца.
Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в случае включения дома в окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, вопреки доводам жалобы, прямо предусмотрена положениями жилищного законодательства. Незнание закона за невыполнение обязанности, установленной законом, не освобождает от ответственности. При таких обстоятельствах доводы ответчиков о не направлении истцом в их адрес платежных документов, поводом для отказа в иске о взыскании взносов и пени, установленной законом, не являются.
Учитывая публичность названных правоотношений, ответчики при должной осмотрительности имели возможность получить доступ к личному кабинету плательщика на официальном сайте Фонда в сети «Интернет» (kapremontugra.ru) и надлежаще выполнять возложенные законом обязательства.
С момента приобретения в собственность спорного недвижимого имущества у них возникла обязанность производить оплату взносов на капитальный ремонт. Доказательств, подтверждающих выполнение обязанности, суду не представили. При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что основания для принудительного взыскания суммы долга и начисленной истцом пени имеются.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Не направление в адрес ответчиков платежных документов не исключает возможность начисления истцом пеней за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт. Обязательность их уплаты регламентирована нормами закона, и не освобождает ответчиков от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от ответственности за просрочку платежа.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Уплата взносов является прямой обязанностью собственника независимо от того направлялась ли ему квитанция с требованием оплаты или нет, поскольку в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По смыслу вышеприведенных норм, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой иных коммунальных платежей. Выводы суда о наличии оснований для взыскания взносов на капитальный ремонт и пени за несвоевременную их оплату, являются правильными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат. По существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных истцом требований, исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда ХМАО-Югры от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в 7-ой кассационной суд общей юрисдикции в г. Челябинске в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Беспалова В.В.
Решетникова О.В.