АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО – Югры о присвоении звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 04.12.2015 г., которым постановлено:
признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО – Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указала, что она имеет необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости, в (дата) награждена Почетной грамотой Министерства РФ по налогам и сборам. Департамент социального развития ХМАО – Югры отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на отсутствие данного ведомственного знака отличия в труде в «Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п). По мнению истца, его право на присвоение звания вытекает из положений ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Просит признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО – Югры об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение данного звания и обязать ответчика присвоить ей указанное звание.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО – Югры просит отменить решение и отказать истцу в удовлетворении требований. По мнению апеллянта, решение принято с существенным нарушением судом норм права. Основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п) отсутствует Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам. Считает ошибочным вывод суда о том, что законодатель субъекта РФ незаконно ограничил возможность присвоения звания «Ветеран труда» определенными видами ведомственных знаков отличия в труде. Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, субъекты РФ имеют право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на несостоятельность ее доводов.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
ФИО1 работает в <данные изъяты>.
На основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от (дата) истец награжден Почетной грамотой Министерства РФ по налогам и сборам за заслуги в профессиональной деятельности и личный вклад в выполнение задач, стоящих перед налоговыми органами.
Департамент социального развития ХМАО – Югры отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда» поскольку Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам не предусмотрена «Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил значимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения участвующих в деле лиц и правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В силу п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, как федеральным законом, так и законом субъекта РФ определено, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж.
В соответствии Положением о Почетной грамоте Министерства РФ по налогам и сборам (утв. приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 12.10.1999 г. № АП-3-20/320) Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам является поощрением за особые заслуги в работе по осуществлению государственного контроля за соблюдением налогового законодательства, своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, контролируемых министерством. Решение о награждении Почетной грамотой работников системы министерства и организаций, не подведомственных министерству, на основании представлений принимает Министр.
Доводы жалобы не влекут отмену решения, так как ошибочное толкование апеллянтом требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий ХМАО – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в п.п. 2 п. 4 ст. 1, п.п. 2 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством ХМАО – Югры.
По смыслу закона, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», Правительство ХМАО – Югры не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре».
Отсутствие в «Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п) такого ведомственного знака отличия в труде, как Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам, не дает оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре».
При разрешении спора суд правильно применил правовые нормы, имеющие большую юридическую силу. Таким образом, соответствует требованиям закона вывод суда о наличии у истца права на присвоение звания «Ветеран труда» и незаконности отказа в присвоении ему такого звания.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ханты-Мансийского районного от 04.12.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий | Ишимов А.А. |
Судьи | Кулькова С.И. |
Назарук М.В. |