НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 15.07.2014 № 33-3027/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 15 июля 2014 года                          г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

 председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

 судей                           Степановой М.Г., Дука Е.А.,

 при секретаре                               Никульшине К.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску А.А.Р. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры – Ф.А.А.

 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 января 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования А.А.Р. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении А.А.Р. «Ветеран труда».

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить А.А.Р. звание «Ветеран труда».

 В удовлетворении требований о возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда» отказать.

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу А.А.Р. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей».

 Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е., судебная коллегия

 установила:

 А.А.Р. (истец) обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ответчик) о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», выдаче удостоверения.

 Требования мотивировал тем, что (дата) Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почётная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года №103-п.

 Считал, данный отказ нарушает его права и интересы. Просил признать его незаконным, обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение установленного образца.

 Истец А.А.Р. о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

 Ответчик иск не признал. Представил возражения на исковое заявление, в удовлетворении иска просил отказать. Ссылался на то, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации и являются их расходными обязательствами. У ХМАО-Югра как субъекта РФ по смыслу федерального закона имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Наделён полномочиями по определению порядка и условий выплат, для обеспечения социальных гарантий ветеранов труда. Поскольку при разрешении обращения истца исходил из правил действующего закона округа, то прав и интересов истца не нарушал. Основания для удовлетворения иска отсутствуют.

 Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явился.

 Суд рассмотрел дело в отсутствии сторон в соответствии с правилами ст.167 ГПК РФ.

 Проверил представленные сторонами доказательства, постановил вышеизложенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование ссылается на доводы, изложенные в возражениях на иск. Полагает, суд неправильно применил нормы материального права, что привело к ошибочным выводам и постановлению незаконного решения.

 Считает, не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и бюджета округа.

 Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, поэтому у субъекта РФ ХМАО-Югра имеется право самостоятельно определять Перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.

 Ссылка суда на то, что законодатель субъекта РФ не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории «ветеранов труда» в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», полагает, является несостоятельной. Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков отличия для социальных выплат из бюджета округа.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.

 Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия находит, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.

 Из материалов дела следует, что спор возник о законности действий ответчика, отказавшего присвоить звание «Ветеран труда» А.А.Р. по мотиву того, что имеющаяся у истца ведомственная награда не включена в Перечень, утвержденный Правительством округа. Наличии оснований для понуждения ответчика присвоить истице звание «Ветеран труда», что требуется для получения социальных льгот и гарантий, установленных другими законами.

 Суд, исследовав представленные сторонами доводы и доказательства, установил, что А.А.Р. работает в ООО «<данные изъяты>, имеет общий трудовой стаж более 30 лет, является пенсионером, ему назначена пенсия по старости.

 (дата) истец был награжден Почётной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса (приказ (номер)).

 В 2013 году обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Представил необходимые сведения по утвержденному перечню, а также сведения о ведомственной награде.

 Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) в присвоении звания «Ветеран труда» ему отказано в связи с тем, что почётная грамота за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса Министерства энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 г. № 103-п.

 Суд, проверив представленные сторонами доводы и доказательства, исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы « социальной » защищенности граждан.

 Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путём принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).

 Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

 Согласно постановлению Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с п.5.2 указанного Постановления, Министерство энергетики Российской Федерации в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения приказом Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 года №11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым в числе прочих относится Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации (приложение №15 приказа Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 года №11).

 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года №11 утверждено в числе прочих положений о почетных званиях и нагрудных знаках Положение о благодарности Министерства энергетики Российской Федерации.

 Этим же приказом утверждено Положение о почетной грамоте Министерства энергетики РФ.

 Согласно пункту Положения, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 21 июня 2004 года №19 «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)», Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации объявляется рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций отраслей, входящих в состав Минпромэнерго России, работникам центральных аппаратов Министерства, Федеральных служб и отраслевых Федеральных агентств, при стаже работы не менее 2 лет, добившимся высоких результатов: в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно- энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

 Содержание вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который даёт право истцу для присвоения звания "Ветеран труда".

 Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

 Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что исходя из конституционного принципа равенства прав граждан, а также того, что истец был в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Почётная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, требования обоснованные.

 Трудовой стаж истца составляет более 30 лет, что подтверждается трудовой книжкой, является пенсионером по старости, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.

 Постановленное судом решение является основанием для выдачи удостоверения ветерана труда компетентным органом. Требования в этой части истцом заявлены преждевременно. Поэтому в этой части иска суд отказал. Решение суда в названной части не оспаривается.

 Судебная коллегия проверила дело в пределах доводов апелляционной жалобы.

 Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

 Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

 Обстоятельства дела исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст.198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.

 Руководствуясь статьями 327.1, 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации,

 судебная коллегия

 определила:

 Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 23 января 2014 года декабря оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО-Югры - без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

                Председательствующий:                                        Иванова И.Е.

                Судьи:                                                                      Степанова М.Г.

                                            Дука Е.А.