НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 15.06.2017 № 33-4532/2017

судья Чех Г.В. № 33-4532/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Кульковой С.И.,

судей Баранцевой Н.В., Мироненко М.И.,

при секретаре М,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о защите пенсионных прав,

по апелляционным жалобам истца (ФИО)1, подписанной его представителем (ФИО)2, ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования (ФИО)1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г.Сургуте ХМАО-Югры о защите пенсионных прав - удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа - Югры включить в страховой стаж (ФИО)1 периоды работы с (дата) по (дата) в Домостроительном комбинате объединении «<данные изъяты>», с (дата) по (дата) в лагере <данные изъяты>, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера, период работы с (дата) по (дата) в АОЗТ «<данные изъяты>», произвести перерасчет размера пенсии с (дата) года».

Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия

установила:

(ФИО)1 обратился в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте (далее – Пенсионный фонд), мотивируя требования тем, что с (дата) он получает трудовую пенсию по старости. При назначении пенсии ответчик не включил в страховой стаж периоды работы: с (дата) по (дата) в Домостроительном комбинате объединении «<данные изъяты>» (оттиск печати работодателя не читаем), с (дата) по (дата) в лагере <данные изъяты> (дата издания приказа при приеме исправлена), в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не включен период его работы с (дата) по (дата) в АОЗТ «<данные изъяты>» в связи с отсутствием в записи об увольнении номера приказа об увольнении, в связи с чем коэффициент начисления пенсии был занижен. Просил обязать ответчика включить указанные спорные периоды в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; произвести перерасчет пенсии со дня её назначения, то есть с (дата).

В отзыве на иск ответчик указал на несогласие с заявленными требованиями, просил в иске отказать. В страховой стаж истца не были включены два периода: с (дата) по (дата) в связи с нечитаемостью оттиска печати работодателя, с (дата) по (дата) в связи с исправлением даты издания приказа; в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не включен период с (дата) по (дата) в связи с отсутствием номера приказа об увольнении.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного истца (ФИО)1, представителя пенсионного фонда.

Представитель истца (ФИО)2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец (ФИО)1 просит отменить решение суда в части отказа в требовании о перерасчете пенсии с 22.11.2011 года, принять в указанной части новое решение с удовлетворением данного требования в связи с нарушением норм материального права и неприменением закона, подлежащего применению. Отказывая в перерасчете пенсии с 22.11.2011 года, суд, руководствуясь положением о том, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер и в сторону увеличения производится по заявлению пенсионера, пришел к выводу, что истец обратился за перерасчетом пенсии 28.10.2016 года, с чем он не согласен, так как в указанном заявлении он просил ответчика устранить допущенные нарушения и произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, с выплатой недополученных денежных средств. Суд не учел, что пенсия ему назначена по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В апелляционной жалобе ответчик пенсионный фонд просит отменить решение суда в части возложения обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01.11.2016 г., в указанной части новым решение отказать в удовлетворении данного требования. По закону перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии. При приеме заявления о назначении пенсии истцу сообщалось о необходимости предоставления дополнительных документов, однако до настоящего времени истец таковые не представил, с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом оспариваемых периодов не обращался, решение об отказе в перерасчете размера пенсии с 01.11.2016 г. ответчик не выносил. 28.10.2016 года истец подал заявление о возможности включения оспариваемых периодов в стаж работы, но не о перерасчете размера пенсии.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционных жалоб.

Учитывая, что истец оспаривает решение суда в части отказа в перерасчете пенсии с 22.11.2011 года, ответчик в части возложения обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01.11.2016 г., судебная коллегия полагает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 22.11.2011 г. (ФИО)1 получает трудовую пенсию по старости. При назначении пенсии ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте не включены в страховой стаж период работы с (дата) по (дата) в Домостроительном комбинате объединении «<данные изъяты> (оттиск печати работодателя не читаем), в страховой стаж и в стаж работы, приравненной к районам Крайнего Севера период работы с (дата) по (дата) в АОЗТ «<данные изъяты>» (отсутствует номер приказа об увольнении).

В ходе исследования материалов выплатного дела по заявлению (ФИО)1 из подсчета трудового стажа был исключен период работы с (дата) по (дата) в лагере <данные изъяты> (дата издания приказа о приеме на работу исправлена), в связи с чем был произведен перерасчет пенсии в сторону её уменьшения с (дата).

28.10.2016 г. (ФИО)1 обратился к ответчику с заявлением, в котором просил устранить нарушения, допущенные пенсионным органом, а именно: включить спорные периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), и с учетом включенных периодов произвести ему перерасчет пенсии с момента её назначения (оборотная сторона л.д.76).

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статей 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции посчитал возможным включить в трудовой стаж периоды работы с 09.06.1978 г. по 03.04.1979 г., с 15.04.1979 г. по 11.02.1984 г., и с 01.06.1994 г. по 20.07.1995 г.

Оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности произвести перерасчет пенсии с 22.11.2011 г., обязал ответчика сделать перерасчет пенсии с 01.11.2016 г. суд первой инстанции не нашел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает решение законным и обоснованным.

Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ранее применявшийся Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях" (статья 10) содержал в себе аналогичные положения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в Постановлении Совета Министров СССР от 24.08.1990 г. N 848 "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий" и Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190), а также в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015).

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что трудовая деятельность истца в спорные периоды подтверждается записями в его трудовой книжке: оттиск печати в записи о работе истца с 09.06.1978 г. по 03.04.1979 г. в Домостроительном комбинате объединении «<данные изъяты>» является разборчивым, несмотря на поблекший цвет, название предприятия и другие сведения видно ясно; сведения о дате приказа о приеме на работу в лагерь «<данные изъяты>» подтверждаются датой внесения записи о приеме на работу; период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 01.06.1994 г. по 20.07.1995 г. в АОЗТ «<данные изъяты>» подтвержден приказом о приеме на работу и справкой работодателя. В связи с изложенным суд обоснованно обязал пенсионный орган включить вышеуказанные периоды в стаж истца и сделать перерасчет пенсии с учетом включенных периодов.

Статьей 18 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года (п. 1 ч. 2 ст. 18).

Статьей 23 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ (ч. 2 ст. 2).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.

Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.

Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.

Между тем, из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете пенсии по старости до 28.10.2016 года истец не обращался, без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может, поэтому предусмотренных законом условий для перерасчета размера его страховой пенсии за период с 22.11.2011 года у суда первой инстанции не имелось.

Доводы жалобы истца о том, что изначально расчет пенсии был произведен неверно, судебная коллегия считает не состоятельными, поскольку обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии.

Истец получал пенсию с 22.11.2011 года и был согласен с зачтенными пенсионным органом периодами работы и размером пенсии. Действия пенсионного органа не обжаловал, признать их незаконными не просил. Доказательств виновных действий работников пенсионного органа, повлекших нарушение его пенсионных прав, не представил. В связи с изложенным его требования о произведении перерасчета пенсии со дня её назначения не подлежат удовлетворению.

Доводы жалобы ответчика о том, что истец не обращался с заявлением о перерасчете пенсии и не получал решения пенсионного органа об отказе в перерасчете также несостоятельны, поскольку в заявлении от 28.10.2016 года (л.д.76) (ФИО)1 просит осуществить перерасчет пенсии с момента её назначения. В письме ответчика от (дата)(номер), подписанном начальником Управления, (ФИО)1 указано, что оснований для перерасчета размера пенсии не имеется, при этом не предложено подать заявление в установленной форме на бланке или приложить дополнительно документы (л.д.77-78).

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает, суд первой инстанции правильно установил все значимые обстоятельства дела, дал надлежащую мотивированную оценку всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционные жалобы (ФИО)1, государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – без удовлетворения.

Председательствующий Кулькова С.И.

Судьи Баранцева Н.В.

Мироненко М.И.