НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 15.06.2017 № 33-4120/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2017 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о праве на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома,

по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:

«Исковое заявление (ФИО)1 к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска о праве на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия

установила:

Истец (ФИО)1 обратилась в суд к ответчику Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска с вышеуказанным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что на основании Приказа Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты- Мансийска от (дата)(номер) истец была поставлена на учет для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с составом семьи: муж и трое детей. По состоянию на (дата) в списке граждан, поставленных на учет, значилась за номером (номер)

Письмом Департамента от (дата) истец уведомлена о том, что на основании Приказа Департамента от (дата) истец составом семьи снята с учета на основании подпункта «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО-Югры № 26-оз от 03.05.2000, в связи с утратой оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 года № 57-оз.

Истец считает, что приказ Департамента от (дата)(номер) в части снятия истца с составом семьи с учета является незаконным, супругу истца принадлежит дом, построенный на земельном участке, относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, тогда как истец состояла в очереди на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то есть иной вид разрешенного использования земельного участка.

Указанный земельный участок не был получен в порядке, установленном Законом № 26-оз, то есть данный земельный участок, до его приобретения супругом истца, не находился в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, истец относится к категории граждан, имеющих трех детей, при этом ни она сама, ни члены семьи истца не являются собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

В связи с чем, истец просит признать приказ Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от (дата)(номер) в части снятия (ФИО)1 с составом семьи: (ФИО)2 ((дата) года рождения, муж), (ФИО)3 ((дата) года рождения, сын), (ФИО)3 ((дата) года рождения, дочь), (ФИО)4 ((дата) года рождения, дочь) с учета для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилищного дома недействительным.

Истец (ФИО)1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска Тазиев Р.Г. в судебном заседании исковые требования не признал.

Третье лицо (ФИО)2 в судебном заседании исковые требования поддержал, с доводами истца согласен.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Указывает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно истолковал закон, доводы искового заявления оставлены без оценки.

Отмечает, что истец относится к категории граждан, имеющих трех детей, истец и члены ее семьи не являются собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, земельный участок, на котором построен дом, принадлежащий на праве собственности супругу истца, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества. При этом данный земельный участок не был получен по основаниям и в порядке, установленном Законами № 26-оз и № 57-оз, т.е. до его приобретения супругом истца земельный участок не находился в государственной или муниципальной собственности.

Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в собственности у супруга истца находилось жилое помещение, расположенное на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, а не на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства.

Обращает внимание, что, в соответствии с требованиями закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны быть постановлены на государственный кадастровый учет и отвечать требованиям, установленным региональным градостроительным нормативам, в том числе быть обустроены инженерными коммуникациями, водоснабжением, водоотведением, электричеством. При этом данные требования не распространяются для земельных участков для садоводства и огородничества, то есть требования к земельным участкам для садоводства (огородничества) и индивидуального жилищного строительства разные.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статья 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее также - Закон № 57-оз) для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, относящиеся к категориям граждан, имеющим трех и более детей.

Согласно п.2 вышеуказанной статьи граждане, относящиеся к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если они являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» гражданин снимается с учета в случае утраты оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями статьи 7.4 Закона Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Пунктом 1 решения Думы города Ханты-Мансийска от 04.03.2005 года № 32 «Об учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 12 кв.м. общей жилой площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества по форме утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 г. № 447 (далее - декларация).

Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.

При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства либо дачного хозяйства, создан объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, в п. 3 «назначение объекта» декларации может быть заполнена ячейка «жилое».

Однако, при заполнении п. 3 декларации следует учитывать требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права понятие «жилое строение» используемое в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с учетом требований ЖК РФ к видам жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, не относится, таковое не относится и к понятию «индивидуального жилого дома».

Из анализа приведенных норм также усматривается, что понятие «дом», используемое в декларации, не идентично понятию «жилой дом», используемому в ЖК РФ.

То есть законодательство Российской Федерации содержит понятие, как индивидуального жилого дома, так и жилого строения, причем последнее, объектом жилищных гражданских прав не является.

В соответствии с п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства (реконструкции) объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется разрешения на строительство (реконструкцию). Право собственности на такие объекты регистрируется на основании декларации об объекте недвижимости (п.3 ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 447).

Таким образом, жилое строение в виде дома построенного на дачном земельном участке, не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, отсюда имеющими значение для дела являются обстоятельства, позволяющие отнести спорный дом к жилищному фонду (жилому помещению в понятии, определённом Жилищным кодексом Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Приказа Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от (дата)(номер), решения комиссии по рассмотрению обращений граждан и принятию решения о постановке (об отказе в постановке) на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов от (дата), в соответствии с Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 25.07.2011 года № 904 «Об утверждении порядка однократного бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск», (ФИО)1 с составом семьи: (ФИО)2 (муж), (ФИО)3 (сын), (ФИО)3 (дочь), (ФИО)4 (дочь), были поставлены на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов (л.д.21).

(ФИО)1 и (ФИО)2 состоят в зарегистрированном браке с (дата), что подтверждается свидетельством о заключении брака серия (номер) от (дата) (л.д.17)

(ФИО)1 и (ФИО)2 имеют несовершеннолетних детей: (ФИО)4, (дата) года рождения, (ФИО)3, (дата), (ФИО)3, (дата) года рождения (л.д. 14-16).

Истец (ФИО)1 относится к категории граждан, имеющих трех детей и является многодетной семьей, что подтверждается удостоверением многодетной семьи (номер) от (дата) ( л.д. 20).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от (дата)(номер), (ФИО)2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, общая площадь 500 кв.м, адрес объекта: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес) (участок (номер)) (л.д.12).

(дата) Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за (ФИО)2 зарегистрировано право собственности: объект права: Дом, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 93 кв.м, адрес (местонахождение) объекта:Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес) (участок (номер)), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия (номер) (л.д.11).

Приказом Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от (дата)(номер), изданного на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявлений граждан и принятию решения о постановке (об отказе в постановке) на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск от (дата), (ФИО)1 с составом семьи (ФИО)2 (муж), (ФИО)3 (сын), (ФИО)3 (дочь), (ФИО)4 (дочь) сняты с учета для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в соответствии с подпунктом «г» пункта 21 ст.6.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 26-оз от 03.05.2000 года в связи с утратой оснований, дающих гражданину право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с условиями ст.7.4 Закона Ханты - Мансийского автономного округа-Югры от 06.07.2005 года № 57-оз, что подтверждается письмом Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска от (дата) ( л.д. 13).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Судебная коллегия с данным выводом не согласна, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, что привело к неверному определению обстоятельств имеющих значение для дела.

Нуждаемость в жилом помещении определяется по правилам ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, в том числе, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи.

Определяя обеспеченность жилым помещением семьи истца, суд учёл указанную в выписке из ЕГРП площадь названного дома, оставив без внимания, что дом расположен в садово-огородническом товариществе

( СОТ), (вне населённого пункта), не имеет индивидуального номера (номер присвоен только участку), государственная регистрация дома произведена на основании декларации.

При таком положении само по себе указание в ЕГРП на дом как жилой, не свидетельствует об его отнесении к жилищному фонду. Понятие «жилой дом», используемой в декларации, послужившей основанием для его государственной регистрации, не идентично понятию «жилой дом» в жилищном законодательстве.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч.1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

Названные порядок и требования установлены в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Согласно п.12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Согласно ч.3 ст.48, п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. В целях строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен получить разрешение на строительство.

В соответствии с п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства (реконструкции) объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется разрешения на строительство (реконструкцию). Право собственности на такие объекты регистрируется на основании декларации об объекте недвижимости (п.3 ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 447).

Земельный участок, расположенный под спорным строением не отводился под индивидуальное жилое строительство, был отведен как садовый участок.

Разрешение на строительство дома не выдавалось, ввод дома в эксплуатацию и постановка на государственный учет осуществлялись не в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Свидетельство о государственной регистрации, представленное истцом в качестве обоснования своих доводов, не подтверждает наличие у строения статуса «жилого дома», так как понятие «дом», используемое в декларации по упрощенной процедуре регистрации права не идентично понятию «жилой дом» используемого в жилищном законодательстве.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное строение не соответствует понятию «жилой дом».

Таким образом, жилое строение в виде дома, построенного на дачном земельном участке, не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, отсюда имеющими значение для дела являются обстоятельства, позволяющие отнести спорный дом к жилищному фонду (жилому помещению в понятии, определённом Жилищным кодексом

Поскольку фактически (ФИО)2 приобрел в собственность не жилой дом, а жилое строение, не являющееся объектом жилищных правоотношений, вывод суда об отсутствии оснований для признания истца обеспеченной нормой жилой площади Российской Федерации). является неверным, а следовательно, истец (ФИО)1неправомерно исключена из списка очередности на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Суд первой инстанции не применил указанные нормы материального права, в связи с чем неправильно, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно распределил бремя доказывания между сторонами.

Исходя из приведённых норм материального права, обстоятельством, имеющим значение для дела, является возможность круглогодичного проживания в спорном доме, которая обуславливается не только указанием в правоустанавливающих документах на его жилое назначение, но и реальной возможностью проживания в нём вне зависимости от времени года и природных условий.

Из дела следует, что спорный дом расположен вне населённого пункта, дом не имеет индивидуального номера, не пригоден для круглогодичного проживания людей.

При таких обстоятельствах, площадь спорного дачного строения не подлежала суммированию при определении уровня обеспеченности семьи истца общей жилой площадью. Отсюда, оспариваемый приказ Департамента нельзя признать законным, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) отменить,постановить новое решение, которым требования (ФИО)1 удовлетворить, признать недействительным приказ Департамента муниципальной собственности Администрации г.Ханты-Мансийска от (дата)(номер) в части снятия с учета (ФИО)1 с составом семьи для бесплатного предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Председательствующий

Иванова И.Е.

Судьи

Вороная Н.Л.Решетникова О.В.