НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 13.07.2021 № 33-4456/2021

Заремба И.Н. Дело №33 –4456/ 2021 (2-704/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Беспаловой В.В., Данилова А.В.,

при секретаре Чайка Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Ипотечное агентство Югры» к (ФИО)2, (ФИО)3 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки,

по апелляционной жалобе (ФИО)2, (ФИО)3 на решение Нефтеюганского районного суда от 09 марта 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования акционерного общества АО «Ипотечное агентство Югры» к (ФИО)2, (ФИО)3 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки, удовлетворить.

Признать Трехстороннее соглашение от 26.06.2013 года о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года, недействительным.

Признать решение о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитному договору (номер) от 24.04.2018 года, недействительным.

Применить последствия недействительности сделки и взыскать солидарно с (ФИО)2, (ФИО)3 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» сумму выплаченной компенсации за период с 12.09.2013 года по 10.04.2018 года в размере 657 849 рублей 17 копеек.

Взыскать солидарно с (ФИО)2, (ФИО)3 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» сумму выплаченной компенсации за период с 19.06.2018 года по 18.03.2020 года в размере 144 649 рублей 25 копеек.

Взыскать солидарно с (ФИО)2, (ФИО)3 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 224 рублей 98 копеек».

Заслушав доклад судьи (ФИО)12, объяснения представителя ответчиков адвоката (ФИО)6, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя АО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)7, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

\установила:

АО «Ипотечное агентство Югры» (далее Агентство) обратилось в суд с иском к (ФИО)2, (ФИО)3, в котором просит признать Трехстороннее соглашение от 26.06.2013 года о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года недействительным, признать решение о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитному договору (номер) от 24.04.2018 года недействительным, применить последствия недействительности сделки и взыскать солидарно с (ФИО)2, (ФИО)3 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» сумму выплаченной компенсации за период с 12.09.2013 года по 10.04.2018 года в размере 657 849,17 рублей, сумму выплаченной компенсации за период с 19.06.2018 года по 18.03.2020 года в размере 144 649,25 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 17 224,98 рубля.

Требования мотивированы тем, что по заявлениям от 31.05.2013 года, ответчики признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и программы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011г. № 108-п (далее - Порядок) составом семьи 2 человека: (ФИО)2 – заявитель, (ФИО)3 – заявительница.

На основании заявления от 27.03.2014 года в состав семьи включена дочь (ФИО)1, (дата) года рождения.

В соответствии с пп. 13 ст. 10 Порядка, государственная поддержка участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» оказывается в виде компенсации части процентной ставки.

Ответчиками 26.06.2013 года заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: (адрес), общей площадью 47,5 кв.м., с использованием кредитных средств, предоставленных банком по кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года.

26.06.2013 года между Агентством, ответчиками и ОАО «Ханты-Мансийский банк» было заключено Трехстороннее соглашение о компенсации процентной ставки по кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года, кредит рефинансирован.

В соответствии с Соглашением, Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчикам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита в течение 240 месяцев.

За период с 12.09.2013 года по 10.04.2018 года в рамках Трехстороннего соглашения ответчикам выплачена компенсация части процентной ставки в размере 657 849,17 рублей.

24.04.2018 года АО БАНК «СНГБ» с ответчиками был заключен договор (номер) индивидуальные условия (по кредитному продукту «Рефинансирование» (основание - решение от 16.05.2018 года о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на погашение основного долга по кредиту (займу), полученному с компенсацией части процентной ставки. Ответчикам выплачена компенсация (по договору, решению от 16.05.2018 года) части процентной ставки за период с 19.06.2018 года по 18.03.2020 года в размере 144 649,25 рублей.

В настоящее время выявлен факт незаконного участия ответчиков по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату постановки на учет и заключения трехстороннего соглашения.

На момент признания участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (31.05.2013 г.) ответчики составом семьи 2 человека (заявитель, заявительница) проживали по адресу: (адрес), общей площадью 30,5 кв.м.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности (ФИО)8, (ФИО)9 (знакомые заявителей).

Была установлена их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В заявлении на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» от 31.05.2013 года ответчики указали, что они не имеют жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов Российской Федерации.

Согласно Выписке из ЕГРН у (ФИО)2 в собственности в период с 05.05.2005 года по 26.04.2017 года находилось жилое помещение общей площадью 49,1 кв.м., расположенное по адресу: (адрес).

В связи с чем, обеспеченность на каждого члена семьи на дату постановки на учет составляла более 12 кв.м, и на момент постановки на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», заключения трехстороннего соглашения у ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м., правовые основания для заключения трехстороннего соглашения отсутствовали, правовые основания для принятия Решения о предоставлении компенсации части процентной ставки также отсутствовали.

При этом в заявлении на признание участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» от 31.05.2013 года ответчиками указывали, что им известно об ответственности за предоставление недостоверной информации, заведомо ложных сведений.

Сокрытие ответчиками информации, влияющей на принятие решения о постановке на учет и заключении трехстороннего соглашения, расценивается как обман, с целью получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий.

В соответствии с государственным контрактом от 20.12.2019 года полномочия по реализации подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» переданы в АО «Ипотечное агентство Югры».

В соответствии с 8 абзацем п. 1.1. данного государственного контракта Агентство обязано вести претензионно-исковую работу в случае выявления фактов нецелевого использования мер государственной поддержки, а также в случае выявления неправомерного получения мер государственной поддержки в соответствии с условиями программы.

Всего за период с 12.09.2013 года по 18.03.2020 года ответчикам была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 802 498,42 руб.

08.04.2020 года в адрес ответчиков направлено Решение об исключении из Единого списка молодых семей, в котором также сообщено о том, что Решения о признании участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование признаны недействительными.

В судебное заседание не явились представители истца АО «Ипотечное агентство Югры», третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования – ПАО Банк «ФК Открытие», АО Банк «СНГБ», Департамент строительства ХМАО-Югры, о дне и месте слушания дела надлежаще извещены.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании ответчики (ФИО)2, (ФИО)3 и их представитель (ФИО)10, исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях на иск, просили отказать в исковых требованиях в связи с пропуском срока исковой давности. Также ссылались на то, что при принятии у них заявления, спрашивалось только имеют ли они жилые помещения на территории ХМАО-Югры, никто не спрашивал их про жилые помещения находящиеся в другом субъекте Российской Федерации. Они никого не вводили заблуждение.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)2, (ФИО)3 просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывают, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом, а в случае принятия к производству - оставлению без рассмотрения. Истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Обращают внимание, что истец знал, что ответчиками в нарушение п.2.19 ст.6 главы 2 Порядка реализации целевой программы не предоставлены сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности заявителя(ей) и его (их) детей, в том числе на ранее существовавшее имя в случае изменения фамилии, имени, отчества с других субъектов Российской Федерации (указано в заявлении на признании участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование от 31.05.2013 г), но несмотря на это истец принял ответчиков на учет для государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по кредиту, заключив трехстороннее соглашение. При исчислении срока исковой давности в данном случае значимым является момент начала исполнения трехстороннего соглашения, а не время (07.02.2020 года), когда истцу стало известно о наличии у ответчика (ФИО)2 в собственности иного жилого помещения. Срок исковой давности по заявленным истцом требованиям начался 26.06.2013 г. и закончился 26.06.2016 г. Истец обратился в суд с указанным иском 06.10.2020 года, то есть срок исковой давности пропущен.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Ипотечное агентство Югры» просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей ответчиков адвоката (ФИО)6, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.05.2013 года (ФИО)2, (ФИО)3 обратились в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлениями о признании их участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», порядок реализации которых утвержден Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года №108-п.

На основании решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)3 признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».

26.06.2013 года (ФИО)2, (ФИО)3 заключили с ОАО «Ханты-Мансийский банк» кредитный договор (номер), для приобретения по договору купли-продажи жилого помещения – квартиры по адресу: (адрес), общей площадью 47,5 кв.м.

26.06.2013 года между ОАО «Ипотечное агентство Югры» (агентство), ОАО «Ханты-Мансийский банк» и участниками подпрограммы – (ФИО)2, (ФИО)3 было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года.

По условиям заключенного соглашения агентство обязуется предоставить участнику государственную поддержку в форме компенсации части процентной ставки, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору (номер) от 26.06.2013 года, предоставленному за счет средств банка на строительство (приобретение) жилого помещения в течение 240 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участником в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением. Компенсация предоставляется за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных истцу для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (п. 1.2 соглашения).

По заявлению от 27.03.2014 г. в состав семьи включена дочь – (ФИО)1, 21.08.2013 года рождения.

За период с 12.09.2013 г. по 10.04.2018 г. истцом в соответствии с условиями трехстороннего соглашения от 26.06.2013 г. ответчикам выплачена компенсация части процентной ставки в размере 657 849,17 руб.

24.04.2018 года между АО БАНК «СНГБ» и ответчиками был заключен договор (номер) индивидуальные условия по кредитному продукту «Рефинансирование» (основание – решение от 16.05.2018 г. о предоставлении компенсации части процентной ставки по кредиту на погашение основного долга по кредиту (займу), полученному с компенсацией части процентной ставки).

16.05.2018 года истцом принято решение о предоставлении ответчикам компенсации части процентной ставки по кредиту на погашение основного долга по кредиту (займу), полученному с компенсацией части процентной ставки (л.д.71-72).

За период с 19.06.2018 г. по 18.03.2020 г. истцом в соответствии с Решением от 16.05.2018 г. о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитному договору №Р256487 от 24.04.2018 г. ответчикам выплачена компенсация части процентной ставки в размере 144 649,25 руб.

Всего за период с 12.09.2013 г. по 18.03.2020 г. ответчикам была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 802 498, 42 руб.

08.04.2020 г. решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)3 были исключены из Единого списка молодых семей, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, указаны основания для исключения: подпункты 2 и 7 пункта 7 Приложения 15 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы»: утрата оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в получения субсидии для улучшения жилищных условий) и выявление в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об исключении (ФИО)2, (ФИО)3 из Единого списка молодых семей, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, является законным, ответчиками не обжаловалось. В 2013 году при постановке на учет для получения мер государственной поддержки (ФИО)14 не были представлены сведения о наличии у (ФИО)2 в собственности жилого помещения (квартиры) по адресу: (адрес), общей площадью 49,1 кв.м. Поскольку на момент подачи заявления семья ответчиков не соответствовала критериям нуждаемости и была незаконно включена в Единый список участников, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования истца о признании трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки недействительным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их правильными, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам.

Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утв. Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее - Порядок).

В соответствии с программой государственная поддержка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» осуществляется также и по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» (пункт 4 Раздела 5 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»).

Правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года №108-п (далее - Порядок).

В соответствии с действовавшим в момент постановки истцов на учет Порядком (пункты 2.1-2.4 ст.3 Порядка), нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, среди прочего, граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

В пунктах 2.1 – 2.31 ст.6 Порядка содержится перечень документов, на основании которых заявитель признается участником программы (подпрограммы).

Всеми гражданами, претендующими на получение мер государственной поддержки, предусмотренных целевой программой, предоставляются документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.6, 2.11, 2.20 пункта 2 статьи 6 Порядка (то есть заявление по установленной форме; паспорта или иные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации и проживающих с ним членов семьи; справки с места жительства гражданина о составе семьи с указанием родственных отношений и времени регистрации в занимаемом жилом помещении; документы на занимаемое жилое помещение; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на всех совершеннолетних членов семьи заявителя).

Молодыми семьями дополнительно предоставляются сведения, указанные в пунктах 2.9, 2.21 или 2.22 пункта 2 статьи 6 Порядка (то есть свидетельства о рождении ребенка либо документы, подтверждающие усыновление ребенка; документ, подтверждающий участие в целевой программе (подпрограмме) или федеральной программе (подпрограмме) по улучшению жилищных условий, включая программы (подпрограммы), действовавшие до 1 января 2011 года, выписку из решения органа местного самоуправления о постановке на учет с указанием состава семьи в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что документы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.6, 2.11, 2.20 пункта 2 статьи 6 Порядка, представляются всеми гражданами, претендующими на получение мер государственной поддержки, предусмотренных целевой программой. Дополнительно заявители представляют документы, указанные в подпунктах 2.8, 2.9, 2.21 или 2.22 (для молодой семьи), указанные в подпунктах 2.8, 2.9, 2.21 - 2.23 (для молодых семей по федеральной целевой программе).

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года № 108-п признано утратившим силу с 1 января 2014 г.

С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15).

В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.

В п.3 Приложения 15 указано, что в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они, в том числе, являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

В целях определения нуждаемости в жилом помещении членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

В соответствии с п.7 Приложения 15 граждане исключаются из единого списка в случаях:

1) подачи ими заявления об исключении из списка;

2) утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий);

3) отсутствия гражданства Российской Федерации;

4) намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии с п. 4 Порядка;

5) получения молодой семьей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома, получение ранее поддержки молодыми семьями, имеющими право на получение субсидии на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств;

6) выезда граждан, претендующих на получение субсидии, и членов его семьи в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений;

8) отказа в предоставлении субсидии, принятого на основании п. 15 Порядка;

9) отказа от получения субсидии в текущем финансовом году;

10) непредставление документов в период действия уведомления, указанных в п. 12 Порядка;

11) непредставления членами молодой семьи документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок, установленный п. 9 Порядка.

Согласно пп. 1 п.15 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 года N 346-п отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.

Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).

Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.

Молодые семьи обязаны уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (п. 5 Порядка).

Порядком также предусмотрено, что документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением молодыми семьями государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, если они не представлены членами молодой семьи, молодым специалистом по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Приложения 15).

Решение об исключении из списка принимается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления от гражданина и (или) сведений и документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия (п. 7 Приложения 15).

Проанализировав положения Порядка реализации Целевой программы, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года N 108-п, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ответчикам компенсации процентной ставки, предусматривающего, что для установления у лица, желающего встать на учет с целью получения государственной поддержки в рамках подпрограммы (признания участником подпрограммы), нуждаемости в жилом помещении, обязательным являлось предоставление достоверных сведений относительно наличия (отсутствия) у него иных жилых помещений, суд пришел к выводу о том, что (ФИО)14 в нарушение обязательства, указанного в заявлении для предоставления государственной поддержки, не сообщили о факте наличия у (ФИО)2 в собственности жилого помещения (квартиры) по адресу: (адрес), общей площадью 49,1 кв.м, указав в заявлении недостоверные сведения в части нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно требованиям п. 1 ст. 179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Пунктом 2 указанной статьи было предусмотрено, если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

В действующей редакции пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

При этом потерпевшим, обладающим правом на оспаривание сделки, совершенной под влиянием обмана, признается лишь то лицо, которое принимало решение о заключении сделки и при отсутствии обмана оспариваемую сделку не заключило бы, то есть ее сторона.

Таким образом, сделка, совершенная под влиянием обмана, является оспоримой и может быть признана недействительной по иску стороны в сделке, которая была обманута другой стороной с целью вступить в договорные отношения.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2020 г., в период с 05.05.2005 г. по 26.04.2017 г. в собственности (ФИО)2 находилась в собственности квартира, общей площадью 49,1 кв.м., расположенная по адресу: (адрес), что составляет 23,15 кв.м.

Однако при подаче заявления (ФИО)14 данные сведения о наличии у (ФИО)2 в собственности квартиры в г. Омске не отразили.

Материалами дела установлено, что, обращаясь в ОАО «Ипотечное агентство Югры» 31.05.2013 года с заявлениями о признании участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», (ФИО)2, (ФИО)3 предоставили сведения о проживании их семьи по адресу: (адрес), у своих знакомых (ФИО)8, (ФИО)9 (квартира принадлежит Измайловым), а также указали, что в настоящее время они и члены их семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов Российской Федерации не имеют.

На основании предоставленных документов, была установлена нуждаемость (ФИО)2, (ФИО)3 в улучшении жилищных условий.

В связи с установлением новых сведений о наличии у (ФИО)2 в собственности квартиры по адресу: (адрес), общей площадью 49,1 кв.м., обеспеченность (ФИО)2 и (ФИО)3 жилой площадью на каждого члена семьи составляла 24,55 кв.м. (49,1 кв.м. : 2 чел).

При указанных обстоятельствах (ФИО)14 не имели права на господдержку в виде компенсации процентной ставки банковского процента по ипотеке.

08.04.2020 г. решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)2, (ФИО)3 были исключены из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п.

08.04.2020 г. Агентством было принято решение об исключении (ФИО)2, (ФИО)3 из Единого списка молодых семей, подавших до 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, решения о признании участниками в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» признаны недействительными, поскольку при постановке на учет был скрыт факт отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент постановки на учет у семьи (ФИО)14 (составом семьи 2 человека) отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м.

Таким образом, в результате предоставления несоответствующих действительности сведений об отсутствии в собственности жилого помещения, (ФИО)2, (ФИО)3 незаконно были признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-п.

Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что (ФИО)14 на дату подачи заявления не являлись лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении (ФИО)2, (ФИО)3 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п, соответствует как требованиям законодательства, так и фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что сторонами в оспариваемой сделке являлись (ФИО)2, (ФИО)3, ОАО «Ипотечное агентство Югры» и ОАО «Ханты-Мансийский банк».

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса РФ условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В соответствии со статьей 12 Кодекса защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что защите подлежит только нарушенное право.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку ОАО «Ипотечное агентство Югры» являлось стороной в оспариваемой сделке, следовательно, вправе требовать признания сделки недействительной по указанному правовому основанию, являясь надлежащим истцом.

Как следует из материалов дела, согласно оспариваемому трехстороннему соглашению за период с 12.09.2013 г. по 10.04.2018 г. ответчикам выплачена компенсация части банковской процентной ставки в размере 657 849,17 руб., за период с 19.06.2018 г. по 18.03.2020 г. в соответствии с Решением о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитному договору №Р256487 от 24.04.2018 г. ответчикам выплачена компенсация части банковской процентной ставки в размере 144 649,25 руб., а всего за период с 12.09.2013 г. по 18.03.2020 г. ответчикам была предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 802 498, 42 руб.

Заключая трехстороннее соглашение, стороны согласовали, что компенсация предоставлена за счет средств бюджета ХМАО-Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». В случаях досрочного взыскания по кредитному договору и настоящему соглашению по вине участников, сумма полученной компенсации возвращается участниками Агентству (п. 1.2 соглашения).

Обращаясь в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлениями о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, ответчики (ФИО)14 предоставили сведения о том, что не имеют жилых помещений на праве собственности.

Требование о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у ответчика жилых помещений на праве собственности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на территории других субъектов Российской Федерации содержалось в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, заполняя которое ответчики должны были указать достоверные сведения.

Подписывая заявление, (ФИО)14 были ознакомлены, что за предоставление недостоверной информации, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении, повлечет отказ в представлении государственной поддержки за счёт средств бюджета автономного округа и (или) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, (ФИО)14 не сообщили о наличии у (ФИО)2 в период с 05.05.2005 г. по 26.04.2017 г. в собственности квартиры, общей площадью 49,1 кв.м., расположенной по адресу: (адрес), с учётом которой ответчики не являлись лицами, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и не могли быть участниками подпрограмм, в связи с чем, основания для заключения оспариваемого трехстороннего соглашения отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности требования Агентства к (ФИО)14 по возврату денежных средств выплаченной компенсации части банковской процентной ставки за период с 12.09.2013 г. по 10.04.2018 г. в размере 657 849,17 руб. и за период с 19.06.2018 г. по 18.03.2020 г. в размере 144 649,25 руб., нашёл требования истца о признании трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору № 11-32/5538/2 от 26.06.2013 года, а также решения о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитному договору Р256487 от 24.04.2018 г., недействительным обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они следуют из анализа правовых норм и всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств. Коллегия не находит оснований для сомнения в их обоснованности. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, решение подробно мотивировано в соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ, дополнительной мотивировки не требует.

Судебная коллегия также отмечает, что указанная сделка противоречит закону и правовым актам округа, которыми предоставление финансовой поддержки населению Югры при приобретении жилых помещений обусловлено нуждаемостью граждан в улучшении жилищных условий, что подробно мотивировано судом. Предоставление финансовой поддержки лицам, не имеющим право на таковую, нарушает права и интересы других лиц, имеющих законное право получить поддержку за счет средств бюджета, и, соответственно, влечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств.

Как усматривается из материалов дела, требование о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у ответчиков жилых помещений на праве собственности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на территории других субъектов Российской Федерации содержалось в заявлении о постановке на учет для предоставления государственной поддержки, заполняя которое ответчики должны были указать достоверные сведения. При этом, ответчики, подписав заявление, подтвердили, что предоставленная информация является полной и правдивой и дали согласие на право истца проверить сообщенные ими сведения. Кроме того, в заявлении они дали согласие незамедлительно уведомить истца об изменении указанных ими сведений.

Давая оценку действиям ответчиков (ФИО)15, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчики намеренно не представили информацию, влияющую на принятие решения о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование», действия ответчиков судом расценены как обман с целью получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам стороны ответчиков (ФИО)14 о пропуске АО «Ипотечное агентство Югры» срока исковой давности, с которой согласна судебная коллегия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.

Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

АО «Ипотечное агентство Югры» о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, стало известно 07.02.2020 г. в момент получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, срок исковой давности следует исчислять с указанной даты.

Исковое заявление АО «Ипотечное агентство Югры» подано в суд 01.10.2020 г., то есть в течение установленного срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд в пределах срока исковой давности, исковые требования АО «Ипотечное агентство Югры» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с выводами суда суд апелляционной инстанции не находит, поскольку данные выводы основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора являются несостоятельными, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора для указанной категории споров, законодательством не предусмотрен, о расторжении соглашения истцом требований не заявлено.

Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции не представлены.

Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, основаны на обстоятельствах, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нефтеюганского районного суда от 09 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)2, (ФИО)3 – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2021 года.

Председательствующий Иванова И.Е.

Судьи: Беспалова В.В.

Данилов А.В.