НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 12.12.2017 № 33-9404/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2017 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Дроздова В.Ю., Кульковой С.И.,

при секретаре Мурзафаровой К.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Маргариты Андреевны к казенному учреждению ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Пономаревой Маргариты Андреевны на решение Югорского районного суда от 01.08.2017 г., которым отказано в удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пономарева М.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что с (дата) истец получает трудовую пенсию по старости, не работает. С (дата) размер ее пенсии составил 8 739,11 руб., с (дата) – 9 684,28 руб. Между тем, прожиточный минимум в ХМАО – Югре на 2017 г. составляет 11 258 руб. В связи с изложенным, с (дата) по (дата) она не получила региональную социальную доплату к пенсии в размере 11 016,04 руб. и социальное пособие неработающим пенсионерам в сумме 6 169 руб., всего 17 187 руб. Просит установить ее трудовой стаж в количестве 21 год 8 месяцев 15 дней, взыскать с КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» неполученную региональную социальную доплату к пенсии и социальное пособие неработающим пенсионерам в общей сумме 17 187 руб.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Пономарева М.А. оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел, что исковые требования относятся к периоду после прекращения истцом предпринимательской деятельности. Ошибочным является вывод суда о недоказанности факта обращения истца к ответчику после (дата) за установлением мер социальной поддержки. Не подтвержден материалами дела вывод суда об отсутствии необходимого стажа работы на территории ХМАО – Югры для назначения социального пособия. Согласно выписке из ЕГРИП стаж работы истца в МПКС составляет 21 год 8 месяцев 15 дней, общий стаж 25 лет 6 месяцев 43 дня. Апеллянт состоял на учете в ИФНС по Сургутскому району ХМАО – Югры и уплачивал налоги в ХМАО – Югре, т.е. осуществлял предпринимательскую деятельность на территории ХМАО – Югры.

В возражениях на апелляционную жалобу казенное учреждение ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.

В суде апелляционной инстанции Пономарева М.А. поддержала доводы жалобы. Просила взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 6 500 руб. в связи с ведением дела в суде апелляционной инстанции

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил значимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения сторон и правомерно пришел к изложенным в решении выводам.

Из материалов дела следует, что Пономарева М.А. является получателем пенсии по старости с (дата) В период с (дата) по (дата) она осуществляла предпринимательскую деятельность.

(дата) Пономарева М.А. обратилась в КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячного социального пособия неработающим пенсионерам, предусмотренного п. 3 ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре».

(дата) ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием оснований для назначения указанного ежемесячного социального пособия.

После прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя истец обратился (дата) в КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, в порядке ст. 5.1 Закона ХМАО – Югры от 24.12.2007 г. № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению ХМАО – Югры».

На основании данного заявления ответчиком (дата) принято решение о назначении истцу с (дата) региональной социальной доплаты к пенсии в размере 1 573,72 руб.

В соответствии со ст. 5.1 Закона ХМАО – Югры от 24.12.2007 г. № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению ХМАО – Югры» право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют пенсионеры при соблюдении следующих условий:

1) проживание пенсионера на территории ХМАО – Югры;

2) отсутствие у пенсионера работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

3) получение пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, на территории ХМАО – Югры;

4) общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законодательством ХМАО – Югры, ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со ст. 4 Закона ХМАО – Югры «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в ХМАО – Югре».

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой в автономном округе в соответствии со ст. 4 Закона ХМАО – Югры «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в ХМАО – Югре», но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, определенной в автономном округе с целью установления региональной социальной доплаты к пенсии по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

Согласно п. 2.3 «Положения о порядке установления, определения условий установления, выплаты и категориях получателей региональной социальной доплаты к пенсии, правил обращения за ней» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 17.11.2009 г. № 300-п) гражданам (за исключением граждан, указанных в п.п. 2.2.1, 2.2.1.1 п. 2.2 настоящего Положения), имеющим право на установление региональной социальной доплаты к пенсии после указанной даты, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании заявления, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную доплату.

Суд пришел к правильному выводу, что истец не относится к лицам, имеющим право на установление региональной социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке согласно п.п. 2.2.1, 2.2.1.1 п. 2.2 Положения.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства обращения к ответчику с заявлением о назначении региональной социальной доплаты ранее (дата), поэтому суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании региональной социальной доплаты к пенсии с (дата) по (дата).

Доводы апеллянта об обращении к ответчику за консультацией по вопросам социального обеспечения сами по себе не подтверждают факт подачи письменного заявления о назначении региональной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» правом на предоставление соответствующих мер социальной поддержки обладают неработающие пенсионеры (женщины старше 50 лет, мужчины старше 55 лет) 1966 года рождения и старше, не имеющие права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ХМАО – Югры, постоянно проживающие на территории ХМАО – Югры, имеющие стаж работы на его территории не менее 20 лет.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре» неработающим пенсионерам, указанным в п. 3 ст. 3 настоящего Закона, выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере 819 руб. при стаже работы на территории ХМАО – Югры от 20 до 25 лет, 936 рублей - при стаже работы 25 и более лет, назначаемое при соблюдении следующих условий:

1) отсутствие трудовых отношений по трудовым договорам, договорных отношений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг на возмездной основе, а также отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие права на получение дополнительных пенсий, пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии в соответствии с законодательством РФ и ХМАО – Югры, а также дополнительных негосударственных пенсий за счет средств предприятий, учреждений и организаций по месту прежней работы.

В соответствии с п. 3 «Порядка назначения и выплаты социальных пособий» (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 27.12.2010 г. № 388-п) социальное пособие назначается и выплачивается неработающим пенсионерам на основании следующих документов и сведений:

3.1) заявления о назначении социального пособия, с указанием индивидуального номера налогоплательщика, страхового номера индивидуального лицевого счета, номера счета, открытого в кредитном учреждении либо организации федеральной почтовой связи.

3.2) документа, удостоверяющего личность и содержащего указание на гражданство РФ в соответствии с законодательством РФ.

3.3) трудовой книжки, иных документов, выданных в установленном порядке, подтверждающих стаж работы на территории ХМАО – Югры.

3.4) справки с прежнего места работы об отсутствии права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации.

3.5) свидетельства о заключении (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени (в случае изменения фамилии, имени, отчества).

3.6) сведений, удостоверяющих факт получения пенсии на территории ХМАО – Югры, представляемых Центру социальных выплат территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством РФ.

3.7) сведений, удостоверяющих факт отсутствия права на получение дополнительной пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом по месту жительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством РФ.

3.8) сведений, удостоверяющих факт отсутствия получения пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры, Департаментом социального развития ХМАО – Югры в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством РФ.

3.9) сведений, удостоверяющих факт отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляемых Центру социальных выплат Управлением Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 13 «Порядка назначения и выплаты социальных пособий» выплата ежемесячного социального пособия не производится лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

В письме от (дата)(номер) КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» разъяснил истцу, что для подтверждения трудовой деятельности на территории ХМАО – Югры индивидуальному предпринимателю необходимо представить справку из налоговой инспекции о регистрации и о прекращении указанной деятельности.

За получением ежемесячного социального пособия неработающим пенсионерам, Пономарева М.А. обратилась к ответчику (дата) (в период осуществления предпринимательской деятельности), т.е. не соответствовала требованиям, предусмотренным п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз, поэтому (дата) ответчик правомерно отказал истцу в установлении ежемесячного социального пособия.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не доказан факт обращения к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного социального пособия после прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании ежемесячного социального пособия неработающим пенсионерам с (дата) по (дата).

Не влекут отмену решения доводы апеллянта о наличии стажа работы на территории ХМАО – Югры более 20 лет, поскольку при обращении к ответчику за назначением ежемесячного социального пособия истцом представлена трудовая книжка, подтверждающая стаж работы на территории ХМАО – Югры 3 года 10 месяцев 27 дней.

Согласно письму ГУ УПФ РФ в г. Югорску от (дата)(номер) трудовая пенсия по старости истцу назначена (дата) по п. 1, абз. 3 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при неполном стаже работы в МПКС, который составляет 10 лет 6 месяцев 1 день.

Согласно выписке из ЕГРИП в период с (дата) по (дата) истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по Сургутскому району ХМАО – Югры. Между тем, данный документ не подтверждает факт осуществления истцом деятельности непосредственно на территории ХМАО – Югры по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Между тем, место жительства предпринимателя может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ апеллянтом не представлены в суд первой инстанции доказательства, осуществления предпринимательской деятельности на территории ХМАО – Югры в течение периода регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении соответствующего требования.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежат компенсации расходы апеллянта в связи с ведением дела в суде апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Югорского районного суда от 01.08.2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Отказать Пономаревой Маргарите Андреевне в компенсации расходов в связи с ведением дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий

Ишимов А.А.

Судьи

Дроздов В.Ю.

Кулькова С.И.