АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Максименко И.В., Симоновича В.Г.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
с участием посредством видео-конференцсвязи представителя истца ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к публичному акционерному обществу «Сургутнефтегаз» о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета персонифицированного учета застрахованного лица,
по апелляционной жалобе третьего лица Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июня 2021 года, которым постановлено:
«Возложить на ПАО «Сургутнефтегаз» обязанность внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения индивидуального персонифицированного учета за период трудовой деятельности ФИО2 с 02.02.2001г. по 25.01.2012г. с отражением кода специальных условий труда в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подразделом 1, позицией 2130100б – 22247».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя истца ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сургутнефтегаз» (далее ПАО «СНГ») о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета персонифицированного учета застрахованного лица, отразив сведения о стаже работы по Списку № 2 в период с 2 февраля 2001 года по 25 января 2012 года ведущим инженером по бурению инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин в СУБР-1 открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз», произвести отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период работы.
Требования мотивированы тем, что 2 октября 2019 года ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). Решением ответчика от 14 ноября 2019 года № 6845 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В стаж работы по Списку № 2 не включены периоды работы с 1 января по 31 декабря 2002 года, с 1 января 2009 года по 25 января 2012 года. С отказом истец не согласен, поскольку материалами дела подтверждается льготный характер работы в спорные периоды.
В судебное заседание истец ФИО2, третье лицо государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее ОПФ по ХМАО-Югре) универсальный правопреемник в связи с реорганизацией юридического лица Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее УПФ в г.Сургуте)) не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 требования ФИО2 поддержала.
Представитель ответчика ПАО «СНГ» ФИО3 требования не признала.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе третье лицо ОПФ по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Считает, что Списки профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьёй 30 Федерального закона №400-ФЗ являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. Поскольку должность «инженер» относится не к профессиям рабочих, а к специалистам, поэтому должность «ведущий инженер по бурению (буровым работам)» не может быть включена в Перечень рабочих мест, должностей, показателей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2, ответчик ПАО «СНГ» считают, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. В связи с чем, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО2, ответчик ПАО «СНГ», третье лицо ОПФ по ХМАО-Югре не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, 2 октября 2019 года ФИО2 обратился в УПФ в г.Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Решением УПФ в г.Сургуте от 14 ноября 2019 года № 6845 ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, поскольку на дату обращения у истца отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2.
В стаж по Списку № 2 УПФ в г.Сургуте не включены периоды работы истца: с 1 января по 31 декабря 2002 года, с 1 января 2009 года по 25 января 2012 года ведущим инженером по бурению инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин в СУБР-1 ОАО «СНГ».
Решением ОПФ по ХМАО-Югре от 13 мая 2020 года № 2438 истцу повторно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, поскольку у ФИО2 на дату обращения отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2; так как работодатель за указанные периоды подает сведения без кода льготной работы по Списку №2.
В стаж по Списку № 2 не был включен период работы истца: с 19 декабря 1991 года по 19 июля 2019 года, в том числе период с 2 февраля 2001 года по 25января 2012 года в должности ведущего инженера по бурению инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин в СУБР-1 ОАО «СНГ».
Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 27 августа 1999 года.
В справке ПАО «СНГ» от 13 декабря 2019 года № 21-14-67-508, уточняющей работу в условиях труда, работодатель подает сведения об отнесении профессии ФИО2 к льготной профессии и занятости в спорный период в производстве, предусмотренном Списком № 2 от 1991 года и работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Аналогичные сведения содержатся в справках от 19 июля 2019 года № 21-14-67-417, от 18 марта 2019 года № 55-01-30-1241.
Между тем, справкой от 23 апреля 2020 года № 21-14-67-85, выданной ПАО «Сургутнефтегаз», работодатель указывает, что ФИО2 работает полный рабочий день в производстве бурение в СУБР № 1 ПАО «СНГ», расположенном в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, заместителем начальника инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин по технологии с 11 апреля 2000 года, ведущим инженером по бурению инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин, занятого непосредственно на буровой с 2 февраля 2001 года по 25 января 2012 года. Вышеуказанная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Отвлечений от работы не имелось, отражены сведения о переименовании и реорганизации предприятия. Работа в качестве ведущего инженера по бурению, занятого непосредственно на буровой с 2 февраля 2001 года по 25 января 2012 года не отражена в соответствии Списком № 2 1991 года.
Таким образом, работодатель не подтверждает льготный характер работы истца по Списку № 2 в спорный период.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о возложения на работодателя обязанности по внесению корректировки в индивидуальные сведения истца за период работы с 2 февраля 2001 года по 25 января 2012 года, суд пришел к выводу о том, что совокупность исследованных доказательств подтверждают льготный характер работы ФИО2 в спорный период в должности ведущего инженера по бурению инженерно-телеметрической службы проводки горизонтальных скважин в СУБР-1 ОАО «СНГ» в соответствии с разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подразделом 1, позицией 2130100б – 22247 Списка № 2 1991 года. Учел то, что должность и выполняемая истцом работа тождественна должности, указанной в Списке № 2, часть спорного периода работы истца с 2 февраля 2001 года по 31 декабря 2008 года пенсионным органом зачтен в специальный стаж работы по Списку № 2, работодателем производились соответствующие отчисления в пенсионный фонд за данный период, за спорный период трудовая функция, должностные обязанности истца не изменялись,
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Пунктом 11 части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), в том числе, документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Абзацами 1-3 статьи 3атьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 27-ФЗ в число сведений, учитываемых в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица входят, помимо прочего, сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; о сумме начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
В силу статей 9 - 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о периодах работы, заработной плате и размере уплаченных обязательных взносов в отношении застрахованных лиц представляются страхователем (работодателем), в том числе о периодах работы, размере заработной платы, сумме начисленных страховых взносов, а также физическим лицом, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, либо налоговым органом - в отношении суммы заработка, начисленных и уплаченных страховых взносах.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н (далее Инструкция №766н).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции №766н сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - индивидуальные сведения), в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ); застрахованные лица - лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 167-ФЗ; налоговый орган.
Согласно пункту 38 Инструкции №766н при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Ранее действующей Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 987н (далее Инструкция № 987н), было установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений (пункту 40).
Согласно пунктам 36, 37 Инструкции № 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Работодатель относительно характера условий труда истца отчитался без указания кода льготных условий назначения пенсии по Списку №2, страховые взносы по дополнительному тарифу не перечислялись.
Вместе с тем, правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подразделом 1, позицией 2130100б – 22247 пользуются инженеры по бурению (буровым работам), непосредственно занятые на буровых.
Конституционным судом Российской Федерации в определении от 5 ноября 2002 года № 320-О указано, что выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 года № 197-О определено, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по внесению в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения индивидуального персонифицированного учета за период трудовой деятельности ФИО2 с 2 февраля 2001 года по 25 января 2012 года с указанием кода специальных условий труда по Списку № 2 раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подразделом 1, позицией 2130100б – 22247, является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически аналогичны позиции третьего лица при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. К тому же, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда в вышеуказанной части по доводам апелляционной жалобы нет, равно как и нет оснований, названных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда независимо от доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 17 января 2022 года.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Максименко И.В.
Симонович В.Г.