НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 10.01.2024 № 33-223/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2024 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Галкиной Н.В., Максименко И.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)17 Дмитрия Сергеевича к АО «Самотлорнефтегаз» о разрешении индивидуального трудового спора,

по апелляционной жалобе АО «Самотлорнефтегаз» на решение Нижневартовского городского суда от 07.07.2023, которым постановлено:

признать незаконным уведомление АО «Самотлорнефтегаз» от 23.01.2023 (номер) о снижении (ФИО)18 Дмитрию Сергеевичу размера коэффициента трудового вклада за 2022 год.

Обязать АО «Самотлорнефтегаз» восстановить (ФИО)19 Дмитрию Сергеевичу уровень профессионального статуса «опыт» с 01.01.2023.

Взыскать с АО «Самотлорнефтегаз» в пользу (ФИО)20 Дмитрия Сергеевича заработную плату 92 270 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы по 12.05.2023 в размере 3 592,28 руб., выходное пособие 7 307,47 руб., компенсацию морального вреда 50 000 руб., всего 153 169,75 руб.

Отказать в удовлетворении остальной части требований.

Взыскать с АО «Самотлорнефтегаз» государственную пошлину в размере 4 163,39 руб.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)21 Д.С. обратился в суд с иском к АО «Самотлорнефтегаз» о взыскании заработной платы с января по март 2023 года в размере 92 270 руб., выходного пособия с 10.03.2023 по 09.04.2023 в размере 21 647,49 руб., компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 3 592,28 руб., компенсации морального вреда 100 000 руб. Просит признать за ним право на получение премии по итогам 2022 года с применением коэффициента трудового вклада 1; признать незаконным имеющее силу приказа уведомление от 23.01.2023 (номер) о снижении размера коэффициента трудового вклада за 2022 год, восстановить уровень профессионального статуса «опыт» с 01.01.2023. Требования мотивированы тем, что с 01.08.2014 истец работает в АО «Самотлорнефтегаз». 01.10.2019 переведен начальником сектора сопровождения экспертиз и архива проектно-сметной документации отдела планирования проектно-изыскательских работ (ПИР) управления по проектно-изыскательским работам. На основании имеющего силу приказа уведомления от 23.01.2023 (номер) истцу установлен коэффициент трудового вклада за 2022 год в размере 0. Причины и суть претензий к работнику: несвоевременная организация процедуры проведения ведомственной экспертизы проектной документации по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» шифр проекта 190290. Невыполнение истцом должностных обязанностей повлияло на смещение сроков получения положительного заключения ГГЭ по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» шифр проекта 190290 и сдачи в архив Общества, а также на некорректное формирование плана проектно-изыскательских работ на 2021 – 2022 в части отсутствия финансирования для проведения ведомственной экспертизы проектной продукции в ООО «РН-ЦЭПиТР». Кроме того, на основании протокола комиссии по оценке профессионального статуса от 01.02.2023 (номер) истцу установлен уровень профессионального статуса «база», вместо ранее установленного «опыт». По мнению истца, действия работодателя являются необоснованными.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе АО «Самотлорнефтегаз» оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел представленную работодателем рабочую переписку, подтверждающую факт запроса 31.05.2022 специалистом отдела контроля проектно-изыскательских работ (ФИО)22 Д.И. в ООО «РН-БашНИПИнефть» сметной документации по проекту 190290. Сметная документация была направлена специалисту отдела контроля проектно-изыскательских работ (ФИО)23 Д.И. 01.06.2022. Согласно указанной сметной документации стоимость объекта составляла более 1 млрд. руб., в связи с чем, в июне 2022 года возникли основания для включения объекта в план проведения экспертизы. Между тем (ФИО)24 Д.С. не запланировал своевременное включение объекта в план проведения ведомственной экспертизы. 06.09.2022 начальнику отдела контроля проектно-изыскательских работ поступила служебная записка (номер) начальника отдела консолидации и контроля Общества, в которой указана стоимость объекта более 1 млрд. руб. 26.09.2022 в рамках рабочей переписки специалист отдела контроля проектно-изыскательских работ (ФИО)25 Д.И. направил начальнику управления по проектно-изыскательским работам сообщение о необходимости направить проектную, рабочую и сметную документацию на согласование в ООО «РН-ЦЭПиТР». 28.09.2022 истец направил в ООО «РН-ЦЭПиТР» письмо о заключении дополнительного соглашения к договору № СНГ-1791/22/173922/01635Д для проведения экспертизы в отношении проекта 190290. Согласно календарному плану (ФИО)26 Д.С. запланировал предоставить документацию на экспертизу в феврале 2023 года. Таким образом, истец инициировал мероприятия по включению объекта в план проведения экспертизы спустя 3 месяца после того, как узнал о стоимости объекта. В дальнейшем истец не обеспечил необходимое сопровождение проведения экспертизы, ограничившись только составлением и направлением письма. 20.10.2022 специалист отдела контроля проектно-изыскательских работ (ФИО)27 Д.И. направил истцу и исполняющему обязанности начальника отдела планирования проектно-изыскательских работ (ФИО)28 Е.В. письмо о передаче документации в ООО «РН-ЦЭПиТР» и напомнил о срочности объекта. Истец проигнорировал указанные обращения. 08.12.2022 начальнику Управления ПИР поступило письмо ООО «РН-ЦЭПиТР» об уточнении срока передачи документации на экспертизу. В конечном итоге специалистом отдела организации проектно-изыскательских работ было подготовлено письмо от 18.01.2023 в ООО «РН-ЦЭПиТР» о предоставлении сведений о стоимости услуг по проведению ведомственной экспертизы, а также о переносе неосвоенных денежных средству по договору с 2022 на 2023 год. В письме от 23.01.2023 ООО «РН-ЦЭПиТР» представило необходимую информацию, а также направило проект дополнительного соглашения к договору. Письмом от 31.01.2023 ответчик уведомил ООО «РН-ЦЭПиТР» о размещении проектной документации на объект в корпоративном файлообменнике. Дополнительное соглашение к договору было подписано 22.02.2023. Несвоевременное включение объекта в план проведения ведомственной экспертизы повлекло смещение сроков получения положительного заключения государственной экспертизы, некорректное формирование плана проектно-изыскательских работ на 2021 – 2022 в части отсутствия финансирования для проведения ведомственной проектной документации, а также увеличение стоимости проведения ведомственной экспертизы, так как экспертиза проводилась по новой цене на 2023 год. Основанием для снижения профессионального статуса явилась несвоевременная организация истцом работы по проведению ведомственной экспертизы проектной документации в отношении объекта «Подстанция в районе КНС-39» шифр 0144Д. Несвоевременное включение объекта в план проведения ведомственной экспертизы повлекло смещение сроков получения положительного заключения государственной экспертизы, а также увеличение стоимости экспертизы. Суд не учел представленные апеллянтом документы об осведомленности (ФИО)29 Д.С. о стоимости объекта свыше 1 млрд. руб. еще в августе 2021 года, что подтверждает сообщение по электронной почте от 04.08.2021 с приложением 3 – Анализ изменения перечня объектов на 2021, 2022, 2023 годы. Согласно указанному приложению стоимость объекта уже в августе 2021 года составила 1 372 767 тыс. руб., что являлось основанием для включения объекта в план на проведение ведомственной экспертизы. По сообщению (ФИО)30 И.Н. в электронной почте от 08.10.2021 с вложением Светофора 2022-2026 БП 2022-2026 версия 2 в октябре 2021 года стоимость объекта возросла до 1 444 478 тыс. руб. В ходе производства по делу (ФИО)31 Д.С. не отрицал свою осведомленность о стоимости объекта, однако, не выполнил каких-либо действий по планированию проведения ведомственной экспертизы. Ненадлежащее исполнение обязательств по своевременной организации и проведению экспертизы объектов капитального строительства являются грубыми нарушениями и влекут снижение показателей эффективности работы не только управления по проектно-изыскательским работам, но и предприятия в целом, что влияет на показатели производственного контракта, выполнение производственной программы АО «Самотлорнефтегаз». Кроме того, нарушения требований в области экспертизы объектов капитального строительства влекут в отношении предприятия предписания и штрафы со стороны государственных органов надзора и контроля в области строительства. Установленный работнику уровень профессионального статуса зависит от деловых качеств работника, его отношения к выполнению поручений и заданий руководства с точки зрения ответственности, добросовестности, соблюдения сроков. В случае допущенного работником нарушения своих должностных обязанностей фактов неисполнительности, низкого качества выполнения заданий и нарушения сроков их выполнения, работодатель вправе пересмотреть ранее установленный профессиональный статус сотрудника.

В возражениях на апелляционную жалобу (ФИО)32 Д.С. указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов. Согласно служебной записке начальнику отдела контроля проектно-изыскательских работ от 06.09.2022 от начальника отдела консолидации и контроля стоимость капитальных вложений, сметной документации от проектной организации ООО «РН-БашНИПИнефть» и пояснениям начальника Управления по ПИР (ФИО)33 А.В. от 16.12.2022 на имя заместителя генерального директора по перспективному планированию и развитию производства (ФИО)34 А.В. стоимость объекта составила 1 068 471,75 руб. с учетом НДС. Без НДС стоимость составляет 890 393,13 руб. Согласно п. 1.1 Директив в рамках поручения главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» от 19.03.2019, от 22.07.2019 стоимостная оценка критериев ведомственной экспертизы (капитальные вложения – более 1 млрд. руб. и ПИР – более 100 млн. руб.) принимается без НДС. Ответчик умышленно не указывает данное обстоятельство. Проектно-сметная документация по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» шифр проекта 190290 не подлежала ведомственной экспертизе. Однако, 26.09.2022 и.о. начальника управления проектно-изыскательских работ (ФИО)35 Д.Ф. поручил направить проектно-сметную документацию с шифром 190290 на ведомственную экспертизу в ООО «РН-ЦЭПиТР», в связи с чем, истец подготовил и направил в указанную экспертную организацию письмо от 28.09.2022 о заключении дополнительного соглашения. Работы по определению стоимости ведомственной экспертизы и предоставлению договорных документов, на основании которых производится перенос неосвоенных средств с 2022 на 2023 год, относятся к компетенции отдела организации проектно-изыскательских работ. Полагает, что к делу не относится указанная апеллянтом рабочая переписка со специалистом (ФИО)36 Д.И., т.к. последний не является для истца руководителем.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Самотлорнефтегаз» (ФИО)53 Т.А. просила отменить решение по доводам апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

На основании трудового договора от 31.07.2014 (ФИО)54 Д.С. принят на работу начальником отдела комплектации управления капитального строительства ОАО «Самотлорнефтегаз». С 12.09.2019 переведен на должность начальника сектора сопровождения экспертиз и архива проектно-сметной документации отдела планирования проектно-изыскательских работ управления по проектно-изыскательским работам (т. 1 л.д. 148).

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с должностной инструкцией (ФИО)37 Д.С. непосредственно подчиняется начальнику отдела планирования проектно-изыскательских работ. Начальнику сектора подчиняются работники сектора сопровождения экспертиз и архива проектно-сметной документации (п. 2). Основные обязанности начальника сектора: организует работы по планированию процесса ведомственной экспертизы в обществе. Руководит ведением архива проектно-сметной документации. Осуществляет проверку проекта плана капитальных вложений на соответствие обеспеченности проектно-сметной документацией. Принимает участие в процессе вовлечения свободных запасов материально-технических ресурсов и неликвидов на этапе формирования проектно-сметной документации в соответствии с локальными нормативными документами общества и компании. Организует разработку плана проведения ведомственной экспертизы проектно-сметной документации объектов, реализуемых в обществе. Организует разработку годовых и перспективных планов сектора сопровождения экспертиз и архива проектно-сметной документации. Организует работу по ведению учета и отчетности сектора сопровождения экспертиз и архива проектно-сметной документации отдела планирования проектно-изыскательных работ (п. 4).

На основании приказа АО «Самотлорнефтегаз» от 27.03.2020 (номер) с 01.04.2020 в организации действует «Положение АО «Самотлорнефтегаз» об оплате труда и компенсациях работников».

Положением от 27.03.2020 установлен единый порядок оплаты труда, принципы осуществления дополнительных выплат компенсационного и стимулирующих выплат в АО «Самотлорнефтегаз» (п. 1). Базовая заработная плата – сумма должностного оклада (тарифной ставки) и надбавки за профессионализм. Грейд – уровень, присвоенный должности по результатам оценки, основанной на характеристиках должности (знания, умения и навыки; уровень решения проблем; ответственность за результат) и ее ценности для АО «Самотлорнефтегаз». Надбавка за профессионализм – надбавка, устанавливаемая работнику в соответствии с профессиональным статусом, присвоенным ему в результате оценки его профессиональных способностей, навыков, качества работы и личных характеристик. Профессиональный статус – оценка профессиональных способностей, навыков, качества работы и личностных характеристик работника (п. 2.1). Заработная плата работников Общества состоит из следующих элементов: базовой заработной платы; доплат и надбавок компенсационного характера в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; премий: входящих в систему оплаты труда – годового вознаграждения (годовой премии), премирование из фонда руководителя – премирование за высокую эффективность работы, за особый вклад в решение производственных задач в отчетном месяце, за выдающиеся трудовые достижения, премирование за иные достижения, не относящиеся к решению производственных задач (не входит в систему оплаты труда); не входящих в систему оплаты труда: премии ко дню работника нефтяной и газовой промышленности, премии победителям конкурсов профессионального мастерства и победителям внутрипроизводственных соревнований, премии победителям научно-практических конференций, премии победителям конкурса в области ПБОТОС, премии к корпоративным наградам, иные (п. 3.2). Профессиональный статус работнику присваивается в соответствии с Порядком присвоения профессионального статуса и выплаты надбавки за профессионализм (приложение № 3 к настоящему Положению) (п. 3.4.7). Все работники, отработавшие непрерывно не менее 90 календарных дней в отчетном году в обществе или иных обществах, входящих в периметр компании и перешедшие в Общество, могут быть участниками годового вознаграждения (годовой премии). Размер годового вознаграждения (годовой премии) зависит от грейда должности, а также от выполнения ключевых показателей эффективности работы общества и коэффициента трудового вклада работника за год. Порядок и условия оценки данных показателей, а также порядок и правила расчета/начисления годового вознаграждения (годовой премии) устанавливаются Порядком и условиями выплаты годового вознаграждения, изложенными в приложении № 12 к настоящему Положению (п. 3.6).

Согласно «Порядку присвоения профессионального статуса и выплаты надбавки за профессионализм» (Приложение № 3 к Положению от 27.03.2020) данный порядок распространяется на всех штатных работников Общества, занимающих должности по 18 грейд (включительно) (п. 1.2). Надбавка за профессионализм является составной частью базовой заработной платы (п. 1.3). Оценка профессионального статуса осуществляется по пяти оценочным уровням: база, развитие, стандарт, опыт, эксперт. Для работников с 6 по 8 грейд определение профессионального статуса ограничивается тремя оценочными уровнями (база, развитие, стандарт) (п. 1.4). Каждому оценочному уровню профессионального статуса соответствует определенный перечень характеристик (приложение № 18 к настоящему Положению). Фактическая оценка работника и установленный ему профессиональный статус должны максимально соответствовать ключевым характеристикам по категориям персонала (п. 1.5). На основании рынка анализа рынка труда, в рамках планового системного пересмотра заработной платы, работникам Общества раз в год (1 мая) может быть изменен профессиональный статус (п. 1.12). Снижение надбавки за профессионализм может производиться в зафиксированных случаях совершения дисциплинарного проступка, повлекшего дисциплинарное взыскание (согласно ст. 192 ТК РФ), нарушений требований безопасности труда, наличия формализованных претензий линейного руководителя к эффективности деятельности работника в рамках исполнения им должностных и профессиональных обязанностей. Данный перечень не является исчерпывающим. В случае если другое нарушение повлекло за собой негативные последствия, либо заведомо создало угрозу наступления таких последствий, надбавка за профессионализм может быть снижена. Каждый из перечисленных случаев рассматривается постояннодействующей экспертной комиссией. Снижение надбавки производится в пределах внутригрейдового диапазона (п. 1.15). К компетенции постояннодействующей экспертной комиссии относится следующие случаи изменения надбавки за профессионализм: внеочередная оценка (в период с 1 мая текущего года по 28 февраля следующего года) (п. 2.10). С результатом оценки работник должен быть ознакомлен под роспись (п. 2.13).

В соответствии с «Порядком и условиями выплаты годового вознаграждения (годовой премии)» (Приложение № 12 к Положению от 27.03.2020) годовое премирование работников списочного состава Общества осуществляется в соответствии в соответствии с настоящим Положением и Инструкцией АО «Самотлорнефтегаз» «Система управления эффективностью деятельности работников» № П 4.6-02 после подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период (п. 1.3). Премия за соответствующий отчетный период не начисляется и не выплачивается, если работник уволился до завершения отчетного периода, проработав в отчетном периоде непрерывно менее 90 календарных дней (п. 2.1). Премия за соответствующий отчетный период не начисляется и не выплачивается работнику в случаях расторжения с ним до даты издания приказа по Обществу о выплате премии трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 3, 5-11, ч. 1 ст. 81 ТК РФ (п. 2.2). Премия за соответствующий отчетный период не начисляется и не выплачивается: лицам, оказывающим услуги Обществу по договорам ГПХ; работникам, работающим на условиях внешнего совместительства; сезонным работникам; практикантам и стажерам, проходящим обучение и стажировку в обществе; работникам, имеющим в течение отчетного периода дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины; работникам, которыми был причинен подтвержденный материальный ущерб обществу, установленный в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 2.3). Работнику, к которому в течение отчетного периода применены дисциплинарные взыскания (за исключением дисциплинарных взысканий, при наличии которых премия не осуществляется), к получившимся с учетом оценки фактического выполнения коллективных показателей эффективности общества за отчетный период (календарный год), к расчетной сумме премии применяется корректирующий коэффициент в следующих размерах: одно замечание – 0,9; два замечания или один выговор – 0,6; одно замечание и один выговор – 0,3; два выговора – 0 (п. 2.6).

На основании приказа АО «Самотлорнефтегаз» от 24.12.2018 (номер) с 24.12.2018 в организации действует «Положение АО «Самотлорнефтегаз» система управления эффективностью деятельности работников».

Согласно Положению от 24.12.2018 КТВ – коэффициент трудового вклада (п. 2). В случае совершения работником действия (бездействия), противоречащего интересам общества, размер коэффициент трудового вклада может быть снижен в размерах, установленных в соответствии с Перечнем действий (бездействия) работников в приложении № 7. В этом случае отдел по мотивации персонала оформляет уведомление о снижении коэффициента трудового вклада (приложение № 8), либо приказ, которые доводятся до работника под роспись (п. 3.4.2.1). Уведомление оформленное в соответствии с установленным образцом, приобретает статус распорядительного документа и вступает в силу после его утверждения генеральным директором (п. 3.4.2.3). Утвержденное уведомление о снижении работнику размера коэффициента трудового вклада является основанием для корректировки премии по итогам года (п. 3.4.2.4).

Согласно «Положению об отделе планирования проектно-изыскательских работ управления по проектно-изыскательским работам» от 01.08.2019 отдел планирования проектно-изыскательских работ управления по проектно-изыскательским работам является структурным подразделением АО «Самотлорнефтегаз» (п. 1.1). Отдел непосредственно подчиняется начальнику управления по проектно-изыскательским работам (п. 1.2). Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора Общества по представлению заместителя генерального директора по развитию производства и согласованию с начальником управления по проектно-изыскательским работам (п. 1.3). Главной задачей отдела является разработка, сопровождение, утверждение, корректировка плана освоения и финансирования проектно-изыскательских работ на двухлетний период с учетом пятилетнего горизонта планирования (п. 2). В соответствии с главной задачей отдел выполняет следующие функции: согласование проекта плана капитальных вложений на соответствие обеспеченности проектно-сметной документацией (п. 2.1.1); подготовка и анализ управленческой отчетности (п. 2.1.2); формирование архива проектно-сметной документации и размещение в электронном виде (п. 2.1.6); ведение и обновление информационной базы архива проектно-сметной документации (п. 2.1.7); ведение переговоров, переписки с проектными институтами по вопросам оформления и внесению изменений в проектно-сметную документацию (п. 2.1.8); разработка плана ведомственной экспертизы (п. 2.1.11). Начальник и работники отдела планирования ПИР в рамках своих полномочий несут ответственность, определенную действующим законодательством, локальными нормативными документами компании, введенными в действие в Обществе, локальными нормативными документами Общества, их трудовыми договорами, приказами и распоряжениями генерального директора, его заместителей по направлениям деятельности и должностными инструкциями, за ненадлежащее исполнение или неисполнение трудовых обязанностей, возложенных на них, в том числе настоящим Положением (п. 5.1). Степень ответственности других работников отдела определяется в соответствии с их должностными инструкциями (п. 5.5).

С Положением от 01.08.2019 и дополнением к нему от 11.12.2019 истец ознакомлен, соответственно, 01.08.2019 и 11.12.2019.

Из материалов дела следует, что на основании имеющего силу приказа уведомления о снижении размера коэффициента трудового вклада от 23.01.2023 (номер) истцу установлен понижающий коэффициент трудового вклада – 0. Причинами и снижения коэффициента трудового вклада указаны: несвоевременная организация процедуры проведения ведомственной экспертизы проектной документации по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» с шифром проекта 190290. Невыполнение должностных обязанностей повлияло на смещение сроков получения положительного заключения ГГЭ по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» с шифром проекта 190290 и сдачи в архив Общества, а также некорректное формирование плана проектно-изыскательских работ на 2021-2022 в части отсутствия финансирования для проведения ведомственной экспертизы проектной продукции в ООО «РН-ЦЭПиТР».

В нарушение требований Положения от 24.12.2018 в уведомлении о снижении размера коэффициента трудового вклада не указаны конкретные действия работника, перечисленные в Приложении № 7, которые могут быть проверены.

План проектно-изыскательских работ на 2021 – 2022 был составлен задолго до возникновения обстоятельств, на которые ссылается работодатель.

С уведомлением о снижении размера коэффициента трудового вклада истец ознакомлен 26.01.2023, выразил несогласие с решением работодателя об установлении ему понижающего коэффициента.

В организации применяется «Положение компании о порядке организации и проведения ведомственной экспертизы проектной продукции» (утв. ПАО «НК «Роснефть» 07.03.2017).

Согласно указанному Положению от 07.03.2017 ведомственная экспертиза – процесс независимой экспертной оценки проектной продукции при проектировании, включая предпроектную документацию, задание на проектирование, основные проектные решения, проектную, рабочую, сметную документацию (п. 1). ВЭ – ведомственная экспертиза. ДНГД – департамент нефтегазодобычи ПАО «НК «Роснефть». КВ – капитальные вложения. ПИР – проектно-изыскательские работы (п. 2). ВЭ ООО «РН-ЦЭПиТР» является составной частью внутренней функциональной экспертизы ПАО «НК «Роснефть». Оперативное управление ВЭ осуществляет ДНГД. Тематическое планирование и мониторинг результатов ВЭ относится к компетенции профильных СП ПАО «НК «Роснефть». Результаты ВЭ могут быть использованы работниками профильных СП при рассмотрении проекта для оценки эффективности и принятия окончательных решений по реализации проекта (п. 3.1). На этапах «оценка» и «выбор», в соответствии со стандартом компании «Управление крупными проектами (программа развитие) в разведке и добыче» № П1-01 С-0011, объектами ВЭ являются крупные проекты. На этапах «определение» и «реализация» объектами ВЭ являются капитальные проекты, удовлетворяющие одному или нескольким критериям: стоимость КВ более 1 млрд. руб.; стоимость ПИР более 100 млн. руб. (п. 3.2).

Ведомственная экспертиза проводится в отношении объектов, соответствующих критериям:

- стоимость капитальных вложений более 1 млрд. руб.;

- стоимость проектно-изыскательских работ более 100 млн. руб.;

В рамках исполнения главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» (ФИО)38 И.И. от 19.03.2019 (номер) и от 22.07.2019 (номер), связанных с повышением эффективности работы в структурных подразделениях ЦАУК и ОГ в части организации и выполнения ведомственной экспертизы проектной продукции были направлены для безусловного исполнения директивы, направленные на повышение эффективности выполняемой ведомственной экспертизы проектной продукции (т. 2 л.д. 54).

В соответствии с п. 2.3 Директив для принятия решения о нецелесообразности проведения ведомственной экспертизы по объекту (в том числе оценки целесообразности включения данного объекта в план ведомственной экспертизы), имеющего положительное заключение ГГЭ / находящегося на этапе реализации, заказчиком (ОГ) готовится обоснование / экономическое обоснование. При этом учитывается временный период проведения ведомственной экспертизы (включая нормативные сроки корректировки ПСД), расчетный эффект в NPV при смещении сроков строительства объекта в случае перепроектирования и оценка рисков смещения сроков реализации проекта, в целом. Согласно п. 3.1 действующего ЛНД по ведомственной экспертизе окончательное решение о проведении / не проведении ведомственной экспертизы принимает вице-президент, курирующий данный бизнес блок (т. 2 л.д. 57 – 60).

Согласно п. 1.1 Директив планирование ведомственной экспертизы в соответствии с критериями, представленными в п. 3.2 Положения Компании П1-01 Р-0053 «Порядок организации и проведения ведомственной экспертизы проектной продукции» - стоимостная оценка критериев ведомственной экспертизы (КВ – более 1 млрд руб., ПИР – более 100 млн. руб.) принимаются без НДС.

В обоснование решения об установлении истцу понижающего коэффициента трудового вклада – 0, ответчик ссылается на нарушение работником трудовой дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, в связи с обстоятельствами, указанными в уведомлении о снижении размера коэффициента трудового вклада.

Суд перовой инстанции надлежаще проверил и обоснованно отклонил доводы ответчика о ненадлежащем исполнении истцом должностных обязанностей, в связи с проведением ведомственной экспертизы проектной документации по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» шифр проекта 190290.

Из рабочей переписки следует, что 26.09.2022 исполняющий обязанности начальника управления по проектно-изыскательским работам (ФИО)39 Д.Ф. поручил (ФИО)40 Д.С. проработать вопрос о проведении независимой экспертизы по проекту 190290 (т. 2 л.д. 83). Через 2 дня (ФИО)41 Д.С. подготовил письмо в ООО «РН-ЦЭПиТР» о заключении дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по проведению ведомственной экспертизы проектной продукции № СНГ-1791/22/173922/01635Д для включения в него проекта 190290 (т. 2 л.д. 94).

20.10.2022 специалист отдела контроля проектно-изыскательских работ (ФИО)42 Д.И. направил запрос (ФИО)43 Д.С., (ФИО)44 Е.В., (ФИО)45 Р.В. о сроке передачи в экспертную организацию документации по объекту 190290 (т. 2 л.д. 96). В этот же день (ФИО)46 Д.И. направил письмо начальнику отдела планирования проектно-изыскательских работ (ФИО)47 Е.В. с просьбой срочно загрузить данный проект (т. 2 л.д. 97).

Согласно пояснительной записке начальника управления по проектно-изыскательским работам (ФИО)48 А.В. от 16.12.2022 проектная документация по проекту 190290 разработана в полном объеме, получен полный комплект исходно-разрешительной документации, согласованной по результатам внутриведомственной экспертизы, объект подготовлен к загрузке в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Плановое получение положительного результата ГГЭ запланировано на апрель 2023 года с выполнением начала строительно-монтажных работ в сентябре 2023 года (т. 1 л.д. 21 – 23).

31.01.2023 в рамках договора № СНГ-1791/22/173922/01635Д организация направила на ведомственную экспертизу проектную документацию по объекту «Самотлорское месторождение. Строительство. Газопровод низкого давления 4,760 км» с шифром 190290 (т. 2 л.д. 100).

Письменные доказательства подтверждают, что срок проведения ведомственной экспертизы в отношении документации по проекту 190290 был согласован с руководителями истца.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности ответчиком обстоятельств, послуживших поводом для установления (ФИО)49 Д.С. понижающего коэффициента трудового клада – 0.

Не могут быть приняты доводы жалобы об осведомленности (ФИО)50 Д.С. в июне 2022 года о стоимости капитальных вложений по проекту 190290 более 1 млрд. руб., т.к. ответчик применяет стоимость с учетом НДС 20 %.

Между тем, в соответствии с вышеуказанными Директивами стоимость капитальных вложений и проектно-изыскательских работ для проведения ведомственной экспертизы принимается без учета НДС.

Ответчик не комментирует доводы истца, что без учета НДС стоимость капитальных вложений по проекту 190290 составляла менее 1 млрд. руб., поэтому отсутствовала необходимость проведения ведомственной экспертизы.

На основании имеющего силу приказа протокола комиссии по оценке профессионального статуса от 01.02.2023 (номер)(ФИО)51 Д.С. с 01.01.2023 снижен профессиональный статус «опыт» на «база». В качестве основания был указан п. 1.15 приложения № 3 к «Положению АО «Самотлорнефтегаз» об оплате труда и компенсациях работников» (т. 2 л.д. 73 – 74).

С выпиской из протокола от 01.02..2023 истец ознакомлен 13.02.2023, выразил несогласие с оценкой уровня его профессионального статуса (т. 1 л.д. 12).

По утверждению работодателя, основанием для снижения истцу ранее установленного уровня профессионального статуса послужило ненадлежащее исполнение обязанностей по проведению ведомственной экспертизы документации по объекту «Самотлорское месторождение. ПС-110/35/6 кВ в районе КНС-39. ВЛ-110кВ для электроснабжения ПС-110/35/6 кВ КНС-39» шифр 1980617/0144Д, стоимость которого превышает 1 млрд. руб.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о недоказанности ответчиком обстоятельств, послуживших поводом для снижения уровня профессионального статуса истца.

Приказом АО «Самотлорнефтегаз» от 16.12.2021 (номер) утверждена проектно-сметная документация по объекту «Самотлорское месторождение. ПС-110/35/6 кВ в районе КНС-39. ВЛ-110кВ для электроснабжения ПС-110/35/6 кВ КНС-39», шифр 1980617/0144Д. Стоимость строительно-монтажных работ в ценах 2001 года без НДС 80 147,01 тыс. руб. (т. 2 л.д. 77 – 78).

В пояснительной записке и.о. начальника отдела РПОиИ (ФИО)52 Н.М. сообщает, что на этапе проектирования стоимость объекта «Самотлорское месторождение. ПС-110/35/6 кВ в районе КНС-39. ВЛ-110кВ для электроснабжения ПС-110/35/6 кВ КНС-39», шифр 1980617/0144Д согласно БП 2019-2023 составляла менее 1 млрд. руб. с НДС и под действие ведомственной экспертизы проектной продукции по критерию капитальных вложений более 1 млрд. руб. данный объект не попадает. Проектно-сметная документация о стоимости объекта более 1 млрд. руб. утверждена приказом от 16.12.2021 (номер) под ответственность ОГ (т. 2 л.д. 66 – 68).

Согласно представленной ответчиком справке о динамике стоимости объекта «ПС-110/35/6 кВ в районе КНС-39. ВЛ-110кВ для электроснабжения новой подстанции» в бизнес-планах АО «Самотлорнефтегаз» на 2021 – 2025 стоимость указанного объекта на момент плана работы на 2022 год составляла 1 090 523 тыс. руб. с НДС (т. 2 л.д. 137).

Подлежит отклонению ссылка апеллянта об осведомленности истца о стоимости объекта 0144Д свыше 1 млрд. руб. на основании электронных писем других работников от 04.08.2021 и 08.10.2021, поскольку указанные письма не относятся к надлежащим источникам информации. Истец правильно полагает, что стоимость проектов определяется локальными актами организации, а не электронными письмами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В нарушение положений ст. 12, 56 ГПК РФ участвовавший в суде апелляционной инстанции представитель ответчика не привел доводы, опровергающие суждения истца об обстоятельствах, на которых основаны исковые требования, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Нижневартовского городского суда от 07.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 12.01.2024.

Председательствующий

Ишимов А.А.

Судьи

Галкина Н.В.

Максименко И.В.