НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 08.12.2020 № 2А-1621/20202-А

Судья Заремба И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2020 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Начарова Д.В., Погорельцевой Т.В.,

при секретаре Жиляк Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее Межрайонная ИФНС № 7 по ХМАО – Югре, Инспекция) к Мамедову Г.Б.о. о взыскании обязательных платежей и санкций,

по апелляционной жалобе мамедова Г.Б.о. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июля 2020 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС № 7 по ХМАО – Югре обратилась в суд с вышеуказанным административным иском с требованием взыскать с Мамедова Г.Б. оглы недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере <данные изъяты> рублей; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) в размере <данные изъяты> рубль; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере <данные изъяты> рубль, пени в размере <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов в установленные сроки в добровольном порядке в полном объеме.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Мамедов Г.Б. оглы, полагая незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе просит отменить. Указывает на пропуск административным истцом установленного законом срока обращения в суд с административным иском. Отмечает, что Инспекцией не представлено решение, на основании которого проведена налоговая проверка, а также доказательства соблюдения порядка проведения проверки, обеспечения реализации права налогоплательщика на участие в ней.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС № 7 по ХМАО – Югре указывает на несостоятельность ее доводов, просит оставить решение суда без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 45).

Объектом налогообложения для применения единого налога, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации исчисляют сумму земельного налога (авансовых платежей) самостоятельно. При этом уплата налога (авансовых платежей) производится в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее срока представления налоговой декларации (расчетов по авансовым платежам) по земельному налогу.

Согласно пункту 1 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мамедов Г.Б. оглы в период с (дата) являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) и в период с (дата) собственником земельного участка, расположенного по адресу: (адрес)

Таким образом, за указанный период Мамедов Г.Б. оглы являлся плательщиком земельного налога.

Кроме того, Мамедов Г.Б. оглы состоял на налоговом учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с (дата), при этом в период (дата) административный ответчик применял специальный налоговый режим единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

По результатам проведения мероприятий налогового контроля Инспекцией проведена проверка карточек расчетов с бюджетом налогоплательщика по ЕНВД для отдельных видов деятельности (до 01.01.2011), ЕНВД для отдельных видов деятельности, земельному налогу с физических лиц, о чем составлен Акт от (дата)(номер).

В указанном Акте отражено нарушение пункта 1 статьи 23 главы 3 Налогового кодекса Российской Федерации в части исполнения налогоплательщиком обязанности уплаты законно установленных налогов путем совершения мошеннических действий совместно с неустановленным лицом, отразившим фиктивные платежи в карточке расчетов с бюджетом Мамедова Г.Б. оглы, в размере <данные изъяты> рублей.

Основанием к проведению проверки карточек расчетов с бюджетом налогоплательщика явился вступивший в законную силу приговор Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2018 года в отношении Руденко С.А., Дрягина В.В., Езеева С.Б., Симоняна Г.М., которым установлен факт осуществления данными лицами действий по внесению фиктивных платежей и причинению имущественного ущерба бюджету Российской Федерации без признаков хищения путем внесения изменений в карточки расчетов с бюджетом базы данных SQL Инспекции относительно уплаченных налогов и сборов за налогоплательщиков, не желающих в установленном законом порядке производить обязательные платежи по налогам и сборам, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе Мамедова Г.Б. оглы.

В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требование от (дата)(номер) о необходимости погашения недоимки по ЕНВД за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года (2007-2010 годы), в размере <данные изъяты> рублей, в срок до 18 января 2019 года (л.д. 146-147); требование от 21 декабря 2018 года № (номер) о необходимости погашения недоимки по ЕНВД для отдельных видов деятельности, за 2012-2013 годы в размере <данные изъяты> рублей, земельного налога физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2010-2014 годы в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей в срок до 18 января 2019 года (л.д. 148).

Требования Мамедовым Г.Б. оглы не исполнены.

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суд с заявлением о взыскании пеней вправе обратиться налоговый орган, направивший требование об уплате пеней, в пределах сумм, указанных в требовании.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что 14 июня 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесен судебный приказ о взыскании с Мамедова Г.Б. оглы недоимки по налогам и пени, который определением этого же мирового судьи от 4 декабря 2019 года отменен ввиду поступления возражений Мамедова Г.Б. оглы.

Поскольку недоимка по земельному налогу, ЕНВД и начисленным пеням административным ответчиком до настоящего времени не уплачена, 4 июня 2020 года Инспекция обратилась в суд с данным административным иском.

Установив вышеуказанные обстоятельства, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд, проверив расчет налоговой недоимки и пени, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

С доводами апелляционной жалобы о пропущенном сроке для принудительного взыскания задолженности по налогам, пени, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном понимании норм действующего налогового законодательства.

Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает иных правил направления налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу требования об уплате недоимки по налогу на имущество и пеней. Требование в рассматриваемом случае должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки (статья 70). Срок обращения налогового органа в суд исчисляется с момента выставления требования (статья 48).

Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям № (номер) истекал 18 июля 2019 года, к мировому судье судебного участка № 2 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно, до 18 июля 2019 года.

4 декабря 2019 года судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка № 2 Нефтеюганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 14 июня 2019 года, отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Административное исковое заявление поступило в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 4 июня 2020 года.

Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд налоговым органом также соблюден.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Начаров Д.В.

Погорельцева Т.В.