судья Ступин Р.Н. № 33-7937/2021 (2-319/2014)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2021 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Куликовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кривошеевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Пыть-Яхского городского суда от 17 сентября 2021 года об изменении способа и порядка исполнения решения суда,
установил:
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с вышеуказанным заявлением. Требования мотивировало тем, решением Пыть-Яхского городского суда от 20.05.2014 удовлетворены исковые требования Миюзова П.П. к РФ, в лице Министерства финансов РФ, о взыскании ежемесячных платежей, за счёт средств казны РФ, постановлено: возложить обязанность на Российскую Федерацию, в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счёт средств казны Российской Федерации, ежемесячно выплачивать в пользу Миюзова П.П. 11 499 руб., в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью, с 01.01.2013 до снятия степени ограничения трудоспособности Миюзова П.П. (л.д. 49-51).
Определением Пыть-Яхского городского суда ХМАО - Югры от 06.08.2015, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 24.11.2015, решением Пыть- Яхского городского суда ХМАО - Югры от 19.02.2016 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 19.07.2016 были разрешены заявления Миюзова П.П. об индексации капитализированных повременных платежей (л.д. 86-89, 105-109). Заявитель просил суд изменить способ и порядок исполнения решения Пыть-Яхского городского суда ХМАО - Югры от 20.05.2014 о возложении на РФ, в лице Министерства финансов РФ, за счёт средств казны РФ обязанности выплачивать ежемесячные суммы в размере 11 499 руб. по возмещению вреда здоровью в пользу потерпевшего Миюзова П.П. с 01.01.2013 до снятия степени ограничения трудоспособности Миюзова П.П., заменив Министерство финансов РФ на уполномоченный орган - Фонд социального страхования РФ.
В отзыве на заявление Фонд социального страхования РФ в обоснование своей правовой позиции пояснил, что выплаты, производимые Минфином России Миюзову П.П. имеют статус капитализированных повременных платежей, право их требования Арбитражным судом ХМАО - Югры переведено с должника на РФ, но не указан размер капитализации повременных платежей. В заявлении Минфина России отсутствуют сведения о размере исполненных и не исполненных Минфином России обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Миюзову П.П. Также требуется установить, что не изменилась степень трудоспособности Миюзова П.П.
Судом постановлено вышеприведенное определение, которым заявление Министерства финансов РФ удовлетворено.
Не согласившись с таким определением, Фонд социального страхования РФ подал частную жалобу, в которой просит определение отменить, принять новое – об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам в отзыве на заявление. Указывает, что выплаты, производимые Минфином России Миюзову П.П. имеют статус капитализированных повременных платежей, право их требования Арбитражным судом ХМАО - Югры переведено с должника на РФ, однако размер капитализации повременных платежей не указан. Отсутствуют сведения о размере исполненных и не исполненных Минфином России обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Миюзову П.П. Кроме того требуется установить, не изменилась ли степень трудоспособности Миюзова П.П., послужившая основанием для производства данных выплат.
В возражениях на частную жалобу Министерство финансов РФ указывает на несостоятельность доводов частной жалобы, просит определение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть частную жалобу без участия лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами закона, подробно изложенными в определении суда, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Пыть-Яхского городского суда от 20.05.2014. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации в пользу Миюзова П.П., имеют статус капитализированных повременных платежей, в связи с чем на данные правоотношения распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации № 872 от 09.07.2019 «О мерах по реализации статей 135 и 189.54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым определен иной орган, уполномоченный производить с 01.01.2020 капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, а именно: Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд соглашается с выводами суда первой инстанции, которые являются обоснованными, оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не усматривает, исходя из следующего.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу с 01.01.2020, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу п. 4 Правил, выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в п. 3 настоящих Правил.
В соответствии с п.13 Правил, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации) (пункт 14).
Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей (пункт 15).
Как следует из существа правоотношений, которые были предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу, взысканные судебным актом с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца Миюзова П.П. платежи имеют статус капитализированных повременных платежей.
С учетом изложенных положений законодательства, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы частной жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание, поскольку фактически сводятся к несогласию со вступившими в законную силу судебными актами, которыми в пользу Миюзова П.П. взысканы денежные средства и которые не являются предметом рассмотрения и оценки суда в рамках рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда, в связи с чем не опровергают правильность выводов суда.
Доводы заявителя об отсутствии сведений о фактически произведенных выплатах противоречат как материалам дела, так и требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Доводы заявителя о том, что суд не установил, не изменилась ли степень утраты трудоспособности, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку вынесенное определение позволяет Фонду социального страхования в будущем реализовать все процессуальные права в рамках правоотношений по выплате взыскателю капитализированных платежей, в том числе в связи с имеющимися сомнениями относительно степени утраты трудоспособности.
При таких обстоятельствах суд не находит предусмотренных оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы заявителя.
Иных доводов жалоба не содержит, в другой части определение суда никем не обжаловано. Безусловных оснований к отмене определения суда по материалам дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 331, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Пыть-Яхского городского суда от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с подачей жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 08.12.2021.
Судья Куликова М.А.