НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 06.10.2020 № 33-5363/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2020 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

судей Данилова А.В., Беспаловой В.В.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела

по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к (ФИО)2 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени,

по апелляционной жалобе (ФИО)2

на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 09 июня 2020 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к (ФИО)2 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов с (ФИО)2 задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 41 086 рублей 50 копеек, пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 26 февраля 2017 года по 20 января 2020 года в размере 14 591 рубль 71 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 870 рублей 35 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать».

Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е., судебная коллегия

установила:

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (истец, фонд) обратился в суд с иском к (ФИО)2 (ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени.

В обоснование требований указал, что ответчица является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: (адрес): нежилого помещения, кадастровый (номер).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года №569 утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На её основании постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 09 июля 2014 года №596 был утверждён перечень многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счёте регионального оператора - некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Многоквартирный дом по (адрес) включён в окружную программу, которую исполняет истец. При этом, Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домой ежемесячно осуществлял ответчику начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, что отражается на лицевом счёте.

Ответчица в соответствии с правилами ст. 155 ЖК РФ несёт ответственности за ежемесячную оплату указанных взносов, однако обязательства по их уплате исполняет ненадлежащим образом. Размер её задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 года по 31.12.2019 год составляет 75 129 рублей 60 копеек, размер пени за период с 10.10.2014 года по 20.01.2020 год составляет 19 275 рублей 78 копеек.

Возникшая ситуация, полагал истец, нарушает его материальные права и интересы, в связи с чем, имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом. С учётом указанного просил взыскать с ответчицы задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2019 года 75 129 рублей 60 копеек; а также установленную законом пени за период с 10 октября 2014 года по 20 января 2020 года в размере 19 275 рублей 78 копеек; и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга в размере 75 129 рублей 60 копеек за период с момента вступления в законную силу решения суда по день фактической оплаты задолженности. Расчет долга по лицевому счёту и пени представил. Кроме того, просил взыскать сумму уплаченной государственной пошлины в размере 3 032 рубля.

Представитель истца и ответчица (ФИО)2, в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ в отсутствии неявившихся лиц.

Представитель ответчицы (ФИО)4 в судебном заседании исковые требования не признал. Полагал, истцом пропущен срок исковой давности в отношении задолженности, возникшей за период с 10.10.2014 года по 25.02.2017 года. Кроме того, указал, ответчица не согласна с начисленной пеней, т.к. просрочка по исполнению обязательств образовалась в результате виновных действий истца, выразившихся в не направлении ей платежных документов для уплаты взносов. Исковое заявление, по мнению ответчицы, полагал, подлежит оставлению без рассмотрения, так как истцом не соблюден претензионный порядок.

Суд проверил доводы сторон, представленные доказательства, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласна ответчица. В обоснование ссылается на обстоятельства, изложенные в возражениях на иск относительно оснований для взыскания пени. Просит решение суда изменить. В удовлетворении требований о взыскании пени отказать по мотиву того, что платежные требования в ее адрес фондом не направлялись, что препятствовало своевременной оплате взносов.

Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.

Из материалов дела следует, что спор между сторонами возник по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении нежилого помещения по (адрес) г. Ханты-Мансийске, принадлежащего ответчице на праве собственности. Наличии оснований для принудительного взыскания с ответчицы за период с 01.09.2014 года по 31.12.2019 год суммы долга в размере 75 129 рублей 60 копеек суммы, а также пени за несвоевременную оплату ежемесячных платежей, начисленных фондом капитального ремонта за спорный период и до момента выполнения обязательств.

Суд, проверив представленные сторонами сведения, исходил из того, что многоквартирный жилой дом (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ответчица (ФИО)8 является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения, расположенного по адресу: (адрес). Право зарегистрировано на объект недвижимости (нежилое помещение) с площадью <данные изъяты>., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако обязательства не исполнял. Несмотря на то, что в силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 декабря 2013 №632-рп «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создана некоммерческая организация «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» путем учреждения, с местом нахождения в городе Ханты-Мансийске. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Указанный закон устанавливает порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и требований к ней.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года №568-п «О программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 9 июля 2014 года №596 «О перечне многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование Фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - Некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» утвержден перечень многоквартирных домов города Ханты-Мансийска, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», согласно приложению к настоящему постановлению (статья 1).

Поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: (адрес), включен в программу, у ответчицы как собственника возникла обязанность уплаты взносов.

Исходя из изложенного суд признал, требования истца основаны на законе и подтверждены доказательствами, подлежат удовлетворению в пределах срока исковой давности. Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом ходатайства ответчика применил к периоду взыскания задолженности с 10.10.2014 года по 25.02.2017 года последствия пропуска истцом срока исковой давности. За указанный период в иске отказал.

Обсуждая вопрос о взыскании пени, суд исходил из того, что частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

На основании части 1 статьи 169 и части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД на специальный счет, владельцем которого, на основании пункта 4 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации является Фонд.

Установленную законом обязанность фонд со своей стороны исполняет. Необходимую информацию ежемесячно размещает на открытом лицевом счете собственника помещения (ответчицы). Однако, она обязательств не выполняет, оплату взносов на капитальный ремонт не производит. В отношении требований о взыскании пени за период с 26 февраля 2017 по 20 января 2020 года в сумме 41 086,50 руб. заявленные фондом требования суд признал законными. Пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в названной части. Взыскал с ответчицы, как лица, ответственного за их оплату, задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также пени, в размере, установленном законом 1\300 ставки рефинансирования в сумме 14 591 рублей 71 копеек.

Судебная коллегия с названными выводами суда соглашается, считает их правильным, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам исходя из следующего.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П подтвердил общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, которая предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах в формировании фондов капитального ремонта общего имущества независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности. Истолковав нормы жилищного права, Суд сделал вывод, что законодательством не предусмотрены основания для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений. При этом, средства собственников помещений в многоквартирном доме аккумулируются на счете регионального оператора, и они не освобождаются от закрепленной ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Поскольку в соответствии с действующими в ХМАО-Югре правилами сведения о взносах должны отражаться в расчетном счете, формируемом через ЕРИЦ ежемесячно, в соответствии с ними взаиморасчёты также должны быть произведены до 10 числа каждого месяца. За несвоевременную оплату коммунальных платежей и взносов на капремонт установлена пеня, размер которой определен законом.

Сведений о наличии оснований для освобождения от их оплаты ответчицей не представлено, как и наличия уважительной причины, препятствующей оплате. Соответственно оснований для освобождения от оплаты пени по доводам, изложенным в жалобе, не имелось.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, предусмотренном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Собственники помещений в МКД должны соблюдать установленные сроки уплаты взносов. В противном случае по факту несвоевременной и (или) неполной уплаты взносов на капитальный ремонт фонд имеет право начислять пени. Учитывая, что ответчица своевременно не уплатила взносы на капитальный ремонт, с неё подлежат взысканию пени за просрочку уплаты. Выводы суда в этой части являются правильными.

При этом, правоотношения сторон вытекают из публичных отношений. Организация расчетов, начисления и обработки платежей за предоставленные/оказанные жилищно-коммунальные услуги в ХМАО-Югра осуществляется посредством Информационной системой "ИнфоЮгра". Это также является общедоступной информацией. В соответствии со ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны вносить взносы на капитальный ремонт своевременно, в сроки, установленные законом. Общий срок установлен до 10 числа каждого месяца.

При этом, плательщик несет законом установленную обязанность по уплате коммунальных и других платежей, установленных правилами ЖК РФ, и имеет возможность получать сведения из информации направляемой через указанную систему. В рамках названных правоотношений денежные средства от потребителей перечисляются открытым акционерным обществом "ИРЦ" (далее - ОАО "ИРЦ") непосредственно на расчетный счет истца. Таким образом, в соответствии с действующими правилами, регулирующими правоотношения сторон, для оплаты коммунальных платежей и других платежей и взносов, в том числе, по капремонту, информация поступает в единый информационный центр ИнфоЮгра, на котором в отношении каждого объекта недвижимого имущества создан личный кабинет.

Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в случае включения дома в окружную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, вопреки доводам жалобы, прямо предусмотрена положениями жилищного законодательства. Незнание закона за невыполнение обязанности, установленной законом, не освобождает от ответственности. Доводы ответчицы о не направлении истцом в её адрес платежных документов, при таких обстоятельствах, поводом для отказа в иске о взыскании взносов и пени, установленной законом, не являются.

Наличие просроченной задолженности ответчица не опровергает. Кроме того, ее наличие следует из выписки по лицевому счету (номер) (л.д.17), которая ежемесячно обновляется истцом в установленном правилами ЖК РФ порядке, через ИнфоЮгра и публикуется на сайте. Учитывая публичность названных правоотношений, ответчица при должной осмотрительности имела возможность получить к нему доступ и надлежаще выполнять возложенные на неё законом обязательства. Несмотря на это и то, что с момента приобретения в собственность спорного недвижимого имущества у нее возникла обязанность производить оплату взносов на капитальный ремонт, доказательств, подтверждающих выполнение обязанности, не представила. При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что основания для принудительного взыскания суммы долга и начисленной истцом пени имеются.

Сведения о том, что другие коммунальные платежи ею ежемесячно оплачиваются, ответчица представила. В обоснование представитель ссылался на то, что управляющая компания сведений о начисленных взносах по капремонту ей информации не направляла. Однако, названное лицо в силу закона не является ответственным по их начислению и информированию лицом. В силу закона на управляющей организации не лежит ответственность за предоставление ответчице указанной информации. В связи с чем, доводы в этой части поводом для отмены судебного решения не являются. Доказательством, позволяющим освободить ответчицу от ответственности в виде уплаты пени, такие сведения не являются.

Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Не направление в адрес ответчицы платежных документов не исключает возможность начисления истцом пеней за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт. Обязательность их уплаты регламентирована нормами закона, и не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от ответственности за просрочку платежа.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт. Уплата его является прямой обязанностью собственника независимо от того направлялась ли ему квитанция с требованием оплаты или нет, поскольку в силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

По смыслу вышеприведенных норм поскольку собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой иных коммунальных платежей. Выводы суда о наличии оснований для взыскания взносов на капитальный ремонт и пени за несвоевременную их оплату, являются правильными.

Непосредственно расчет задолженности, пени, ответчицей не оспаривается, иной расчет не представлен. Суд расчет истца проверил и признал его арифметически верным. Размер пени соразмерен последствиям нарушения. Доказательства, опровергающие выводы суда, ответчиком не представлены.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат. По существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных истцом требований, исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчицы – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в 7-ой кассационной суд общей юрисдикции в г. Челябинске в течение 3-х месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий: Иванова И.Е.

Судьи: Данилов А.В.

Беспалова В.В.