Судья Кузнецова Г.Н. дело №33-3230/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2014 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры в составе:
председательствующего судьи: Александровой Н.Н.,
судей: Максименко И.В., Ахметзяновой Л.Р.,
при секретаре Конева И.В.,
с участием прокурора Ромащева А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> о возложении обязанности создания или выделении рабочих мест для инвалидов,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> на решение Сургутского городского суда (ФИО)1-(адрес)–Югры от (дата), которым постановлено:
«Исковые требования прокурора (адрес) действующего в интересах неопределенного круга лип к <данные изъяты>» об обязании создания или выделении 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов - удовлетворить.
В течении 60 дней с момента вступления решения в законную силу обязать ООО «Строительная компания <данные изъяты> создать или выделить 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 1 специальное рабочее место либо при невозможности создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Обязать ООО «Строительная компания <данные изъяты> принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в том числе сведения о специальном рабочем месте.
Обязать ООО «Строительная компания <данные изъяты>» предоставить в Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, из числа созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах; выполнение квоты приема на работу инвалидов.
Взыскать с ООО Строительная компания <данные изъяты>» в местный бюджет города Сургута государственную пошлину в размере 4000 рублей».
Заслушав доклад судьи (ФИО)10, мнение прокурора (ФИО)7, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
установила:
Прокурор города Сургута, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная <данные изъяты>» (далее Общество), с учетом уточненных требований, в течение 60 дней с момента вступления судебного решения в законную силу обязать создать или выделить 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленных квот, в том числе 1 специальное рабочее место либо при невозможности создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов профинансировать выделение или создание рабочих мест в другой организации в соответствии с заключёнными договорами, возложить обязанность принять локальные нормативные акты содержащие сведения о данных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в том числе, сведения о специальном рабочем месте, обязать предоставить в Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Департамент) информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах, выполнение квоты приема на работу инвалидов.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сургута проведена проверка исполнения Обществом требований Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1) и Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ), в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. В ходе проведения проверки выявлены нарушения: не создано (не выделено) 8 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 1 специальное рабочее место; в нарушение ст.25 Закона №1032-1 в части ежемесячного предоставления органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений №30-р от 16 сентября 2013 года, срок исполнения предписания установлен до 16 октября 2013 года. По состоянию на 06 ноября 2013 года выявленные нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора (ФИО)5 на требованиях настаивала по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика (ФИО)6 требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время ответчик не располагает достаточными денежными средствами для финансирования выделения (создания) рабочих мест в виду тяжелого материального положения Общества в связи с несвоевременными платежами контрагентов и отсутствием денежных средств на расчетном счете.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Департамента.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что в Обществе трудоустроен один инвалид на должности инженера производственно-технического отдела, для которого было создано рабочее место с 04 августа 2008 года, в 2014 году выделено и оборудовано еще одно рабочее место для трудоустройства инвалида по специальности диспетчер. Согласно, норм статей 22, 23 Закона №181-ФЗ, пунктов 4.1, 4.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации. Специфика работы предприятия не позволяет создавать специфические рабочие места на предприятии, поскольку работа осуществляется вахтовый метод работы. Прокурором не предоставлено доказательств того, что Общество имеет реальную возможность в силу специфики производственного процесса выделить места для трудоустройства инвалидов, не имеющие такой оценки условий труда. Кроме того, профинансировать выделения (создания) рабочих мест в другой организации Общество не может, поскольку не располагает достаточными денежными средствами, необходимыми для этого, ввиду тяжелого материального положения в связи с несвоевременными платежами наших контрагентов и отсутствием денежных средств на расчетном счете.
29 июля 2014 года судебной коллегией по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по апелляционной жалобе на решение Сургутского городского суда от 22 апреля 2014 года по правилам производства в суде первой инстанции ввиду наличия в деле не подписанного судьей решения, что в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор (ФИО)7 с доводами указанными в апелляционной жалобе ответчика не согласен, просит требования удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Общество, третье лицо Департамент не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела и обсудив их, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Поводом для обращения в суд прокурора послужила необходимость защиты интересов инвалидов в социальной сфере. При этом защита интересов не связана с обеспечением дополнительных гарантий конкретного работника, а направлена на обеспечение интересов значительного числа граждан, имеющих статус инвалида. Обязанность работодателей, в том числе юридических лиц, по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в конечном итоге направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на обеспечение им дополнительных гарантий прав на труд и социальную защиту от безработицы.
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный в статье 12 Гражданского кодекса, не является исчерпывающим. Так, если в судебном заседании будет установлено, что бездействие противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя или лиц, в интересах которых подано заявление, были нарушены бездействием, суд принимает решение об обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В статье 21 Закон №181-ФЗ отражено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Из содержания статьи 27 Закона №181-ФЗ следует, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации и занятости инвалидов.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Закона №1032-1, согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно части 1 статьи 25 Закона №1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона №1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В целях реализации названного полномочия Законодательным Собранием Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 сентября 2009 года №254-п, которым утвержден порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Согласно данного Порядка минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре со среднесписочной численностью: от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места; более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.
Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
По смыслу закона, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
Квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом.
Как установлено судом и не оспаривается доводами жалобы, что при рассмотрении прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявления директора Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о привлечении к ответственности работодателя, было установлено, что в Обществе не создано (не выделено) 8 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 1 специальное рабочее место (л.д.09-18).
16 сентября 2013 года прокуратурой Обществу вынесено предписание №30-р об устранении выявленных нарушений, согласно которого ответчик должен обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с Федеральным законодательством и Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре» от 23 декабря 2004 года №89-оз путем создания (выделения) рабочих мест для приема на работу инвалидов, трудоустройство инвалидов на создание (выделение) в пределах установленной квоты рабочие места, обеспечить создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида в счет установленной квоты, обеспечить соблюдение положений статьи 25 Закона №1032-1 в части ежемесячного предоставления органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (л.д.17-18).
Согласно имеющихся в материалах дела сведений ответчиком не представлены документы, подтверждающие исполнение работодателем предписания об устранении выявленных нарушений от 16 сентября 2013 года №30-р, а именно не представлены документы, подтверждающие прием на данные рабочие места инвалидов (если данные рабочие места заняты инвалидами) и (или) представление в органы службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (если созданные рабочие места свободны).
Также Обществом не представлены документы о приме на специальные рабочие места инвалидов, которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида показано создание специального рабочего места, и (или) о свободных специальных рабочих местах для инвалидов (с указанием созданных специальных условий труда, согласно которым на эти места для трудоустройства могли бы быть направлены инвалиды).
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств направления в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов ответчиком также не представлено.
Ответчиком не предоставлены доказательства, что в счет установленной квоты на предприятии трудоустроены два инвалида, в связи с чем довод жалобы Общества о трудоустройстве двух инвалидов является не состоятельным. Действующим законодательством освобождение работодателя от создания (выделения) рабочих мест для инвалидов по указанным в апелляционной жалобе основаниям не предусмотрено.
Кроме того, отсутствие у Центра занятости населения информации о создании условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в Общество.
Довод жалобы о невозможности трудоустройства инвалидов в связи с тем, что специфика работы Общества не позволяет создавать специфические рабочие места на предприятии, поскольку работа осуществляется вахтовый метод работы, не может быть принят во внимание, поскольку закон не связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с видом деятельности предприятия, а связывает это с численным составом работающих на предприятии. Предусмотрев в статьях 22, 23, 24 Закона №181-ФЗ основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, законодатель установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по исполнению названной обязанности. Поэтому работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с Общества в доход бюджета города Сургута подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от (дата) отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора города Сургута, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания <данные изъяты>» удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания <данные изъяты> обязанность в течение 60 дней с момента вступления решения в законную силу создать или выделить 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе 1 специальное рабочее место либо при невозможности создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания <данные изъяты>» обязанность принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в том числе сведения о специальном рабочем месте.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «<данные изъяты> обязанность предоставить в Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, из числа созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах; выполнение квоты приема на работу инвалидов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «<данные изъяты> в доход бюджета города Сургута государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Максименко И.В.
Ахметзянова Л.Р.