НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 04.02.2014 № 33-360/2014

 Судья Литвинова А.А. дело № 33-360/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 04 февраля 2014 года                      г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

 председательствующего             Шкилева П.Б.,

 судей:                         Мироненко М.И., Степановой М.Г.

 при секретаре          Докшиной Е.С.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»,

 по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.11.2013 г., которым постановлено:

 «Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, удовлетворить.

 Признать право за ФИО1 на присвоение звания ветерана труда, обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выдать ФИО1 удостоверение, присвоив звание ветеран труда.

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.».

 Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 (далее- истец) обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры (далее- ответчик) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда».

 Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером по старости с 14.01.2013 г. 30.08.2004 г. приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 50п истец был награжден Благодарностью за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве. Кроме того, истец награжден почетной грамотой государственного газового концерна «Газпром» и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, нагрудным знаком «Ветеран труда Газовой промышленности», благодарностью губернатора ХМАО-Югры, нагрудным знаком «Почетный работник ОАО «Газпром». 26.08.2013 г. ответчиком Департаментом социального развития ХМАО-Югры отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, почетная грамота государственного газового концерна «Газпром» и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, нагрудный знак «Ветеран труда Газовой промышленности», благодарность губернатора ХМАО-Югры, нагрудный знак «Почетный работник ОАО «Газпром» не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п. Считает отказ незаконным.

 Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1 извещённого надлежащим образом времени и месте судебного заседания, в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Представитель ответчика ФИО2 с иском не согласился.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» связан с тем, что, Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, почетная грамота государственного газового концерна «Газпром» и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, нагрудный знак «Ветеран труда Газовой промышленности», благодарность губернатора ХМАО-Югры, нагрудный знак «Почетный работник ОАО «Газпром» не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения.

 Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены судом надлежащим образом, истец ФИО1, ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры телефонограммой от 24.01.2014 г.

 На основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала необходимым в интересах законности проверить решение суда в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку решение в части удовлетворения требования о возложении на Департамент обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда» противоречит нормам материального права, регулирующим указанные правоотношения, и является неисполнимым, что ведет к нарушению принципа обязательности судебных постановлений применительно к положениям ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 с 14.01.2013 г. назначена пенсия по старости (л.д. 8).

 Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 30.08.2004 г. №50п ФИО1 вручена Благодарность Министерства промышлености и энергетики Российской Федерации (л.д. 27).

 Кроме того, истец награждён почетной грамотой государственного газового концерна «Газпром» и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, нагрудным знаком «Ветеран труда Газовой промышленности», благодарностью губернатора ХМАО-Югры, нагрудным знаком «Почетный работник ОАО «Газпром».

 Письмом Департамента социального развития ХМАО- Югры от 26.08.2013 г. истцу отказано в присвоение звания «Ветеран труда» со ссылкой, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, почетная грамота государственного газового концерна «Газпром» и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, нагрудный знак «Ветеран труда Газовой промышленности», благодарность губернатора ХМАО-Югры, нагрудный знак «Почетный работник ОАО «Газпром» не включены в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда» (л.д. 11).

 В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».Согласно пп. 24 п.2 ст. 26.3 Закона №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

 Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона №5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

 Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

 Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 ст. 7 Закона «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

 Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

 В соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 21.06.2004 г. № 19 «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации учреждена как ведомственный знак отличия в труде, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации дает право на присвоение звания «Ветеран труда».

 Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

 Согласно разъяснениям пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 4 постановления от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

 Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», так как отвечает установленным законом критериям, является законным, а действия ответчика в отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» противоречит требованиям закона.

 При этом судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Департамент социального развития ХМАО-Югры обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».

 В соответствии со ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2006 г. № 142-п утвержден Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений (далее Порядок).

 В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 указанного Порядка присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прием документов - казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат», оформление удостоверения «Ветеран труда» - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.

 При таком положении у суда не имелось оснований для возложения на Департамент социального развития ХМАО-Югры обязанности по выдаче истцу удостоверения, поскольку в силу п. 4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента.

 На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования о возложении на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности по выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран труда» (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

 Отменяя решение суда первой инстанции в указанной выше части, судебная коллегия в соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».

 Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

     определила:

 Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.11.2013 г. отменить в части возложения на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанности по выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран труда».

 Принять новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении искового требования к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».

 В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.11.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

 Председательствующий            

     Шкилев П.Б.

 Судьи:                                     

     Мироненко М.И.

             Степанова М.Г.