Судья Безнос К.М. Дело (номер)
1-я инстанция (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Максименко И.В.,
судей: Дроздова В.Ю., Мироненко М.И.,
при секретаре Каргаполовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Найденкова В.В. к администрации (адрес) об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления,
по апелляционной жалобе ответчика администрации (адрес) на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Найденкова В.В. к администрации (адрес) об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации (адрес)(номер) от (дата) в части назначения пенсии за выслугу лет Найденкову В.В. без учета его выбора варианта исчисления пенсии.
Возложить на администрацию (адрес) обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, вынести решение о назначении Найденкову В.В. с (дата) пенсии за выслугу лет с учетом его выбора варианта исчисления пенсии - на дату достижения возраста дающего право на страховую пенсию по старости, учитывая, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, не должна превышать 75 процентов среднемесячного заработка Найденкова В.В..
Возложить на администрацию (адрес) обязанность произвести перерасчет назначенной пенсии с (дата), учитывая, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, не должна превышать 75 процентов среднемесячного заработка Найденкова В.В..
В удовлетворении остальной части исковых требований Найденкова В.В. к администрации (адрес), отказать,
заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю.,
установила:
Найденков В.В. обратился в суд с указанным выше иском к администрации (адрес), мотивируя тем, что (дата) обратился к ответчику с заявлением о назначении муниципальной пенсии, которая (дата) была назначена с нарушением ч. 2 ст. 26 Закона ХМАО-Югры от 31.12.2004 № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», поскольку ему не был предоставлен выбор варианта её исчисления. В связи с этим (дата) его представитель обратился к ответчику за разъяснениями о причинах не предоставления права выбора варианта исчисления муниципальной пенсии и с просьбой предоставить истцу варианты исчисления пенсии. (дата) ему были представлены два варианта, один из которых - на дату достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, является для него предпочтительным, поскольку размер такой пенсии существенно больше ранее назначенной ему муниципальной пенсии. Поэтому (дата) он письменно выразил свое согласие на назначение муниципальной пенсии по варианту расчета - на дату достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, полагая, что изданное ранее незаконное решение о назначении пенсии будет отменено, и муниципальная пенсия будет назначена по выбранному им варианту исчисления, с даты его первого заявления. Однако (дата) ответчик ответил истцу, что комиссия по назначению пенсии за выслугу лет, при ее назначении закон не нарушила, его права не ущемила, рассмотрение и учет его мнения о варианте исчисления муниципальной пенсии, а также принятие на основании него решения о её назначении не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсии за выслугу лет. После обращения в прокуратуру, (дата) истцу был направлено письмо, подтверждающее факт нарушения его прав. Просил: признать незаконным и отменить решение ответчика от (дата)(номер) в части назначения истцу муниципальной пенсии без учета его мнения по выбору варианта её исчисления; обязать ответчика устранить допущенные нарушения, издав на основании поданного истцом заявления от (дата) и заявленного им согласия на вариант расчета пенсии на дату достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, законное решение о назначении ему муниципальной пенсии; обязать ответчика произвести все необходимые доплаты, компенсирующие недополученные истцом денежные средства.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Найденкова В.В.
В судебном заседании представитель истца Найденкова В.В. - Найденков В.В. исковые требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить, приведя доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации (адрес) Лукиянчикова Ж.Г. исковые требования Найденкова В.В. не признала, просила в удовлетворении отказать, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация (адрес) просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает необоснованным вывод суда о том, что при расчете пенсии следовало исходить из средней месячной заработной платы истца на день возникновения основания, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть на (дата). На день возникновения основания, дающего право истцу на страховую пенсию по старости - на (дата), истец в трудовых отношениях с МО (адрес) не состоял, муниципальные должности в органе местного самоуправления администрации (адрес) не занимал. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору истца, обратившегося за ее назначением, исходя из среднемесячной заработной платы лица, замещавшего муниципальную должность на постоянной основе, на день прекращения полномочий, либо на день возникновения основания, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Муниципальную должность на постоянной основе к моменту возникновения права на назначение страховой пенсии по старости истец не занимал, в связи с чем при расчете муниципальной пенсии за выслугу лет не может быть принят во внимание среднемесячный заработок по должности, ранее занимаемой истцом в администрации (адрес), - <данные изъяты>, трудовые правоотношения по которой были прекращены (дата). Выводы суда основаны на неверном толковании нормативных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Найденков В.В. на основании трудового договора с администрацией (адрес) от (дата)(номер), распоряжения главы (адрес) от (дата)(номер) с (дата) был назначен на муниципальную должность муниципальной службы <данные изъяты> администрации (адрес) с окладом согласно штатному расписанию, с выплатой надбавки за северный стаж в размере ***, надбавки за выслугу лет в размере ***, надбавки за особые условия муниципальной службы в размере ***, надбавки за квалификационный разряд <данные изъяты> в размере *** рубля.
Приказом о прекращении трудового договора от (дата)(номер) Найденков В.В. был уволен из администрации муниципального образования «(адрес)» по п. 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников).
Из справки Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) от (дата)(номер) следует, что Найденкову В.В. установлена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» и по состоянию на (дата) размер его страховой пенсии по старости составляет *** рубля.
(дата) Найденков В.В. обратился в комиссию по назначению муниципальной пенсии с заявлением о назначении ему муниципальной пенсии к страховой пенсии по старости.
Распоряжением администрации (адрес) от (дата)(номер) на основании решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования (адрес) (протокол от (дата)(номер)), Найденкову В.В. назначена пенсия за выслугу лет в размере *** руб. с учетом страховой (трудовой) пенсии по старости с (дата). Размер пенсии за выслугу лет составляет 75% среднемесячной заработной платы, с учетом трудовой пенсии по старости.
(дата) Найденкову В.В. по его заявлению Департамент по делам администрации направил варианты исчисления пенсии за выслугу лет на день увольнения и на дату достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (с расчетами), а также справки о размере среднемесячного заработка.
(дата), (дата) Найденков В.В. направил главе (адрес) сообщение о выборе варианта расчета муниципальной пенсии - на дату достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Письмом главы (адрес) от (дата) в перерасчете размера пенсии за выслугу лет на дату достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, истцу отказано в связи с отсутствием оснований и разъяснено, что рассмотрение согласия истца на исчисление пенсии за выслугу лет на дату достижения возраста, дающего право на страховую пенсию, и принятие по нему решения не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципального образования (адрес).
Не согласившись с отказом ответчика в перерасчете пенсии за выслугу лет на дату достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют требованиям закона, основан на фактических обстоятельствах, подтвержденных надлежащими доказательствами, оцененными судом в совокупности, и правильно мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Закона ХМАО – Югры от 20 июля 2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ХМАО-Югре» на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего автономного округа, установленные федеральными законами и законами автономного округа (ч. 1).
Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (ч. 2). В соответствии с Порядком назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления (адрес), утвержденным решением Думы (адрес) от (дата)(номер), лица, замещавшие муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования (адрес), имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии оснований, установленных статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, пунктом 1 статьи 4 Закона ХМАО - Югры от 24.10.2005 N 89-оз, статьей 25 Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 97-оз в соотношении с Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе (п. 1.3).
Пенсия за выслугу лет является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, назначается и выплачивается в порядке, установленном разделом 2 настоящего Порядка (п. 1.4).
Выплата пенсии за выслугу лет, включая услуги доставки, производится за счет средств бюджета муниципального образования (адрес) (п. 1.5).
Заявитель может обратиться за назначением пенсии за выслугу лет (далее - муниципальная пенсия) в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления (ч. 2 п. 2.1).
Размер муниципальной пенсии для лиц, замещавших должности муниципальной службы, определяется (назначается) в соответствии со статьей 26 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.12.2004 N 97-оз (ч. 3 п. 2.12).
В силу ч. 2 ст. 26 Закона ХМАО – Югры от 25.12.2004 № 97-оз размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору лица, обратившегося за ее назначением, исходя из среднемесячной заработной платы лица, замещавшего должности гражданской службы автономного округа, на день увольнения по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 25 настоящего Закона, либо на день достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Поскольку при назначении Найденкову В.В. пенсии за выслугу лет ответчик не выяснил мнение истца об исчислении размера пенсии, предусмотренное ч. 2 ст. 26 Закона ХМАО – Югры от 25.12.2004 № 97-оз, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что на день возникновения права на страховую пенсию по старости истец в трудовых отношениях с ответчиком не состоял, муниципальные должности в органе местного самоуправления не занимал в связи с чем размер его пенсии за выслугу лет может быть исчислен только исходя из среднемесячной заработной платы на день прекращения полномочий, судебной коллегией не принимается, так как он противоречит ч. 2 ст. 26 Закона ХМАО – Югры от 25.12.2004 № 97-оз.
Иные доводы жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на субъективной оценке имеющихся доказательств и неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, и не соответствуют требованиям закона, на предусмотренные ГПК РФ основания для отмены или изменения решения суда не указывают. Выводы суда являются по существу правильными, достаточно подробно мотивированы в решении, и доводами жалобы не опровергаются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации (адрес) – без удовлетворения.
Председательствующий Максименко И.В.
Судьи: Дроздов В.Ю.
Мироненко М.И.