НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 01.06.2021 № 2-504/2021

Судья Воронцов А.В. Дело № 33-3571/2021

1-я инстанция № 2-504/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2021 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Дука Е.А.,

судей Максименко И.В., Назарука М.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крылова Сергея Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра по ХМАО–Югре) о признании незаконным решения и действий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов,

по апелляционной жалобе Крылова Сергея Сергеевича на решение Ханты-Мансийского районного суда от 04.03.2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения истца и его представителя Рудик О.С., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Крылов С.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что ранее работал в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре, в 2018-2019 годах замещал должность <данные изъяты>, 13.12.2019 года был уволен. С 18.12.2019 года работал в ООО «РН-Юганскнефтегаз» (Общество), с 11.09.2020 года переведен на должность <данные изъяты>. 08.12.2020 года обратился в Комиссию при Управлении Росреестра по ХМАО–Югре с заявлением о даче согласия на замещение данной должности в коммерческой организации. Заключением Комиссии от 23.12.2020 года в замещении данной должности ему было отказано, т.к. замещение данной должности нарушает требования ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, даны рекомендации руководителю Управления Росреестра по ХМАО-Югре проинформировать об указанных обстоятельствах прокуратуру ХМАО - Югры и Общество. Комиссией установлено, что он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении Общества, работа в Обществе повышает вероятность возникновения конфликтов интересов, способных привести к причинению вреда законным интересам Общества, Управления Росреестра по ХМАО–Югре и государства, так как он может вступать в отношения с бывшими коллегами при исполнении Управлением Росреестра по ХМАО-Югре функций по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также по исправлению ошибок в сведениях ЕГРН. Полагает такое решение комиссии незаконным. При трудоустройстве Общество направляло в Управление Росреестра по ХМАО-Югре уведомление о его приеме на работу на должность <данные изъяты>. Со стороны Управления Росреестра по ХМАО-Югре никаких возражений относительно возможности осуществления им таких трудовых функций и замещения указанной должности не поступало. Поскольку в установленные сроки Комиссией в адрес Общества не было направлено решение о запрете истцу осуществлять трудовые функции, полагает, Комиссия выразила свое согласие на осуществление им такой трудовой функции у данного работодателя. Полагает, не был обязан обращаться в Комиссию для получения согласия об отсутствии конфликта интересов, поскольку функций государственного управления в отношении Общества не осуществлял. С 11.01.2021 года уволен с должности <данные изъяты>. Ссылается на отсутствие указаний в мотивировочной части решения Комиссии на принятые им решения в отношении Общества, его конкретные действия, которые привели к конфликту интересов, факты использования им должностного положения/злоупотребления должностным положением в целях оказания Обществу выгод и (или) преимуществ. Комиссией не представлена информация относительно 100 обращений, поступивших в Управление Росреестра по ХМАО-Югре и рассмотренных отделом ведения ЕГРН. Ответы на обращения граждан/юридических лиц не могут являться действиями по государственному управлению Обществом с его стороны, поскольку являются выполнением поручений вышестоящего руководства, проверяются и подписываются заместителем руководителя Управления Росреестра по ХМАО-Югре. Отделом ведения ЕГРН может запрашиваться позиция Регионального отделения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, наличие которой исключает возможность принятия необоснованного/ошибочного решения при рассмотрении обращения физических/юридических лиц и свидетельствует о качественном и всестороннем разрешении ситуаций. Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа. Исправление технической ошибки не является действием по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав. Начальник отдела ведения ЕГРН не назначает заявки на сотрудников отдела, данный функционал автоматизирован и не требует «ручного» регулирования. Комиссией не дана оценка условиям его трудоустройства в Общество, проведенным проверкам и тестированию, установлению должностного оклада в соответствии со штатным расписанием. Указание Комиссией на возможность его вступления в отношения с бывшими коллегами является предположением. Полномочия по землеустройству, государственному мониторингу земель в круг его должностных обязанностей не входили.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Крылов С.С., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Ответчиком не представлены факты и доказательства, указывающие на принятие им обязательных для исполнения Обществом решений/действий, подлежащих классификации в качестве «функции государственного, муниципального (административного) управления организацией». Согласно докладной записке начальника отдела государственной регистрацией недвижимости, отсутствуют установленные факты принятия им решений в отношении Общества. Считает ошибочным вывод Комиссии о том, что в период замещения им должности <данные изъяты> он осуществлял государственное управление в отношении Общества. Полагает, Комиссия должна была направить заключение о нецелесообразности рассмотрения его обращения. Исправление технической ошибки в записях осуществляется после проведения правовой экспертизы документов, свидетельствующих об устранении данных несоответствий, не влекущих за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права, поэтому не может расцениваться как функция по государственному управлению. Факт замещения должностей в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре и наличия в должностных обязанностях функций по государственной регистрации права собственности, возможность взаимодействия в период работы в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре с Обществом не является безусловным основанием для отказа в даче испрашиваемого согласия. Из анализа его должностных обязанностей в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре следует, что он наделен полномочиями по принятию обязательных для исполнения решения в отношении юридических лиц вообще. Решения по государственной регистрации, исправлению технических ошибок в ЕГРН по объектам недвижимости принимались государственными регистраторами прав, которые являются самостоятельными, независимыми должностными лицами. Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, что в период осуществления им трудовой функции в группе должностей категории «руководители» кто-либо из его подчиненных злоупотреблял своими должностными полномочиями в отношении Общества. Общество не является поднадзорной и подконтрольной организацией Управления Росреестра по ХМАО-Югре, в отношении него не осуществлялись властно-распорядительные функции. Полагает, его работа в Обществе не может привести к конфликту интересов, поскольку каждый государственный регистратор прав несет персональную ответственность за свои действия. Право на труд, гарантированное каждому гражданину РФ, не может нарушаться возможностью конфликта интересов, связанных с предыдущим местом работы, без достаточных на то оснований. Судом не приняты во внимание Методические рекомендации, не дана оценка, имелись ли в его действиях факты коррупционных проявлений. Замещая должность <данные изъяты>, он не назначал заявки на сотрудников отдела, данный функционал автоматизирован и не требует «ручного» регулирования. В решении Комиссии не приведены факты принятия незаконных, необоснованных решений сотрудниками его отдела. Комиссия не должна была принимать решение о даче согласия на замещение им должности, так как перевод на иную должность в одной и той же организации не требует процедуры согласования. Состав Комиссии не соответствует Положению о комиссии. Судом не принята во внимание предоставленная им судебная практика, данный спор подлежал рассмотрению в порядке КАС РФ.

В письменных возражениях ответчик Управление Росреестра по ХМАО-Югре просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.

В письменных возражениях третье лицо ООО «РН-Юганскнефтегаз» поддерживает доводы жалобы, просит ее удовлетворить.

Проверив материалы дела на основании ст.327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Крылов С.С. в различные периоды проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Управление Росреестра по ХМАО-Югре), в период с 02.04.2018 года по 13.12.2019 года - в должности <данные изъяты>.

На основании трудового договора от 16.12.2019 года истец был принят на работу в ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее также – Общество) на должность <данные изъяты>, в последующем переводился на иные должности.

В соответствии с дополнительным соглашением от 10.09.2020 года истец переведен постоянно в Управление корпоративной собственности Отдел регистрации прав собственности на должность <данные изъяты> для выполнения работ на всей территории производственной деятельности работодателя.

08.12.2020 года истец обратился в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по ХМАО-Югре (далее – Комиссия) с заявлением о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации – вышеуказанной должности <данные изъяты>.

Согласно мотивированному заключению Отдела государственной службы и кадров Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 15.12.2020 года, имеются основания для проведения заседания Комиссии в отношении такого обращения.

Согласно протоколу заседания такой Комиссии № 20 от 23.12.2020 года было постановлено: замещение истцом на условиях трудового договора должности <данные изъяты> Управления корпоративной собственности ООО «PH-Юганскнефтегаз» нарушает требования ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п.1). Отказать истцу в замещении должности заместителя начальника Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «PH-Юганскнефтегаз» (п.2).

Не согласившись с таким решением Комиссии, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит по существу правильными выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ст.3).

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3.1. ст.17).

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», установленные ч.1, 2 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ч.1, 3). Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (ч.2).

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч.1). Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (ч.1.1.).

При этом в силу п.4 ст.1 рассматриваемого Федерального закона под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Согласно положениям ст.10 рассматриваемого Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч.1). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2).

Согласно ст.64.1. ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (приложение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943) контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в частности, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы; в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы (п.2). Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, являются: 1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается; 3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Период, в течение которого действуют установленные ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года. В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства; 4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы (п.4). Соответствующее обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы, является основанием для проведения заседания комиссии (п.8). В ходе подготовки мотивированного заключения комиссии рекомендуется: проанализировать функции государственного, муниципального (административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, по каким вопросам деятельности данной организации были приняты решения государственным (муниципальным) служащим (например, в области регистрации имущества и сделок с ним). Установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. Особое внимание необходимо уделять связям гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего с организацией (имущественным, корпоративным или иным отношениям), с которой он заключает трудовой (гражданско-правовой) договор, учитывая возможность получения необоснованных выгод и преимуществ в качестве компенсации за решения, принятые им в отношении данной организации в период прохождения государственной (муниципальной) службы (п.19).

Порядок формирования и организации деятельности Комиссии территориального органа Росреестра определен Положением о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов (приложение к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 января 2019 г. № П/0001). В частности, предусмотрено, что персональный состав Комиссии утверждается приказом территориального органа Росреестра, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения (п.5). Основанием для проведения заседания Комиссии является поступившее в кадровое подразделение (либо должностному лицу территориального органа Росреестра, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обращение гражданина, замещавшего в территориальном органе Росреестра должность гражданской службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. Приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. № П/87) о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (п.п.«б» п.13). В кадровом подразделении осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (п.15). По итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия принимает одно из следующих решений: а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ (п.30).

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (п.1). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п.5).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Приложение № 76 к приказу Росреестра от 23 января 2017 г. № П/0027) Управление Росреестра по ХМАО-Югре является территориальным органом Росреестра, осуществляющим, в частности, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции в сфере геодезии и картографии, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (п.1). Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (п.2). Управление реализует, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах; кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы, присвоение реестровых номеров границ; федеральный государственный надзор в области землеустройства; контроль за деятельностью территориальных отделов Управления, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории субъекта Российской Федерации; присвоение объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации записям о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (п.7).

Согласно Положению об Отделе ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Приложение № 8 к Приказу Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 01.03.2017 года № П-0044) данный Отдел является структурным подразделением аппарата Управления, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Управления и территориальными отделами. В пределах компетенции осуществляет необходимое взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями (п.1, 5). Основными задачами Отдела являются, в частности: организация и проведение работ по верификации сведений ЕГРН; оказание государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН; ведение ЕГРН и дел правоустанавливающих документов (п.8). Отдел исполняет следующие основные функции: обеспечение координации, контроля и сопровождения работ по верификации данных ЕГРН; осуществление контроля ведения ЕГРН и дел правоустанавливающих документов; обеспечение обработки запросов о предоставлении сведений из ЕГРН, выдача ключей доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРН, предоставление общедоступных сведения и сведений ограниченного доступа; обеспечение предоставления сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН (п.9). Отдел возглавляет начальник, который распределяет обязанности между гражданскими служащими Отдела, дает им поручения и контролирует их выполнение; вносит предложения о назначении на должность, перемещении, отстранении и освобождении от должности гражданских служащих Отдела, о наложении дисциплинарных взысканий, о поощрении и награждении; организует планирование работы Отдела и контролирует выполнение плановых мероприятий; рассматривает поступившие в Отдел документы, организует работу по подготовке проектов ответов и принимает решения по ним, обеспечивает процесс согласования проектов ответов и их направление для подписания руководством Управления (п.13, 15).

Как следует из Должностного регламента начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО-Югре, данная должность относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители» (п.1). Начальник отдела, исходя из задач и функций, определенных положением об отделе, обязан: планировать, организовывать работу отдела, распределять обязанности между сотрудниками отдела, давать им поручения, осуществлять непосредственное руководство деятельностью отдела, обеспечивать решение возложенных на отдел задач, контролировать исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений; в рамках оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав осуществляет: возврат прилагаемых к заявлению о государственному кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии установленных оснований; формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; правовую экспертизу документов, в т.ч. проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН; организовывать контроль и проведение работ по верификации данных ЕГРН в части реализации контрольных, регулирующих и других управленческих полномочий в данной сфере; организовывать контроль и проведение работ по ведению ЕГРН; осуществлять методическое обеспечение и координацию деятельности территориальных отделов в сфере, находящейся в компетенции отдела; осуществлять информационное взаимодействие с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; осуществлять рассмотрение обращений, заявлений, и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела; по поручению руководителя Управления организовывать и участвовать в проверках деятельности структурных подразделений Управления; осуществлять подготовку для руководства Управления аналитических, информационных, справочных и иных материалов по проблемам реализации государственной политики в сфере верификации ЕГРН, ведения ЕГРН, вносить предложения по их разрешению; разрабатывать совместно с другими структурными подразделениями Управления проекты приказов и распоряжений руководителя Управления по вопросам организации управления структурными подразделениями; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Отделе; несет персональную ответственность за состоянием антикоррупционной работы в отделе; обеспечивает режим конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов (п.4.4.). Осуществляет реализацию полномочий Управления по всем направлениям деятельности: несет ответственность за обеспечение режима конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов; при выполнении возложенных функций взаимодействует на уровне муниципального образования, в т.ч., с заинтересованными территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, а также гражданами (п.4.5.). Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.4.7.). Начальник отдела несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4.8.). При исполнении служебных обязанностей начальник отдела вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам: осуществления работ по ведению ЕГРН, касающихся деятельности отдела; контроля за осуществлением работ по исправлению технических ошибок в ЕГРН; организация контроля за проведением работ по включению в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества, в т.ч. полноты и качества вносимых сведений; рассмотрения обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела (п.8). При исполнении служебных обязанностей начальник отдела обязан самостоятельно принимать решения по вопросам обеспечения решения возложенных на Отдел задач и по другим вопросам, отнесенным к компетенции Отдела (п.9).

В соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», предназначением должности является представление и защита интересов Компании/Общества во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, их территориальных органах и подразделениях, учреждениях, организациях, предприятиях, агентствах и их филиалах, в т.ч. в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальных органах по вопросам, связанным с государственной регистрацией наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества (в том числе на незавершенные строительством объекты) и сделок с ними, включая, но, не ограничивая, действия по государственной регистрации договоров ипотеки, аренды и иных договоров подлежащих государственной регистрации, а также дополнительных соглашений к ним, погашения регистрационной записи об ипотеке, а также получения необходимых документов для государственного кадастрового / технического учета объектов недвижимости, поддержание в актуальном состоянии сведения ЕГРН о зарегистрированных правах Компании / Общества на объекты недвижимости, расположенные в ХМАО-Югре (п.1.1.). Определен уровень должностного взаимодействия в подразделении, с другими подразделениями - руководители и специалисты структурных подразделений Общества, Компании, предприятий сервисного блока и сторонние организации. В частности, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальные органы (п.2). Функции: обеспечивает прямое руководство отделом, принятие решений в рамках компетенции, своевременное исполнение задач, поставленных руководством, согласно установленным срокам. Распределяет и ставит задачи (на период отсутствия начальника отдела) (п.3.1.); организовывает взаимодействие в рамках компетенции со специалистами/руководством Компании/Общества, муниципальными и государственными учреждениями, юридическими лицами. Проводит переговоры, рабочие встречи, совещания и иные сопутствующие выполнению задач действия (п.3.2.); на основании соответствующей доверенности представляет и защищает интересы Компании/Общества в органах / подразделениях Росреестра в отношении объектов недвижимого имущества как по подтверждению/прекращению прав, государственного кадастрового учета, так и в части сопровождения объектов в рамках проводимой верификации/гармонизации данных ЕГРН (п.3.3.); обеспечивает реализацию процедур и требований, содержащихся в локальных нормативных документах Общества и Компании, введенных в действие в Обществе, в части возложенных на Отдел (п.3.7.); контролирует своевременное формирование пакетов документов на объекты недвижимости, необходимые для представления в Росреестр, для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения, ограничения прав на объекты недвижимого имущества и соответствующего внесения записей (изменений) в ЕГРН (п.3.9.); контролирует своевременное получение зарегистрированных экземпляров договоров, выписок из ЕГРН об объекте недвижимости, выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписок из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений из ЕГРН (п.3.10.); организовывает своевременный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности Компании/Общества на основании выданной доверенности, на объекты недвижимого имущества, поступившие на баланс Компании/Общества от реорганизованных юридических лиц, правопреемником которых является Компания/Общество (п. 3.11.); контролирует формирование бюджетов и платежей по государственной пошлине за регистрацию права собственности и своевременную сдачу отчетности по использованию пошлины за государственную регистрацию прав собственности объектов Компании/Общества (п.3.12.); взаимодействует с организациями по вопросам постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, а также снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении объектов недвижимости Компании/Общества (в т.ч. объекты незавершенного строительства) (п.3.13.); организовывает и контролирует подачу пакетов документов на постановку на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав собственности Компании / Общества, снятие с государственного кадастрового учета и (или) прекращение права собственности, внесение изменений и исправление технических, реестровых ошибок в ЕГРН по объектам недвижимого имущества с получением результата в виде выписки из ЕГРН, с правом подписания соответствующих заявление (п.3.16.); организовывает своевременную подготовку и контроль при формировании и корректировке графика регистрации права собственности на объекты недвижимости Компании на основании выданной доверенности (п.3.17.); контролирует и согласовывает предоставление оригиналов, копий правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости Компании/Общества по запросам уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3.23.).

Согласно материалам дела и общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ, местом нахождения ООО «РН-Юганскнефтегаз» является (адрес) – Югры. Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа, среди дополнительных видов деятельности: добыча нефтяного (попутного) газа; транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; операции с недвижимым имуществом; работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; деятельность геодезическая и картографическая.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, в период замещения истцом должности начальника Отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО-Югре на рассмотрении в данном Отделе находилось 100 обращений ООО «РН-Юганскнефтегаз» (работников Общества), из них по 12 обращениям в сведения ЕГРН были внесены изменения. В 10 случаях исправление ошибок в сведениях ЕГРН сопровождалось запросом позиции Регионального отделения ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО.

Как подтверждается материалами дела и признано истцом в суде апелляционной инстанции, обращения ООО «РН-Юганскнефтегаз» неоднократно передавались руководителем для рассмотрения непосредственно истцу. Подготовленные подчиненными истцу работниками Отдела проекты решений по результатам рассмотрения обращений Общества подписывались руководителем. Вопреки доводам жалобы, указанные обстоятельства не опровергаются докладной запиской начальника отдела государственной регистрации недвижимости от 14.12.2020 года, в соответствии с которой не выявлено решений, принятых непосредственно истцом.

Как следует из материалов дела, такие обращения ООО «РН-Юганскнефтегаз» были связаны с выявляемой в ходе обычной производственной деятельности Общества (при формировании земельных участков под объекты Общества – кусты, скважины, нефтепроводы, согласовании материалов выбора земельного участка, оформлении прав на приобретенные или арендуемые земельные участки и т.д.) необходимостью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества, исключения из ЕГРН сведений о земельных участках, присвоения кадастровых номеров земельным (лесным) участкам.

При рассмотрении таких обращений, в частности, выявлялось наличие дублирующих (неверных) сведений ЕГРН, несоответствие («наложение») сведений ЕГРН в отношении различных объектов недвижимости, наложение границ земельных участков, несоответствие категорий земель или статусов таких участков, наличие актуальных записей о вещных правах в отношении указанных в обращениях Общества объектов недвижимости, устанавливались недостатки в обращениях Общества и приложенных к ним документах.

В одном из ответов (от 10.09.2019 года) Общество указало на неправомерность требования Управления Росреестра по ХМАО-Югре по предоставлению Обществом как правообладателем сведений о расположении объектов в пределах земельных участков.

Из вышеизложенного следует, что рассмотрение обращений Общества и взаимодействие с ним не сводилось лишь к формальной работе – техническим действиям работников Отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН по безусловному удовлетворению всех обращений Общества.

Из приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств в их совокупности следует, что при замещении истцом должности начальника Отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО-Югре в его должностные обязанности по смыслу п.4 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ входили отдельные функции государственного (административного) управления в отношении Общества. Замещение истцом должности заместителя начальника Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности Общества создает предпосылки возникновения конфликта интересов, в связи с наличием у истца возможности повлиять на своих бывших подчиненных - сотрудников Отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН, а также на сотрудников территориальных отделов Управления Росреестра по ХМАО-Югре при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в интересах Общества.

Кроме того, из материалов дела следует и признано истцом в суде апелляционной инстанции, в рассматриваемый период истец был назначен государственным регистратором по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и фактически осуществлял соответствующие полномочия.

Вопреки доводам жалобы, из приведенных выше правовых норм следует, что только лишь отсутствие установленных фактов злоупотребления должностными обязанностями при прохождении государственной службы не может предопределять решение Комиссии о даче согласия на замещение гражданином должности в коммерческой организации. В силу требований федерального закона предотвращаются случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности не только при свершившемся факте возникновения конфликта интересов, но и в ситуации, когда конфликт интересов может возникнуть.

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, например, в Постановлении от 6 апреля 2020 г. № 14-П) следует, что государственная гражданская служба осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Установление федеральным законодателем специальных норм при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы, само по себе, не может рассматриваться как нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Комиссии соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, основан на правильном анализе должностных обязанностей истца при замещении им должности начальника Отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО-Югре и должности заместителя начальника Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», учитывает фактически осуществленные им в период государственной службы полномочия, в т.ч. непосредственно в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Из приведенных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств следует, что в связи с соответствующим обращением истца у Комиссии имелись основания для проведения заседания по данному вопросу и для принятия оспариваемого решения. Рассмотрение обращения истца отнесено к компетенции Комиссии. Существенных нарушений порядка и сроков проведения заседания Комиссии, рассмотрения обращения истца и оформления его результатов, влекущих незаконность принятого Комиссией решения, не установлено. В частности, состав Комиссии соответствует утвержденному Приказом Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 04.03.2020 года, который не был в установленном порядке оспорен или признан незаконным.

Вопреки доводам жалобы, в силу императивных требований приведенных выше правовых норм (ч.3.1. ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, ст.64.1. ТК РФ) истец в течение двух лет после увольнения с гражданской службы вправе замещать на условиях трудового договора должности в Обществе с согласия Комиссии, независимо от соблюдения Обществом обязанности по информированию представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы. Правомерность действий (бездействия) Комиссии по рассмотрению информационного сообщения Общества о трудоустройстве истца предметом настоящего спора не являлась.

Учитывая, что исковые требования обоснованы нарушением права истца (бывшего работника) на труд со стороны ответчика (бывшего представителя нанимателя), т.е. спор вытекает из служебных (трудовых), а не публичных правоотношений, при этом оспариваемое решение привело к прекращению трудовых прав и обязанностей, согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ и п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» данные требования не подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Иные доводы жалобы и возражений третьего лица правильность выводов суда по существу спора также не опровергают, на основания для отмены или изменения решения суда не указывают, поэтому подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 04.03.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Дука Е.А.

Судьи коллегии Максименко И.В.

Назарук М.В.