НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область) от 18.11.2020 № 2-321/20

Судья Суржикова А.В.

Дело № 2-321/2020

Дело № 33-721/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 ноября 2020 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора ЕАО Колесникова А.В. на решение Облученского районного суда ЕАО от 21.07.2020, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков, выделить денежные средства, отказать.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения процессуального истца помощника прокурора ЕАО Холманских Т.А., представителя ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области, Федеральной службы исполнения наказаний России, федерального казённого учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» Задоя А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к федеральному казённому учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о возложении обязанности выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осуждёнными ежегодных отпусков.

Указал, что в ходе проведения проверочных мероприятий установлено наличие на втором этаже здания второго отряда ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО помещения для проведения осуждёнными отпусков, которое в нарушение требований Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (приложение 2) не оборудовано отдельной кухней, душевой, совмещенной с санузлом, помещением младшего инспектора, комнатой отдыха, а также комнатой для занятия физкультурой и служебными кабинетами.

По фактам выявленных нарушений в адрес начальника УФСИН России по ЕАО внесено представление, во исполнение которого администрацией исправительного учреждения определено наиболее подходящее помещение, предназначенное для проведения осужденными ежегодных отпусков. В связи с тем, что для приведения данного помещения в соответствие с требованиями законодательства необходимо проведение ремонтных работ, в адрес ФСИН России 01.04.2020 направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств, которые в учреждение не поступали.

Просил обязать ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО в срок до 31.12.2021 выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков; при недостаточности денежных средств у исправительного учреждения обязать ФСИН России выделить денежные средства на указанные цели.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО (далее - УФСИН России по ЕАО), статус которого впоследствии изменён на соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Облученского района ЕАО Эрлих К.А. заявленные требования поддержала по доводам иска.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО Сатарова М.Г. исковые требования не признала. Пояснила, что Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512, на котором прокурор основывает свои требования, установлены нормы обеспечения инвентарем уже имеющихся в учреждении помещений. В настоящее время в общежитии второго отряда оборудовано помещение, где осужденные проводят отпуск. Техническая возможность оборудовать помещение для отпускников на втором этаже здания бани отсутствует.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по ЕАО Задоя А.В. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 установлен только перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осуждённых. Из данных норм не следует обязанность исправительного учреждения организовать помещения для отпуска осужденных. Техническая возможность оборудовать помещение для отпускников в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО в имеющихся зданиях отсутствует. Здания исправительного учреждения построены до 1980 года. Из содержания СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» не следует, что они могут применяться к зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до его издания. Кроме того, денежные средства на указанные цели закладываются федеральной целевой программой, которая в настоящее время утверждена, и не предусматривает строительство общежития для отпускников в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении и.о. прокурора ЕАО Колесников А.В. просил об его отмене, удовлетворении заявленных прокурором требований.

Со ссылкой на положения части 4 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункта 9.5 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 указал, что в ФКУ ЛИУ-2 должно быть организовано помещение для осужденных находящихся в ежегодных отпусках. Отсутствие данного помещения нарушает их права на отдых.

Отсутствие здания для данных целей не является причиной, исключающей применение судом к настоящим правоотношениям норм действующего законодательства. Соблюдение прав осужденных не должно ставиться в зависимость от финансовой возможности исправительного учреждения.

Ссылки ответчиков на невозможность перепланировки помещений не подтверждены заключением экспертизы или другими допустимыми доказательствами.

В ходе рассмотрения дела прокурором заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства для дополнительного обследования зданий на предмет наличия или отсутствия помещений для отпусков и уточнения требований иска, в котором было необоснованно отказано.

В возражениях относительно апелляционного представления УФСИН России по ЕАО и ФСИН России просили об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А. поддержала доводы и требования апелляционного представления.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по ЕАО, ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО Задоя А.В. не согласилась с доводами и требованиями апелляционного представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определены Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии со статьей 13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Частью 4 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (приложение 2).

В разделе 13 приложения 2 содержатся требования к нормам обеспечения следующих помещений для проведения осуждёнными отпусков при учреждении: прихожей, жилой комнаты, кухни, душевой, помещения для младшего инспектора, комнаты отдыха, комнаты для занятия физкультурой.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённым Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, в полномочия ФСИН России входит материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществление функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, жилищному строительству.

Согласно уставу ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем и собственником закрепленного за учреждением имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний. В обязанности исправительного учреждения входит в числе прочего материально-бытовое обеспечение осужденных.

Согласно представленной в материалы дела справке от 02.03.2020 о результатах проверки прокуратурой ЕАО ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО установлено, что лимит наполнения данного учреждения составляет 649 человек, на дату проверки в учреждении содержалось 549 осужденных. При осмотре помещений здания второго отряда установлено, что на втором этаже администрацией исправительного учреждения создано помещение для проведения осужденными отпусков, состоящее из одной жилой комнаты и оборудованное телевизором. При этом помещение не оборудовано отдельной кухней, душевой, совмещенной с санузлом, помещением младшего инспектора, комнатой отдыха, комнатой для занятия физкультурой.

Отсутствие на территории исправительного учреждения надлежащим образом оборудованного помещения для проведения отпуска осуждёнными послужило основанием для обращения прокурором в суд с данным исковым заявлением, со ссылкой на положения Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512, статьи 99, 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для их удовлетворения.

При этом, вопреки доводам апелляционного представления, судом сделан обоснованный вывод о том, что нормативные положения, на которых прокурор основывает свои требования, не содержат прямых требований к организации в исправительном учреждении помещений для проведения осуждёнными отпусков.

Так, Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждены нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода, то есть, установлен только перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться имеющиеся на территории исправительного учреждения помещения для проведения отпуска осужденными, не возлагая на них обязанность к созданию таких помещений и их количеству.

Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержит требования к материально-техническому обеспечению осуждённых, не затрагивая вопросы организации их отпуска на территории исправительного учреждения, часть 4 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в свою очередь устанавливает право осуждённых на ежегодный отпуск и требования к его продолжительности.

Пункт 9.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях»), утверждённого Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, который предусматривает выделение в жилой зоне исправительного учреждения колонии общего и строгого режима участков с общежитиями для осуждённых, находящихся в трудовом отпуске, вопреки доводам апелляционного представления не подлежит применению в данном споре, так как из вышеназванного приказа не следует, что приведённые в нём нормативные положения должны применяться к зданиям и сооружениям, спроектированным и построенным до его издания. Тогда как в ходе рассмотрения дела из пояснений представителей ответчиков установлено, и не опровергнуто стороной истца, что здания исправительного учреждения построены до издания названного приказа.

Кроме того, по информации УФСИН России по ЕАО от 13.07.2020 в исправительном учреждении отсутствуют свободные площади для последующего размещения помещений для отпускников с необходимым набором помещений согласно требованиям СП 308.1325800.2017.

Судебная коллегия также отмечает, что исправительное учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании, строительстве, капитальном ремонте дополнительных помещений для отпуска осуждённых, поскольку не располагает необходимыми денежными средствами для этого. Данные мероприятия могут быть произведены только за счёт средств федерального бюджета путем включения объектов в федеральную целевую программу. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования на указанные цели вне соответствующей программы является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, а также является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Учитывая вышеприведённые обстоятельства в своей совокупности, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие жалоб со стороны осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, относительно отказа в проведении отпуска на территории исправительного учреждения, ненадлежащей организации проведения такого отпуска, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска заместителя прокурора ЕАО.

Иные доводы апелляционного представления не свидетельствуют о нарушении судом в ходе рассмотрения правовых норм, влекущих отмену принятого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 21.07.2020 оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора ЕАО Колесникова А.В.- без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи Ю.Г. Золотарева

М.Е. Слободчикова