Судья Суржикова А.В.
Дело № 33а-79/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 февраля 2018 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.,
судей Кочева С.Н., Токмачевой Н.И.,
при секретаре Ефименко Р.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Семеновой Т.А. о взыскании обязательных платежей по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование,
по апелляционной жалобе Семеновой Т.А. на решение Облученского районного суда ЕАО от 08.11.2017,
Заслушав доклад судьи Кочева С.Н., пояснения административного ответчика Семеновой Т.А., представителя административного истца Щербилис Д.О., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (далее - МИФНС России № 1 по ЕАО, инспекция) обратилась в суд с административным иском к Семеновой Т.А. о взыскании обязательных платежей по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование.
Требования мотивировала тем, что Семенова Т.А. состоит на учёте в МИФНС России № 1 по ЕАО и в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому муниципальному району ЕАО (далее - ГУ УПФ РФ по Облученскому муниципальному району ЕАО) в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты физическим лицам. В адрес Семеновой Т.А. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 30.11.2016 № 031S01160017763 и предложено в добровольном порядке до 20.12.2016 уплатить задолженность по пени в размере 8371 рубль 81 копейку.
В связи с неуплатой страховых взносов начислена пеня за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7063 рубля 04 копейки в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в сумме 1308 рублей 77 копеек в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Инспекция просила взыскать с Семеновой Т.А. задолженность пени за указанный выше период в общем размере 8371 рубль 81 копейку.
Решением Облученского районного суда ЕАО от 08.11.2017 постановлено:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Семеновой Т.А. о взыскании обязательных платежей по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование, удовлетворить.
Взыскать с Семеновой Т.А., зарегистрированной по адресу: <...>, задолженность по пене за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7063 рубля 04 копейки, задолженность по пене за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1308 рублей 77 копеек, а всего взыскать 8371 рубль 81 копейку.
Взыскать с Семеновой Т.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Семенова Т.А. просит отменить данное решение, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Мотивируя жалобу указала, что требование от 30.11.2016 № 031S01160017763 не имеет к иску инспекции никакого отношения, поскольку это является требованием ГУ УПФ РФ по Облученскому муниципальному району ЕАО. В решении суда отсутствуют доказательства о мерах по взысканию платежей, применённых органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Не доказан факт наличия требования МИФНС России № 1 по ЕАО о взыскании обязательных платежей по страховым взносам, следовательно, отсутствует её заявление о признании требования инспекции. Кроме того, обращает внимание, что деятельность её в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 04.03.2015.
В возражениях МИФНС России № 1 по ЕАО просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Указывает, что согласно выписке из ЕГРИП Семенова Т.А. с 04.03.2015 не осуществляет предпринимательскую деятельность, однако имеет задолженность по страховым взносам в отделении Пенсионного фонда РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.п. 7 п. 5 Порядка взаимодействия отделением Пенсионного фонда РФ с управлениями ФНС по субъектам РФ от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12 ГУ УПФ РФ по Облученскому муниципальному району ЕАО в инспекцию был передан пакет документов по задолженности по страховым взносам Семеновой Т.А.
В связи с этим инспекцией было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, который был отменён в виду несогласия Семеновой Т.А., и в дальнейшем подано административное исковое заявление. В суде первой инстанции Семенова Т.А. требования признала в полном объёме, о чём представила суду письменное заявление. Кроме того, полагает, что административным истцом апелляционная жалоба подана с нарушением сроков и не содержит ходатайство о восстановлении процессуального срока.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Семенова Т.А. доводы жалобы поддержала в полном объёме, дополнительно пояснила, что к требованию от 30.11.2016 не был приложен расчёт, из которого было бы понятно, на основании чего рассчитана пеня. С наличием задолженности она согласна, но не согласна с её суммой, какова задолженность она не знает, свой расчёт не производила.
Представитель административного истца МИФНС России № 1 по ЕАО Щербилис Д.О. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что по состоянию на 2015 год сумма задолженности Семеновой Т.А. составляет 88 310 рублей 05 копеек. В направленном Семеновой Т.А. требовании недоимка не взыскивается, а взыскивается исключительно пеня, начисленная на недоимку. Так, в 2010 году Семенова Т.А. должна была внести платёж в сумме 10 327 рублей 45 копеек, на эту сумму, и начислена пеня. Некоторые части задолженности взыскиваются посредством выдачи судебных приказов. Каким образом взыскивать задолженность решает отдел урегулирования задолженности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что Семенова Т.А. состояла на учёте в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по г. Биробиджану ЕАО в период с 24.10.2005 по 04.03.2015.
УПФР по Облученскому муниципальному району ЕАО 30.11.2016 в адрес Семеновой Т.А. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 в сумме 8371 рубль 81 копейку. Установлен срок для добровольного исполнения требования - 20.12.2016. Указанное требование направлено Семеновой Т.А. 07.12.2016, что подтверждается реестром заказных писем.
В связи с неисполнением административным ответчиком требований пенсионного органа, 27.04.2017 МИФНС России № 1 по ЕАО обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
16.06.2017 определением мирового судьи Теплоозерского судебного участка Облученского судебного района ЕАО в связи с поступившими возражениями Семеновой Т.А., судебный приказ от 11.05.2017 о взыскании с неё задолженности по пене по страховым взносам был отменен.
11.09.2017 МИФНС России № 1 по ЕАО предъявлен настоящий иск.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Указанные плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Размеры страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов определены в ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 названного закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчёт сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период, производится плательщиками страховых взносов самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
Частью 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
На неуплаченную в установленный законом срок сумму страховых обязательств начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.ч. 3, 5, 6 ст. 25 Федерального закона 212-ФЗ).
Таким образом, пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых взносов могут быть начислены пени.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расчёт задолженности является арифметически верным, административный ответчик факт и размер задолженности признала в полном объёме, в связи с чемтребования о взыскании с Семеновой Т.А. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование законны и обоснованны.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку наличие задолженности по страховым взносам и пени у административного ответчика подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто административным ответчиком.
Так, согласно справке о задолженности от 25.04.2017 № 1145 Семенова Т.А. по состоянию расчётов на 24.04.2017 имеет задолженность по налогу 105 563 рубля 20 копеек.
Из расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам от 07.02.2018 и таблиц расчёта пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в Фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный Фонд обязательного медицинского страхованияследует, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 в виде фиксированного платежа составила:
в 2010 - 10 327 рублей 45 копеек, в 2011 - 13 509 рублей 60 копеек, в 2012 - 14 386 рублей 32 копейки. На указанные суммы начислена пеня соответственно 1908 рублей 34 копейки, 2496 рублей 34 копейки и 2658 рублей 36 копеек, всего 7063 рубля 04 копейки.
Недоимка по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 05.05.2015 по 30.11.2016 в виде фиксированного платежа составила:
в 2010 - 571 рубль 56 копеек, в 2011 - 1610 рублей 76 копеек, в 2012 - 2821 рубль 93 копейки.
Недоимка по страховым взносам втерриториальный Фонд обязательного медицинского страхования за аналогичный период составила в 2010 - 1039 рублей 20 копеек, в 2011 - 1039 рублей 20 копеек, при этом согласно расчёту пени один из платежей включён в таблицу ФОМС.
На указанную выше недоимку начислена пеня, составившая в ФОМС соответственно 105 рублей 61 копейку, 297 рублей 65 копеек, 192 рубля 03 копейки, 521 рубль 45 копеек, всего 1116 рублей 74 копейки; в ТФОМС 192 рубля 03 копейки, а всего в фонд обязательного медицинского страхования 1308 рублей 77 копеек = (1116,74+192,03).
Расчёт пени за указанный выше период проводился по формуле: сумма недоимки х (ставку рефинансирования ЦБ РФ : 1/300) х дни просрочки, судебнойколлегией проверен иарифметическиявляется верным. В опровержение расчёта административный ответчик свой расчёт и доказательства, опровергающие правильность расчёта не представила. Сведений об уплате страховых взносов за спорный период в деле не имеется.
Довод жалобы о том, что не доказан факт наличия требования МИФНС России № 1 по ЕАО о взыскании обязательных платежей по страховым взносам, поскольку требование от 30.11.2016, направленное ГУ УПФ РФ по Облученскому муниципальному району ЕАО, к налоговой инспекции не имеет никакого отношения, основаны на неверном толковании закона.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Недоимка у Семеновой Т.А. образовалась до 01.01.2017, в связи с чем налоговая инспекция действовала правомерно, осуществляя взыскание пени по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Довод возражений административного истца относительно пропущенного срока подачи апелляционной жалобы является не состоятельным. Мотивированное решение судом первой инстанции изготовлено 13.11.2017, жалоба подана в суд 13.12.2017, то есть в установленные сроки обжалования, предусмотренные КАС РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Облученского районного суда ЕАО от 08.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Семеновой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи