Судья Бирюкова Е.А.
Дело № 2а-3049/2020 (№ 33а-52/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2021 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.,
судей Папуловой С.А., Токмачевой Н.И.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фроловой Т. Р. к Управлению Федеральной налоговой службы по ЕАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе представителя административного истца С. на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 05.11.2020.
Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., пояснения представителя административного ответчика Исаевой Ю.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фролова Т.Р. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что с 04.07.2012 по 30.01.2015 административный истец была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП).
За период деятельности образовалась задолженность по страховым взносам в ГУ-УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району. Пенсионным органом вынесены постановление от 15.04.2013 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., пени в размере <...> руб., и недоимку на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.; постановление от 01.04.2014 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., пени в размере <...> руб., и недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.; постановление от 11.08.2015 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., пени в размере <...> руб. и недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.; постановление от 09.08.2016 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., пени в размере <...> руб., и недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.; постановление от 09.11.2016 № <...> о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб.
Считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания переданных органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ недоимок по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017.
Просила суд признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившееся в несписании задолженности по страховым взносам за период с 2013-2016 годы, обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО списать задолженность Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., как безнадежную к взысканию.
Определением от 16.10.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в ЕАО.
Представитель административного истца С. в судебном заседании отказалась от административного иска в части требований об обязании списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., о чем представила заявление, в котором указала, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны. В остальной части требования уточнила, просила признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, выразившееся в несписании налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 2013-2016 годы, обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., как безнадежную к взысканию.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.11.2020 административное исковое заявление Фроловой Т.Р. к Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в несписании налоговым органом задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 2013-2016 годы, возложении обязанности принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени оставлено без удовлетворения.
Производство по делу по административному исковому заявлению Фроловой Т.Р. к Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО в части требований об обязании списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. - прекращено в связи с отказом административного истца от указанной части иска.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца С. обратилась в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Указала, что вывод суда об отсутствии оснований для списания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и начисленного штрафа основан на неправильном применении норм материального и процессуального права и сделан без учёта фактических обстоятельств по делу.
Считает, что сроки взыскания задолженности истекли, что, в свою очередь, влечёт признание недоимки и задолженности по пеням безнадёжными к взысканию, а обязанность по их уплате - прекращённой.
Суд не учёл, что часть задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование списана, следовательно, механизм списания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование предусмотрен законом.
Определением суда от 20.01.2021 произведена замена административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по ЕАО (далее - УФНС России по ЕАО).
УФНС России по ЕАО представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Исаева Ю.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец Фролова Т.Р., её представитель С., представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с этим на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело в полном объёме, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в судебном заседании апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Фролова (до заключения брака - Сидоркина) Т.Р. в установленном порядке зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 04.07.2012 по 30.01.2015.
За период деятельности у административного истца образовалась задолженность по страховым взносам в ГУ-УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району, в связи с чем ей направлены требования:
- требование от 22.02.2013 № <...> об уплате в срок до 15.03.2013 недоимки в размере <...> руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., а также пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <...> руб.;
- требование от 10.02.2014 № <...> об уплате в срок до 01.03.2014 недоимки в размере <...> руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., а также пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <...> руб.;
- требование от 23.01.2015 № <...> об уплате в срок до 13.02.2015 недоимки в размере <...> руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., а также пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <...> руб.;
- требование от 07.04.2015 № <...> об уплате в срок до 28.04.2015 недоимки в размере <...> руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., а также пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <...> руб.;
- требование от 31.03.2016 № <...> об уплате в срок до 19.04.2016 пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <...> руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <...> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <...> руб.
Неисполнение в установленный срок указанных требований послужило основанием для вынесения ГУ-УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя):
- от 15.04.2013 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.;
- от 01.04.2014 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.;
- от 11.08.2015 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.;
- от 09.08.2016 № <...> о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., недоимки на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб.;
- от 09.11.2016 № <...> о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <...> руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб.
Также, 14.08.2015 на основании заявления ГУ-УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанского района мировым судьей Левобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО вынесен судебный приказ о взыскании с Сидоркиной Т.Р. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС за 2014 год и пени на недоимку за 2012, 2013, 2014 годы в общем размере <...> руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку признанием недоимки по страховым взносам и пени безнадежными к взысканию и её списанием наделён руководитель налогового органа по месту учёта налогоплательщика, а не суд, что отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм, то оснований для возложения на Межрайонную ИФНС России № 1 по ЕАО обязанности принять решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности Фроловой Т.Р. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., и пени в размере <...> руб. как безнадежную к взысканию, не имеется.
Также указал, что в части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ) при определении размера недоимки по страховым взносам, признаваемой безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, законодатель с помощью отсылочной нормы указывает на часть 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), в которой данный размер определяется только для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленный исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, в связи с чем основания для признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам суда ЕАО не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и полагает, что они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Позиция о праве налогоплательщика инициировать судебное разбирательство по вопросу признания задолженности безнадежной к взысканию сформулирована в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражным судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и носит универсальный характер.
Обращаясь с настоящим административным иском Фролова Т.Р. связывает нарушение своих прав с тем, что налоговый орган не произвел списание имеющейся у нее на 01.01.2017 задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды, и по сути просит о её списании как безнадежной к взысканию. Следовательно, именно в настоящем деле суду первой инстанции необходимо было проверить, не была ли налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пеням.
Между тем эти обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, как это предписывает часть 3 статьи 62 КАС РФ, судом первой инстанции не были определены в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, не были истребованы доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Доводы административного ответчика и выводы суда о том, что часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ применяется только в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и не применяется в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование, судебная коллегия считает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права ввиду следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утративший силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 01.01.2017.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).
В части 11 статьи 14 указанного закона предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Таким образом, признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
При этом норма статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержит ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.
Иное толкование норм материального права может привести к нарушению принципа равенства перед законом в отношении плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и плательщиков страховых взносов, добросовестно представлявших такую информацию, что является недопустимым.
На основании изложенного недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Вместе с тем в силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 данного федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу названного федерального закона (29.12.2017).
Из материалов дела следует, что постановления от 15.04.2013 № <...>, от 01.04.2014 № <...>, от <...>№ <...>, от 09.11.2016 № <...>, судебный приказ от 14.08.2015 направлены в службу судебных приставов на исполнение.
На основании указанных постановлений и судебного приказа судебным приставом-исполнителем Биробиджанского РОСП в отношении Сидоркиной Т.Р. возбуждены исполнительные производства: от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>-ИП, от <...>№ <...>-ИП, от <...>№ <...>-ИП, объединенные в сводное исполнительное производство.
В рамках указанных исполнительных производств с Сидоркиной Т.Р. взыскана задолженность в размере <...> руб.
Из постановлений о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП Россини следует, что удержания произведены за период с 18.03.2015 по 07.09.2015.
Данные исполнительные производства были окончены 13.02.2019 на основании пункта 3 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные документы возвращены взыскателю ГУ-УПФ РФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району.
Также судебная коллегия отмечает, что 29.11.2019 и 14.10.2020 налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ была признана безнадежной к взысканию и полностью списана задолженность по обязательном пенсионному страхованию за периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере <...> руб., в связи с чем административный истец отказался от иска в данной части.
Кроме того, налоговый орган 20.07.2020 обращался в Биробиджанский районный суд ЕАО с административным иском к Фроловой Т.Р. о взыскании обязательных платежей:
пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2013 в сумме <...> руб.,
пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме <...> руб.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в сумме <...> руб.,
пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС до 01.01.2017 в сумме <...> руб.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано по причине пропуска срока на обращение в суд.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что, несмотря на то, что недоимка по страховым взносам была взыскана с Фроловой Т.Р. в административном и судебном порядках, обязательства по ее уплате до для вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ ею не исполнены, исполнительные производства окончены, исполнительные документы возвращены взыскателю, налоговым органом признана безнадежной к взысканию и списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за ней продолжает числиться задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...> руб., пени - <...> руб.
Поскольку указанная задолженность имела место по состоянию на 01.01.2017, не превышает установленный частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер, то в силу приведенных выше положений закона, данная недоимка и начисленные на неё пени признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний, с учётом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса, утратил возможность её взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой об отказе в удовлетворении требований Фроловой Т.Р. подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Поскольку УФНС по ЕАО является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, следовательно, оснований для признания незаконным бездействия, выразившегося в несписании признанной безнадежной к взысканию задолженности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.11.2020 об отказе в удовлетворении требований Фроловой Татьяны Ринатовны отменить, вынести новое решение, которым:
Признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимку Фроловой Татьяны Ринатовны по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб., за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя административного истца С. считать удовлетворенной.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий И.В. Гавриков
Судьи С.А. Папулова
Н.И. Токмачева