НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область) от 06.07.2016 № 33-441/2016

Судья <...>

Дело № 33-441/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 июля 2016 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кукшиновой О.М.,

судей Мудрой Н.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Сушковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комаровской Т. Е. на решение Облученского районного суда ЕАО от 25.04.2016, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Комаровской Т. Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в РФ по Облученскому району о признании действий незаконными, обязании произвести индексацию трудовой пенсии, отказать.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в РФ по Облученскому району ЕАО Дударенко О.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца управления по опеке и попечительству ЕАО Тищенко М.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Комаровская Т.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Облученскому району ЕАО (далее ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО) о признании действий незаконными, обязании произвести индексацию трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что является опекуном <...> гражданки К., <...> года рождения. В соответствии с законом ЕАО от 27.06.2012 № 91-ОЗ «О размере и порядке выплаты вознаграждения, причитающегося опекунам совершеннолетних недееспособных граждан в ЕАО» ей (Комаровской Т.Е.), как опекуну, выплачивается вознаграждение на основании договора об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина.

Также она является получателем трудовой пенсии по возрасту. С февраля 2016 года ей положена индексация трудовой пенсии. Однако ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО произвести индексацию отказалось, поскольку она (Комаровской Т.Е.) осуществляет трудовую деятельность.

Считает, что вознаграждение, причитающееся опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, относится к мерам социальной поддержки лицам, являющимся опекунами. Осуществление опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о возмездной опеке нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, а опекунов нельзя приравнивать к категории работающих лиц. Отказ ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО произвести индексацию трудовой пенсии повлёк ухудшение её материального положения.

Просила суд признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО проиндексировать трудовую пенсию, обязать ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО проиндексировать трудовую пенсию в установленном размере, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В судебное заседание истица Комаровская Т.Е. не явилась, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без её участия.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО Дударенко О.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что отказ ответчика произвести индексацию пенсии истицы является правомерным. В соответствии со ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» индексация пенсии производится только неработающим пенсионерам. Комаровская Т.Е. относится к работающим пенсионерам, поскольку согласно выписке из лицевого счёта управлением по опеке и попечительству ЕАО на её имя отчисляются страховые взносы. Следовательно, увеличивается страховой стаж истицы, в связи с чем в соответствии с положениями п.п. 3 п. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» Комаровской Т.Е. в период её работы по договору 1 августа каждого календарного года производится корректировка пенсии в сторону увеличения. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца управления по опеке и попечительству ЕАО Матюшина В.Ю. с исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства вправе, исходя из интересов недееспособного гражданина, заключить договор с опекуном на возмездных условиях. Возмездный договор об осуществлении опеки в отношении <...>К. заключен с опекуном Комаровской Т.Е., по условиям договора истице выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в сумме <...> рублей. С указанной суммы управлением по опеке и попечительству перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, налог на доходы физических лиц. Между Комаровской Т.Е. и управлением по опеке и попечительству ЕАО отсутствуют трудовые отношения, записи о приёме на работу в трудовой книжке истицы не имеется, вознаграждение, выплачиваемое Комаровской Т.Е., заработной платой не является, а относится к мерам социальной поддержки. Решение ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО об отказе Комаровской Т.Е. в индексации трудовой пенсии является незаконным. Просила удовлетворить исковые требования.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Комаровская Т.Е. просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указала, что судом при вынесении решения допущено нарушение норм материального права. На основании постановления администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от <...>№ <...> она является опекуном <...>, осуществляет уход и присмотр за ней, удовлетворяя её потребности в еде, гигиене, передвижении и др. Она не осуществляет трудовую деятельность и не работает по гражданско-правовому договору. Она не устраивалась на работу в управление по опеке и попечительству ЕАО, трудовой договор или договор об оказании возмездных услуг с ней органы опеки не заключали, заработную плату она не получает. Между ней и управлением по опеке и попечительству заключен договор об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего гражданина от 01.02.2013, на основании которого ей выплачивают вознаграждение, как меру социальной поддержки, а не как заработную плату или плату за оказание возмездных услуг управлению. Данный договор нельзя признать гражданско-правовым договором, а её нельзя приравнивать к работающим гражданам.

Зачисление страховых взносов на лицевой счёт не подтверждает её трудоустроенность или выполнение ею возмездных услуг за определённую плату.

Поскольку она не является работающим пенсионером, ей положено индексировать страховую пенсию.

Комаровская Т.Е. в апелляционную инстанцию не явилась. О времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без её участия.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца управления по опеке и попечительству ЕАО Тищенко М.Ю. требования и доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять новое решение, которым требования Комаровской Т.Е. удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в РФ по Облученскому району ЕАО Дударенко О.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить в силе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Комаровская Т.Е., <...> года рождения, является получателем трудовой пенсии по возрасту с <...> года.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

<...>Комаровская Т.Е. обратилась в ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО с заявлением об индексации трудовой пенсии.

ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО <...> за № <...> в адрес Комаровской Т.Е. направило ответ, в котором указало, что пенсия ей будет выплачиваться в прежнем размере, поскольку с 2016 года индексация пенсий в феврале касается пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30.09.2015, не относились к категории самозанятых лиц по состоянию на 31.12.2015. По состоянию на 30.09.2015, согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица за Комаровскую Т.Е. за отчётный период по договору отчитывался страхователь - управление по опеке и попечительству ЕАО.

Не согласившись с ответом пенсионного органа, Комаровская Т.Е. обратилась в суд и просила обязать ответчика проиндексировать её трудовую пенсию в установленном размере.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истица Комаровская Т.Е., выполняя обязанности по договору об осуществлении опеки возмездно, фактически исполняет обязанности по гражданско-правовому договору об оказании услуг за вознаграждение, за Комаровскую Т.Е. управлением по опеке и попечительству ЕАО производятся отчисления страховых взносов и уплачиваются налоги, поэтому её следует признать выполняющей оплачиваемую работу. В связи с чем, законных оснований для индексации страховой части пенсии истицы с 01.02.2016 не имеется, отказ ответчика в индексации пенсии является обоснованным.

Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчётом, предусмотренным ч. 2, 5-8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учёта индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из содержания п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по состоянию на последний день последнего отчётного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2016).

В случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 01.10.2015 по 31.03.2016 пенсионер вправе не позднее 31.03.2016 представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном ч. 2 и 4 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п. 2 ст. 7).

Таким образом, правоопределяющее значение при проведении увеличения размера пенсий с 01.02.2016 имеет дата 30.09.2015, на которую пенсионный орган определяет является ли гражданин работающим по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО от <...>№ <...>Комаровская Т.Е. назначена опекуном над <...>К., <...> года рождения.

<...> между управлением по опеке и попечительству ЕАО и Комаровской Т.Е. заключен договор № <...> об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина, в соответствии с которым истица обязалась выполнять обязанности опекуна в отношении <...>К., предусмотренные действующим законодательством, за вознаграждение, которое управление обязуется производить опекуну в размере, установленном законом ЕАО от 27.06.2012 № 91-ОЗ «О размере и порядке выплаты вознаграждения, причитающегося опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, в ЕАО».

Выплаты, начисляемые и производимые органами опеки и попечительства в пользу опекунов по договору об осуществлении опеки на возмездных условиях, подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» предусматривающей, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на застрахованных лиц, граждан Российской Федерации, распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счёте в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение опекунам совершеннолетних недееспособных граждан не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Таким образом, периоды осуществления опеки на возмездной основе по договору об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина засчитываются в трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении. Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера.

Из представленной суду выписки из лицевого счёта застрахованного лица (страховой номер индивидуального лицевого счёта № <...>) установлено, что страхователь - управление по опеке и попечительству ЕАО производит отчисление страховых взносов на страховую часть пенсии К.

С учётом страховых взносов за отработанный период в <...> годах ГУ - УПФ РФ по Облученскому району ЕАО произвёло Комаровской Т.Е. корректировку трудовой пенсии, с <...> размер получаемой ею пенсии увеличен на <...> рублей, с <...> на <...> рублей и составил <...> рублей.

Таким образом, поскольку Комаровская Т.Е., являясь стороной по договору об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина от <...>, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по опеке за подопечным за вознаграждение, то её следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на ежегодную индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренную ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В связи с указанным выше, нарушений прав Комаровской Т.Е. со стороны Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в РФ по Облученскому району судом не установлено.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной оценке обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, оснований не согласиться с решением суда у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 25.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровской Т. Е. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи